Максим Анатольевич МИРОНКОВ, заместитель начальника отдела экономики и инвестиций Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области
Алексей Владимирович КУДРЯВЦЕВ, главный специалист отдела экономики и инвестиций Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области
Сегодня на территории Гатчинского муниципального района реализуется четыре федеральных проекта, входящих в состав национальных проектов:
- «Современная школа» (нацпроект «Образование, ответственный исполнитель — Комитет образования);
- «Успех каждого ребенка» (нацпроект «Образование», ответственный исполнитель — Комитет образования);
- «Культурная среда» (нацпроект «Культура», ответственный исполнитель — Комитет по культуре и туризму);
- «Формирование комфортной городской среды» (нацпроект «Жилье и городская среда», ответственные исполнители — Комитет строительства и Комитет городского хозяйства и жилищной политики).
Образование
В 2019 году было подписано соглашение с областным правительством о предоставлении из бюджета региона бюджету Гатчинского муниципального района субсидии на обновление материально-технической базы учебных заведений в рамках одноименного регионального проекта «Современная школа». Проект нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами. Одно из основных мероприятий в рамках проекта — создание при общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Комитет образования Гатчинского муниципального района представил заявку в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области на включение МБОУ «Пригородная СОШ» и МБОУ «Большеколпанская СОШ» в перечень образовательных учреждений Ленинградской области, на базе которых планируется создать центры образования «Точка роста». Общая сумма запланированного финансирования за счет всех источников составляет почти 3,35 миллиона рублей. Реализация национального проекта «Образование» в рамках регионального проекта «Современная школа» в МБОУ «Большеколпанская СОШ» и МБОУ «Пригородная СОШ» осуществляется в соответствии с дорожной картой. Уже внесены изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждений и планы закупок, обновлены планы-графики, а также сформирована конкурсная документация для процедурных закупок и размещены в ЕИС извещения о проведении конкурсных процедур.
Культура
МБУ «Сиверская детская школа искусств им И. И. Шварца» в рамках нацпроекта «Культура» участвует в реализации федерального проекта «Культурная среда». Заключено соглашение на общую сумму около 10,43 миллиона рублей. Из них федеральное финансирование составит почти 3,1 миллиона рублей, областное — 6,3 миллиона рублей, более 1 миллиона — софинансирование Гатчинского муниципального района. Эти средства пойдут на приобретение музыкальных инструментов, учебно-методической литературы и на укрепление материально-технической базы школы.
Жилье и городская среда
На территории Гатчины активно реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» — принята одноименная муниципальная программа. Программа утверждена постановлением Администрации Гатчинского муниципального района от 13 октября 2017 года и была рассчитана на
Отдельное внимание хотелось бы уделить работе над проектом «Умный город Гатчина», который реализуется в рамках сразу двух нацпроектов: «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». Началась она еще в апреле 2018 года, когда по инициативе губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко стартовал проект «Умный город Гатчина».
В 2019 году Администрацией Гатчинского муниципального района разработана дорожная карта реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства в соответствии с требованиями стандарта умных городов Минстроя России, сформулирована концепция проекта — «Счастливый город равных возможностей». В мае 2019 года прошел технологический турнир — хакатон «Умный город Гатчина», в котором приняли участие более 200 разработчиков, программистов, дизайнеров и менеджеров из Санкт-Петербурга, Москвы и Ленобласти. По итогам работы хакатона было отобрано девять лучших проектов по цифровизации городского пространства. А 6 июня 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о сотрудничестве по цифровизации городского хозяйства Гатчины.
Проект «Умный город Гатчина» реализуется по восьми направлениям, в том числе «Городское управление», «Умное ЖКХ», «Умный транспорт» и пр. Рассчитан он на шестилетний период — с 2019 по 2024 год. Ряд цифровых сервисов внедряются или уже внедрены в сферах туризма и образования.
Благодаря внедрению умных светофоров на трех перекрестках города в кратчайшие сроки пропускную способность удалось увеличить на 25%, сократить время их проезда на 30%, а также снизить общую аварийность (рисунки 1, 2). Кроме того, было собрано значительное количество статистических данных, которые могут быть использованы для анализа структуры и динамики транспортного потока, моделирования и планирования дорожно-транспортной ситуации в городе.
