25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3797 Материалы по теме
Министр экономического развития Российской Федерации М. С. Орешкин
Минэкономразвития определило экономические перспективы регионов

Министерство экономического развития по поручению Президента подготовило план дополнительных мер по повышению темпов роста экономики России на ближайшие пять лет.

В Минэкономразвития констатируют, что цикл экономического роста в России длится третий год подряд. Рост идет со средним темпом около 2%. Цель, которую необходимо достичь – это рост на уровне не менее 3% к 2021 году.

Как сообщил глава ведомства М. С. Орешкин, сейчас Министерство по поручению Президента подготовило план дополнительных мер по повышению темпов роста экономики. Он также озвучил основные элементы этого плана, главная цель которого – добиться ускоренного темпа роста инвестиционной активности, роста спроса на труд и, как следствие, обеспечения устойчивого повышения доходов населения.

Инвестиционный потенциал регионов

В регионах, по мнению ведомства, необходимо сформировать единое понимание инвестиционных перспектив региона и сконцентрировать на них организационные и финансовые возможности.

«Если смотреть на бюджетную ситуацию в регионах, то за последние годы она кардинально изменилась. По итогам прошлого года общий баланс региональных бюджетов превысил 500 миллиардов рублей, по итогам первых семи месяцев мы имеем улучшение ситуации еще на 200 миллиардов рублей, региональный долг устойчиво снижается», - говорит М. С. Орешкин.

Что предлагается сделать для изменения ситуации:

- снизить налог на прибыль для компаний, реализующих инвестиционные программы;

- нарастить инфраструктурные расходы в регионах.

«Таким образом, в целях стимулирования инвестиционного и инфраструктурного развития мы предлагаем разрешить регионам увеличивать дефицит бюджета, но, что самое важное, при этом на федеральном уровне мы предлагаем одновременно сформировать механизмы обеспечения финансовой устойчивости региональных бюджетов. Это бремя дополнительных инвестиционных расходов не должно полностью ложиться на региональные бюджеты. Сейчас такие предложения обсуждаются в правительстве», - рассказал глава Минэкономразвития.

М. С. Орешкин также отметил успешный опыт некоторых регионов, где поддержку инвестиционному развитию осуществляют не только на уровне федерации или регионов, но и на уровне муниципалитетов. Например, в Великом Новгороде часть региональных налогов от вновь созданных бизнесов напрямую направляется в бюджет муниципалитетов. С одной стороны, это дает муниципальным бюджетам средства для развития, с другой – устанавливает правильные стимулы для деятельности муниципалитетов для поддержки создания новых бизнесов.

Министр отметил важность создания в регионах инвестиционных планов развития с конкретными отраслевыми приоритетами и конкретными реализуемыми инвестиционными проектами.

Работу по подготовке инвестиционных планов развития в этом году проделали в пилотном режиме с рядом регионов. Например, в Пермском крае.

Ведомство предлагает сделать формирование таких инвестиционных планов развития как минимум пятилетними и готово выступить партнером по созданию и реализации таких планов, оказывать всю необходимую поддержку на федеральном уровне.

Рост инвестиционной активности

По мнению М. С. Орешкина, необходимо также повышать доверие предпринимательского сообщества к государству.

«Сейчас мы имеем постоянное изменение регулирования, непредсказуемость тарифной динамики, неэффективную систему контроля и надзора, недоверие к правоохранительной и судебной системам – все это факторы, которые подавляют инвестиционную активность», - говорит глава ведомства.

Он отметил, что одной из ключевых реформ в части формирования качественного инвестиционного климата является проведение реформы контроля и надзора. К 2021 году предполагается перейти на новые принципы работы контрольно-надзорных органов, основанные на риск-ориентированном подходе и предупреждении, а не на наказании. Также предполагается обновить всю систему обязательных требований с применением механизма регуляторной гильотины.

«Мы не ждем 2021 года, здесь уже идет активная работа, в начале сентября принято решение об опережающей работе гильотины в части актов Советского Союза – в течение ближайших четырех месяцев под переработку попадет 20000 таких актов. При этом в отдельных сферах – например, в общественном питании, мы планируем на базе уже разработанных стандартов, так называемой, «белой книги», провести их пилотную апробацию в ряде российских городов, таких как Москва, Казань и Калининград», - рассказал Максим Орешкин.

Увеличение доступности источников финансирования

Здесь речь идет о формировании новых механизмов долгосрочных сбережений, о запуске нового инструмента ГЧП, расширении возможностей по инвестированию средств в ипотечные ценные бумаги, а также о формировании новых механизмов коллективного инвестирования для обеспечения перетока ресурсов из сырьевых секторов экономики в наиболее перспективные отрасли.

Кроме того, по словам Министра, необходимо проведение структурной кредитной политики, способствующей перераспределению кредитного предложения от необеспеченного потребительского кредитования в пользу корпоративного и ипотечного.

«В рамках бюджетной политики мы добились минимизации дефицита, что в совокупности с падением инфляции ниже целевого уровня в 4,0%, которого мы ожидаем уже по итогам сентября – в начале октября, открывают пространства для гораздо более активного смягчения денежно-кредитной политики», - сказал глава ведомства.

Помимо этого, в плане есть еще целый ряд разделов, которые предполагают, например, работу на рынке труда по снижению структурной безработицы и цифровизации трудовых отношений. Исполнения представленного плана, рассчитывают в Минэкономразвития, будет достаточно для достижения целевых темпов роста в 3%.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно