Версия для печати 996 Материалы по теме
Вернуть доверие

Более трех лет Федеральное казначейство осуществляет полномочия по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Как строится эта работа и каким образом может быть преодолен кризис доверия к аудиторской деятельности, журналу «Бюджет» рассказал руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич АРТЮХИН.

— Роман Евгеньевич, внешний контроль качества работы аудиторских организаций (ВККР АО) — в какой-то степени социальная функция Федерального казначейства. Эта деятельность ведомства в конечном итоге влияет на повышение доверия к аудиторским заключениям на бухгалтерскую (финансовую) отчетность общественно значимых организаций. Как вы считаете, насколько сегодня высоко доверие к аудиторам?

— В настоящее время во всем мире наблюдается кризис доверия к аудиторской деятельности. И этот кризис спровоцирован в том числе разрывом между ожиданиями заинтересованных пользователей и теми результатами, которые отражены в аудиторском заключении. Заинтересованных пользователей аудита интересует не только оценка соответствия аудитора и его работы требованиям стандартов, им важно понимать, отвечает ли проведенный аудит их запросам. Именно для повышения информационной ценности аудиторского заключения путем обеспечения большей прозрачности проведенного аудита на территории Российской Федерации был введен в действие Международный стандарт аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении».

Функция внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляемая Федеральным казначейством, действительно играет важную роль в системе аудиторской деятельности. Эффективный независимый надзор является гарантом доверия к качеству аудита. Именно поэтому сложно переоценить значение этой функции для широкого круга заинтересованных пользователей аудиторских заключений, каковыми являются не только инвесторы, но и простые граждане, а также общество и государство в целом.

Позвольте напомнить, что в мировой практике независимый надзор за аудиторской деятельностью как институт появился в США в 2002 году с принятием Конгрессом Соединенных Штатов закона Сарбейнса-Оксли. Это был ответ на серию недобросовестных аудиторских заключений и откровенно мошеннических действий крупного бизнеса, когда несколько выходящих на публичные торги компаний подняли цены на акции, опубликовав ложные или вводящие в заблуждение финансовые отчеты. Наиболее известной компанией, потерпевшей крах, была Enron, за которой последовали Global Crossing и Xerox. Чуть позже почти тысяча публичных компаний пересмотрела свою финансовую отчетность, что привело к корректировке их рыночной стоимости почти на 6 триллионов долларов США.

С тех пор указанная модель надзора за аудиторами была воспроизведена в крупнейших странах мира, регуляторы (надзорные органы) которых объединились в Международный форум независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR). Сегодня эта организация насчитывает 55 стран-членов.

Для понимания и оценки эффекта, который оказывает деятельность независимых регуляторов аудиторской деятельности на качество аудита, IFIAR на постоянной основе осуществляет мониторинг проведенных проверок аудиторских организаций, выдававших аудиторские заключения на отчетность общественно значимых организаций, в ходе которых выявлялось как минимум одно нарушение обязательных требований. Согласно данным последнего обзора результатов инспекций IFIAR, вышедшего в 2018 году, наблюдается стабильное снижение количества выявляемых нарушений — с 47 процентов в 2014 году до 37 процентов в 2018 году. Это однозначно свидетельствует об эффективности используемой модели надзора за аудиторской деятельностью.

— Тем не менее представители аудиторского сообщества не раз высказывались против того, что контроль за соблюдением Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудита и профессиональной этики осуществляет орган государственной власти, утверждая, что эту функцию должны выполнять саморегулируемые организации. Скажите, пожалуйста, в своей контрольной работе вы опираетесь на помощь саморегулируемых организаций аудиторов? Какое значение деятельность СРО имеет для государственного контролера?

— Деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению контроля за аудиторскими организациями позволяет видеть изнутри возможные проблемы и заблаговременно предотвращать риски их возникновения. Необходимо отметить, что на сегодняшний день между Федеральным казначейством и СРО аудиторов налажено продуктивное взаимодействие. Казначейство России совместно с профессиональным сообществом постоянно работает над сближением подходов к организации и проведению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, обобщает правоприменительную практику и готовит предложения по совершенствованию законодательства в сфере аудиторской деятельности. В частности, в результате общих усилий мы разработали Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, а также подготовили методические рекомендации по соблюдению аудиторами требований антиотмывочного законодательства.

— В настоящее время существует только две саморегулируемые организации аудиторов, что обусловлено ужесточением требований к количественным характеристикам СРО, введенным в Закон «Об аудиторской деятельности». На ваш взгляд, такое количество СРО достаточно?

— В 2016 году аудиторские организации и аудиторы являлись членами пяти СРО аудиторов, которые в 2017 году объединились в две СРО. В настоящее время прослеживается тенденция к дальнейшему снижению количества аудиторских организаций, и в скором будущем с учетом существующих критериев численности членов СРО на рынке аудиторских услуг, возможно, останется единственная саморегулируемая организация.

На наш взгляд, в вопросе саморегулирования важным является не количество саморегулируемых организаций, а те подходы и требования, которые предъявляются к членству в них. Важной задачей СРО аудиторов является методологическая поддержка своих членов, которая в первую очередь должна быть направлена на соблюдение членами организации аудиторов требований законодательства РФ и требований к деловой репутации, что в конечном счете должно способствовать повышению качества оказываемых услуг. И, конечно же, проводимая СРО аудиторов работа в части надзора за аудиторскими организациями, должна быть направлена на сближение их подходов к проведению проверок с подходами Федерального казначейства, в том числе на единообразное применение требований законодательных и нормативных правовых актов.

— Роман Евгеньевич, опыт каких зарубежных стран вы изучаете и используете при организации деятельности по ВККР АО?

