Версия для печати 1795 Материалы по теме
Разговор не о победах

О бюджетном планировании

Главы регионов, принявшие участие в работе сессии, обсудили основные проблемы, которые возникают при реализации национальных проектов. Одним из первых был поставлен вопрос бюджетного планирования. Губернатор Рязанской области Н. В. Любимов отметил, что небольшой горизонт планирования осложняет работу. «Региону из федерального бюджета доведены лимиты до 2021 года включительно, а национальные проекты рассчитаны до 2024 года. Мы пока не понимаем, на что можно рассчитывать, если брать весь временной горизонт нацпроектов. Нам необходимо знать эти цифры до 2024 года включительно, чтобы эффективно работать», — сказал губернатор.

Это заявление рязанского губернатора поддержал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам А. М. Макаров. Он отметил, что главам регионов необходимо планировать реализацию национальных проектов от начала до конца. «Председатель правительства поставил задачу расширить горизонт планирования. Значит, надо расширить и довести его до шести лет. А регионы по многим вопросам имеют планы всего на один год».

Первый заместитель министра финансов РФ Л. В. Горнин до шести лет горизонт планирования расширить не обещал, но планы минимум на три года, по его словам, будут у всех. «Мы сделали существенный шаг: в начале года разделили субсидии в рамках национальных проектов. Основная задача на предстоящий период — эффективно выполнить целевые показатели в бюджетном цикле и увидеть объемы ресурсов до 2022 года. Это главнейшая задача для всех федеральных органов власти — в полном объеме осуществить распределение всех межбюджетных трансфертов, не только субсидий», — подчеркнул чиновник. Добавив, что у губернаторов должна быть эта информация как минимум для того, чтобы не рисковать и не прибегать к корректировкам своих бюджетов внутри финансового года.

О софинансировании

Много вопросов на сессии вызвала тема софинансирования нацпроектов из региональных бюджетов. Известно, что Федерация берет на себя большую часть расходов по нацпроектам, есть общее правило 95/5. То есть регионы софинансируют не более 5%, а некоторые и меньше. Но на практике, как рассказали губернаторы, это правило далеко не всегда выполняется. «Если говорить о софинансировании, то, наверное, наибольший вопрос у нас в регионе вызывает проект „Современная школа“, — рассказал губернатор Новгородской области А. С. Никитин. — Софинансирование по нему должно быть 97 на 3 процента, а по факту получается 83 на 17». Губернатор пояснил, что такая пропорция возникает из-за необходимости дальнейшего содержания муниципалитетами построенных объектов. Здесь необходимо отметить, что содержание объектов является функциональными расходами и никак не может быть финансировано за счет нацпроектов.

По словам Никитина, софинансирование со стороны региона федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», входящего в нацпроект «Образование», составляет 68% на 32, федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» — 51,8 на 48,2. «По таким важным направлениям по факту мы имеем существенно более высокий уровень регионального софинансирования, чем было заявлено», — продолжил губернатор. Он также отметил, что федеральные проекты, вошедшие в национальные, реализация которых началась раньше 2019 года, софинансируются в пропорции 77% на 23%.

В целом, по словам Никитина, объем дополнительных затрат, не укладывающийся в установленные для региона пропорции 77% на 23 и 97% на три, в 2019 году составит 587 миллионов рублей. «Это то, что не было посчитано. В частности, подключение к сетям, дозакупку оборудования, которое не вошло в типовые проекты», — пояснил губернатор.

Губернатор Рязанской области Любимов также был недоволен тем, что по ряду федеральных проектов, в первую очередь в сфере образования, софинансирование из областного бюджета доходит до 65%. Он отметил, что его регион только по восьми проектам обеспечивает софинансирование в пределах установленных для него 3%, по остальным приходится тратить дополнительные средства.

Губернатор Ивановской области С. С. Воскресенский в своем выступлении обратил внимание на софинансирование санитарной авиации. «По линии здравоохранения до нас доведены цифры по санитарной авиации — средний уровень софинансирования со стороны региона — 35 процентов. При этом диалог очень простой: не нравится, и этого не будет», — рассказал он.