В Гатчине также успешно внедрена и функционирует система «SMART-транспорт» — установлено 12 остановочных павильонов с электронными табло, на которых показывается время движения общественного транспорта. Каждый павильон оборудован Wi-Fi, USB-портами для зарядки смартфонов и камерами видеонаблюдения. Общественный транспорт оснащен GPS/ГЛОНАСС-трекерами. С помощью мобильного приложения «Умный транспорт» жители и гости города могут проследить за движением автобусов.
Развитие ЖКХ в рамках «Умного города» предполагает автоматизированный контроль текущего состояния ТЭК города, перевод на закрытую систему горячего водоснабжения — установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов. На данный момент часть управляющих компаний Гатчины уже являются пользователями системы интеллектуального учета коммунальных ресурсов.
Проектное управление
Необходимо отметить, что часть задач и вопросов, которые требуется выполнить и решить для реализации национальных проектов и программ, включенных в них, на муниципальном уровне целесообразно прорабатывать с помощью инструментов проектного управления. Именно так поступили в Гатчинском районе. Проектное управление позволило администрации района собрать в команду разноплановых специалистов, отвечающих за узкие направления в сфере городского управления, разработать и согласовать между собой задачи, которые коррелируются с целями нацпроектов, а также выработать план совместных действий (дорожную карту). При этом, что очень важно, в процессе работы проектного комитета вскрываются управленческие проблемы, рассматриваются риски, которые могут помешать реализации нацпроектов в будущем, и совместно прорабатываются пути решения кризисных ситуаций.
На ближайшую перспективу главной целью проектной команды района, помимо достижения поставленных нацпроектами целей, будет выработка обобщающего документа, который позволит взаимоувязать реализацию стратегий развития Гатчинского района, Ленинградской области и нацпроектов. Это в дальнейшем позволит усовершенствовать и стандартизировать управленческие подходы для решения задач на муниципальном уровне.
Сложности реализации
Найти взаимосвязь между стратегиями развития и нацпроектами — одна из основных проблем при реализации нацпроектов и госпрограмм на местном уровне. Ведь несмотря на то, что нацпроекты универсальны, специфика каждого муниципального образования накладывает свой отпечаток на объем и требуемые характеристики их реализации.
Существуют и другие сложности, с которыми приходится сталкиваться местному самоуправлению. Наверное, наиболее существенной является скудость муниципальных бюджетов, точнее, их дефицитность. Бюджеты позволяют решать лишь текущие вопросы (и то не в полном объеме).
Впрочем, национальные проекты — это не только о простой трате средств. Администрации муниципальных образований и правительства субъектов в путях реализации нацпроектов на местах должны найти новые точки роста социально-экономического развития муниципалитетов. Отсюда и дополнительная ответственность для региональных правительств и глав местных администраций за целесообразное и оперативное распределение ресурсов.
Успех реализации нацпроектов в муниципалитетах также зависит от качества статистической информации. Однако полноценная и достоверная статистическая информация в разрезе каждого муниципального образования сегодня фактически отсутствует.
Большая проблема с кадрами. Реализация нацпроектов происходит на фоне дефицита специалистов — остаются вопросы по их компетенциям в области проектного управления и стратегического планирования. Особенно это касается отраслевиков.
Не все так просто и с финансированием. Здесь тоже есть свои нюансы. Проблема — в самой системе финансирования мероприятий нацпроектов, а именно прохождение денег из федерального и регионального бюджетов не через финансовый орган администрации района, а через Федеральное казначейство. Эта схема усложнила процедуры согласования, уточнения и выплат денежных средств. Изменение (удлинение) сроков согласования привело к тому, что потребовалось выделить отдельных специалистов как в финансовом органе района, так и в штатных структурах главных распорядителей бюджетных средств администрации района, и это вызвало увеличение документооборота и материальных затрат на осуществление проекта.
Мало того, при реализации национальных проектов администрация столкнулась с пристальным контролем (отчасти излишним) со стороны правоохранительных органов. Так, помимо разовых запросов администрация района ежемесячно предоставляет отчет в прокуратуру о ходе реализации нацпроектов на территории района.
Все это ни в коей мере не способствует решению тех задач, которые стоят перед местным самоуправлением. Здесь требуется пересмотр основ системы управления в администрациях муниципалитетов и системы отношений с правительствами субъектов. Необходим уход от директивного подхода и переход к партнерским отношениям. Реализация национальных проектов в муниципалитетах может стать новой формой взаимодействия и взаимообратной связи в самой вертикали власти: снизу вверх.