— Специалисты Федерального казначейства на постоянной основе обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Нам интересна практика всех стран с развитыми институтами внешнего контроля качества, чей опыт мы смогли бы адаптировать к российской действительности. С 2016 года Российская Федерация является членом Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности и на постоянной основе участвует в пленарных заседаниях и обучающих семинарах. Только за последний год Федеральное казначейство приняло участие в трех мероприятиях IFIAR — семинарах, посвященных проведению проверок и правоприменению, а также в итоговом пленарном заседании. Очень интересным для нас стал опыт регуляторов Великобритании, Канады, Германии, Нидерландов, Японии, Китая, Южной Африки, Австралии, Новой Зеландии и других стран — членов IFIAR.

Совсем недавно, 25–26 июля 2019 года, во Владивостоке мы провели международную конференцию «Изменяющийся мир аудита: вызовы и возможности» с участием крупных российских аудиторских организаций, их клиентов и саморегулируемых организаций аудиторов, на которую пригласили и наших иностранных коллег. В числе последних присутствовали представители регуляторов Китая, Японии, Германии, Греции, Великобритании, Узбекистана, а также IFIAR, Комитета по стандартам этики бухгалтеров и аудиторов, Совета по международным стандартам аудита и обеспечения достоверности (IAASB) и практикующего сообщества внутреннего аудита (PEMPAL) Всемирного банка.

Участники конференции отметили особую значимость трансформации аудиторской деятельности в условиях стремительного развития информационных технологий и цифровизации экономики, обсудили роль, место и значение человеческого ресурса в условиях роботизации, подчеркнули необходимость и важность соблюдения принципов этики при осуществлении аудита. Особое внимание в ходе конференции было уделено вопросам надзора за аудиторской деятельностью и его роли в поддержании качества оказываемых услуг. Большое внимание участники совещания уделили вопросам расширения международного сотрудничества, обмена опытом и укрепления взаимодействия между регуляторами аудиторской деятельности.

Для нас эта конференция имела большое значение, поскольку стала первой такой конференцией в нашей стране — до сегодняшнего дня подобных мероприятий, посвященных вопросам надзора за аудиторской деятельностью, с привлечением иностранных регуляторов в Российской Федерации не проводилось. Сама возможность ее проведения свидетельствует о накопленном нами опыте в надзорной деятельности, которым мы можем делиться с коллегами. Конференция стала для нас отправной точкой для формирования предложений, носящих инновационный характер и направленных на повышение качества работы аудиторских организаций. Данные предложения сформированы на основе опыта ведущих иностранных регуляторов аудиторской деятельности.

— Функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций Федеральное казначейство исполняет с 2016 года, после принятия этих полномочий от упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Изменились ли принципы, методы и формы контроля? Как использует или планирует использовать Федеральное казначейство имеющиеся у ведомства технологические возможности для повышения эффективности и действенности такого контроля?

— За прошедшие три с половиной года Федеральное казначейство значительно изменило подходы к осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Существующий на сегодняшний день надзор за их деятельностью направлен не только на выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере аудиторской деятельности, мы проводим огромный пласт работы, носящей превентивный характер.

Наша деятельность по анализу правоприменительной практики, применение опыта международных регуляторов, эффективное взаимодействие с органами власти и СРО аудиторов позволяют нам сегодня вести работу, направленную на создание таких условий для аудиторов, при которых допускать нарушения становится не только не выгодно, но и фактически невозможно.

В условиях стремительного развития цифровых технологий нам, конечно же, приходится строить работу по-новому. Аудиторские организации применяют программные продукты, способные обрабатывать большие объемы данных, проводить аудиторские процедуры и формировать мнение аудитора, которое в итоге ляжет в основу аудиторского заключения. Это обуславливает необходимость внедрения последних достижений в области информационных технологий и в надзорную деятельность.

В этой связи нам интересен опыт иностранных регуляторов, которые при осуществлении надзора используют программные продукты, применяемые аудиторскими организациями для проведения аудита, в том числе удаленный доступ к бухгалтерским программам и базам данных их клиентов. Имея доступ к информационным ресурсам аудитора, надзорный орган получает возможность анализа любых его материалов и рабочих документов, оснований их подготовки и изменений, а также переписки с клиентом. В результате осуществляемый им надзор приобретает всеобъемлющий характер.

Одно из приоритетных направлений нашей деятельности будет связано с разработкой аналогичной модели надзора. В этой связи нам потребуется поддержка не только Минфина России как органа, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, но и ряда других органов власти.

— Еще в 2016 году приказом Федерального казначейства создан Совет по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Расскажите, пожалуйста, более подробно о его деятельности.

— В соответствии с приказом Федерального казначейства от 30 июня 2016 года № 236 создан Совет по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. В регулярно проводимых заседаниях совета принимают участие представители Минфина России, Контрольного управления Президента РФ, Росфинмониторинга, Росимущества, Банка России, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», саморегулируемых организаций аудиторов, научного сообщества и общественных организаций. Деятельность Совета ВККР АО направлена на совместную выработку предложений, связанных с повышением эффективности внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

При Совете ВККР АО созданы три рабочие группы, которые на постоянной основе ведут работу по актуализации Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, обобщению правоприменительной практики, осуществляют методологическую поддержку, а также по вопросам соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Совет ВККР АО прежде всего является той площадкой, на которой участники свободно обмениваются мнениями, обсуждают актуальные вопросы в сфере аудиторской деятельности и вырабатывают предложения, в том числе по изменению законодательства. Для Федерального казначейства Совет ВККР АО является также и элементом обратной связи — именно на его заседаниях мы получаем оценку нашей деятельности со стороны профессионального сообщества и других заинтересованных сторон.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

 

Поделиться