Версия для печати 2490 Материалы по теме
Единые требования к участникам закупок у МСП

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативноправового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

В рамках Закона № 223-ФЗ различают закупки с участием малых и средних предприятий и закупки с участием исключительно малых и средних предприятий. В первом случае закупка проходит в общем порядке, предусмотренном положением о закупке заказчика, и лишь в случае победы субъекта МСП включаются «особенности» вроде ограничения предельного срока оплаты по договору. Во втором случае законодательство предусматривает дополнительные требования к заказчику и на стадии планирования, и на стадии проведения закупки. Именно о второй категории закупок далее и пойдет речь.

Для заказчика основной причиной проведения закупок, к которым допускаются исключительно МСП, является соответствующее требование законодательства. Установленный годовой объем таких закупок должен составлять не менее 15% от совокупной стоимости договоров, заключенных по результатам закупок (со следующего года этот объем увеличивается до 18%, а суммарная стоимость договоров, заключенных с МСП, — до 20%). При этом ни победа малого предприятия в обычной закупке, ни заключение с ним прямого договора не считаются исполнением этой обязанности заказчика. За неисполнение же обязанности законодательством предусмотрено жесткое наказание: обязанность 11 месяцев проводить свои закупки по правилам Закона № 44-ФЗ. Данное требование содержится в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Подразумевается, что норму подпункта «б» пункта 4 положения, утвержденного постановлением № 1352, заказчик будет исполнять с помощью инструментария, установленного статьей 3.4 «Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства» Закона № 223-ФЗ. Хотя, строго говоря, само постановление № 1352 не содержит требование о непременном использовании именно этой статьи для проведения закупок в порядке подпункта «б» пункта 4.

Если заказчик решился не просто проводить закупку, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, но и сделать эту закупку непременно конкурентной в смысле действующей редакции Закона № 223-ФЗ, то ему необходимо быть готовым столкнуться с целым рядом ограничений и сегодня, и в будущем. И одним из ключевых ограничений, анонсированных регулятором, должен стать запрет на предъявление к участникам такой закупки требований, предусмотренных положением о закупке.

Требования к участникам закупки

По общему правилу заказчик указывает в своем положении о закупке все потенциальные требования, которые в той или иной ситуации могут предъявляться к участникам его закупок. Требования, не предусмотренные положением о закупке, предъявлять к участнику нельзя, как нельзя предъявлять и требования, не указанные прямо в закупочной документации. Однако какие из предусмотренных положением о закупке требований включать в документацию конкретной закупки, заказчик имеет право решать в каждом случае индивидуально в зависимости от предмета закупки.

Так же индивидуально решается вопрос и о конкретных показателях соответствия каждому требованию, и о порядке подтверждения такого соответствия. Ведь, например, для монтажа высокоточного оборудования может потребоваться десятилетний опыт аналогичных работ, подтвержденный специальными экспертными заключениями, а при строительстве подсобного помещения достаточно бывает и пары лет опыта, подтвержденного актами выполнения работ, при закупке же клининговых услуг опыт порой не нужен вовсе. Главное условие при этом: ко всем участникам одной закупки должны предъявляться одни и те же требования. Однако все это касается лишь проведения закупок по правилам Закона № 223-ФЗ. По правилам Закона № 44-ФЗ при закупке любых товаров, работ и услуг (за редчайшим исключением) к участникам закупки предъявляются одни и те же требования в строгом соответствии с перечнем, установленным в законе. Причем что бы ни закупал заказчик, он не может ни сократить, ни расширить этот перечень. Именно такой подход и планируется внедрить при проведении закупок у МСП в порядке статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Требования к МСП

Неоднократно озвучивалось то, что требования к участникам конкурентных закупок с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства будут установлены по аналогии с контрактной системой. Вероятнее всего, аналогия эта будет касаться не только описанного выше уравнительного подхода в виде использования одних и тех же требований независимо от предмета закупки, но и самого перечня требований.

Какие требования разрешает и предписывает предъявлять к участникам закупки Закон № 44-ФЗ? Согласно части 1 статьи 31 этого закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. К примеру, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным согласно законодательству РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги; в отношении участника не должна проводиться процедура ликвидации, и его деятельность не должна быть приостановлена в административном порядке. Кроме того, у участника не должно быть недоимки по налогам и сборам за прошедший календарный год в размере более четверти балансовой стоимости активов участника закупки; ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ, и т. д. Всего в законе содержится десять пунктов различных требований.