Горнин, отвечая на претензии губернаторов, заверил, что главы регионов увидят софинансирование со стороны федерального центра до 2022 года в полном объеме. Пропорции будут в утвержденных для каждого региона границах. В среднем это 95% — Федерация, пять — субъект.

Также первый замминистра финансов РФ заявил, что Минфин России намерен в ближайшие шесть лет каждый год выделять не менее 50 миллиардов рублей грантовой поддержки для регионов. Критерием ее распределения станет достижение целей нацпроектов. «Губернаторы могут быть уверены, что объем грантов до 2022 года будет не менее озвученной цифры, а дальше мы можем предусмотреть увеличение ресурсного обеспечения», — подчеркнул он.

О методике расчетов

На сессии также затронули тему методик расчетов годовых показателей достижения целей нацпроектов. «Сам механизм формирования целей прошел без нашего участия, поэтому со многими вещами мы не можем согласиться», — сказал Любимов. В качестве примера он привел необходимость зарегистрировать в 2019 году в регионе шесть тысяч самозанятых. При этом из-за изменения подходов налоговых органов к учету в регионе резко упало количество зарегистрированных предпринимателей, на пять тысяч. Поддержал его и Никитин, пояснив, что налоговики сейчас активно закрывают компании, якобы не ведущие деятельности, что не позволяет выполнить показатели по занятым в малом и среднем бизнесе.

Свою солидарность выступающим по этому вопросу выразил и Макаров, отметив, что цели по числу самозанятых поставлены всем регионам, тогда как пилотный проект по упрощенной их регистрации и дистанционному сопровождению проходит только в четырех регионах. При этом, по словам депутата, инициатив по расширению этого эксперимента на большее число регионов в Госдуму не вносилось.

По мнению губернаторов, среди целей нацпроектов есть не совсем корректные. Например, рязанский губернатор указал на формулировку «уровень образованности населения». «Мы не понимаем, что это такое. Этот показатель нужно раскрыть», — заявил Никитин. А губернатор Ивановской области Воскресенский заметил: «Не надо нас оценивать по процессу, оценивайте нас по результату. Приведу конкретный пример: в мае нам было сделано замечание, что регион не доосваивает деньги по дорожному строительству. Не доосваивали потому, что ввели жесткую систему контроля качества работ и контроля за сметами. Сейчас мы номер три в стране по темпам ремонта дорог. В этом году все городские округа Ивановской области будут соединены качественными дорогами с областным центром. Поэтому спрашивайте с нас результат, а не какой процент средств освоен».

Об отчетности

Еще одна жалоба, которую озвучили главы регионов, — это огромная нагрузка, связанная с предоставлением отчетности в федеральный центр о реализации национальных проектов, причем отчетности в бумажном виде. Минфин России уже давно запустил проект «Электронный бюджет», через который должна вестись вся отчетность во все федеральные органы. Но пока в полной мере реализовать эту задачу не получается. «Только за 2019 год от всех федеральных ведомств мы получили 431 запрос по нацпроектам и написали отчетность на шести тысячах листов», — сообщил губернатор Рязанской области. А новгородский губернатор заявил, что у него в связи с национальными проектами отчетность увеличилась в семь раз. Он также отметил, что некоторые федеральные органы власти по-прежнему просят представлять отчетность на бумаге. Кроме того, к системе «Электронного бюджета» не всегда имеют доступ контрольно-надзорные органы, а это также в итоге увеличивает количество бумаг.

Подытожил работу сессии ректор РАНХиГС В. А. Мау, отметив, что проблемы, названные губернаторами, совпадают с оценками экспертов его академии. А именно: регионы не принимали участие в работе над целевыми показателями, а софинансирование проектов размывается. «Ситуация запутывается и тем, что на показатели нацпроектов накладываются показатели оценки эффективности деятельности губернаторов, и получается очень сложная конструкция. Не могу не сказать, что также хорошо бы скоординировать деятельность и заявления по регуляторной гильотине», — подчеркнул ректор. Он также отметил, что существующие параметры национальных целей нуждаются в корректировке. Мау указал и на то, что заключаемые в рамках работы по нацпроектам соглашения должны носить долгосрочный характер.

Поделиться