Как уже было сказано, заказчик не имеет права решать — устанавливать или не устанавливать в конкретной закупке то или иное требование из этого перечня. Предел его усмотрения — право дополнить этот перечень требованием об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Большинство перечисленных в законе требований подтверждается одним-единственным способом — декларацией участника закупки. И вот здесь уж заказчик решает, поверить ли конкретному участнику закупки на слово или перепроверить сведения его декларации самостоятельно силами закупочной комиссии. Обязан заказчик перепроверять лишь факт того, что участник закупки не является оффшорной компанией. Ну и при закупке лицензируемой и подобной ей продукции поставщик помимо декларации обязан предоставить эту самую лицензию, сертификат и т. п.

О декларации стоит сказать подробнее. Так, в частности, каждый участник закупки декларирует то, что между ним и заказчиком отсутствует конфликт интересов. Под конфликтом интересов понимаются исключительно случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоит либо в браке с лицом, которое является выгодоприобретателем, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, управляющим и пр.), либо находится с ним в близком родстве (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья или сестры), является усыновителем или усыновленным. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества.

Какой вывод можно сделать из этого перечня? Во-первых, в преференциальной закупке не может участвовать компания сына руководителя заказчика, но вполне может участвовать предприятие, оформленное на племянника, на бывшую жену или на будущую жену. Все это конфликтом интересов не считается. Во-вторых, даже если у поставщика вдруг оказались родственники в закупочной комиссии, поймать его на предоставлении заведомо ложных сведений едва ли получится, ведь на момент объявления закупки и подачи заявки на участие в оной он не знал и не мог знать персонального состава закупочной комиссии заказчика. Более того, именно такое незнание и свидетельствует об отсутствии конфликта интересов.

Если в этой части декларация является формальной, фактически лишенной предметного содержания, то в других частях именно детали определяют решение о допуске или недопуске поставщика к участию в закупке. Так, например, требование об отсутствии недоимок по налогам считается выполненным, если поставщик подал заявление об обжаловании недоимки и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято. Требование об отсутствии судимости считается выполненным, если судимость была, но уже погашена или снята, а требование об отсутствии административного взыскания считается выполненным, если с момента такого взыскания прошло больше двух лет.

По правилам статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ разделение заявки на первую и вторую части фактически лишает заказчика возможности учитывать уровень квалификации в качестве критерия оценки и сопоставления заявок

Здесь же стоит сказать о коррупционных преступлениях и нарушениях. В Законе № 44-ФЗ в качестве таковых обозначено незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве (статьи 289, 290, 291, 291.1 УК РФ) и незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ).

Квалификация МСП

Как видно из перечня, установленного Законом № 44-ФЗ, законодательные требования к участникам закупки касаются лишь общей правоспособности и отчасти деловой репутации. Требования же, связанные с наличием квалификации и опыта работ, в этом перечне отсутствуют. Такова общая установка регулятора: опытный и квалифицированный поставщик не должен иметь никаких преимуществ перед поставщиком неопытным и неквалифицированным, но предлагающим похожую продукцию.

Что это означает на практике? Во-первых, для выполнения обязательства по поддержке малого и среднего бизнеса заказчику придется расширять практику проведения закупок в порядке подпункта «б» пункта 4 положения, утвержденного постановлением № 1352, но при этом не соответствующих понятию конкурентных в смысле Закона № 223-ФЗ. Такой подход актуален при осуществлении закупок, для которых имеет значение квалификация поставщика. Ведь по правилам статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ разделение заявки на первую и вторую части фактически лишает заказчика возможности учитывать уровень квалификации в качестве критерия оценки и сопоставления заявок. Установление же закрытого перечня требований не оставляет возможности учитывать уровень квалификации даже в качестве требования, определяющего основания допуска к участию в закупки.

Во-вторых, установление закрытого перечня требований при тактическом упрощении участия в закупке стратегически сужает рынок продукции, которая может быть закуплена у субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ. Фактически МСП в преференциальном порядке могут осуществлять лишь поставки простейшей стандартизированной продукции, то есть как раз такой, которая может быть эффективно закуплена с помощью открытого одноэтапного аукциона. Собственно, именно такой электронный аукцион фактически является и основным способом проведения государственных закупок, и основным способом проведения закупки с участием исключительно малых и средних предприятий по правилам статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Поделиться