25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4191 Материалы по теме
Льготные лекарства и переход на электронный рецепт: опыт Рязанской области

Несмотря на очевидную социальную значимость льготного лекарственного обеспечения, во многих регионах по-прежнему наблюдаются проблемы в данной сфере. Несвоевременно проведенные торги, просрочка лекарств на аптечных складах приводят в конечном итоге к нарушению прав льготников и нерациональному расходованию огромных сумм, выделяемых государством на закупку льготных медикаментов. В Рязанской области для устранения этих проблем было решено построить единую региональную информационную систему управления льготным лекарственным обеспечением на базе российской цифровой платформы «Парус». Как система помогла взять под контроль ситуацию с льготными препаратами в регионе, рассказывает Марина Юрьевна МИЛОВАНОВА, генеральный директор компании «Парус — Рязань», реализующей данный проект.

— Марина Юрьевна, с какими сложностями в сфере льготного лекарственного обеспечения столкнулась Рязанская область и почему было необходимо создавать единую информационную систему?

— Ранее в области функционировало большое количество децентрализованных баз медицинских и аптечных систем, использовались разрозненные справочники. В таких условиях было просто невозможно оперативно консолидировать информацию об остатках препаратов в аптечных учреждениях и предоставить ее врачу в момент выписки рецепта, корректно определить потребность региона в медикаментах и своевременно провести закупочные процедуры.

Все это приводило к отсроченному обслуживанию льготных рецептов, отсутствию оперативного контроля за сроками годности препаратов. Стало понятно: чтобы решить эти проблемы и осуществлять управление запасами медикаментов в регионе в режиме онлайн, нужно централизовать как планирование потребности в льготных лекарственных препаратах, так и учет их движения на территории всего субъекта РФ.

— Расскажите подробнее, как именно в рамках централизованного процесса автоматизировано планирование объема медикаментов, которые необходимо закупить для всей области?

— В единой системе все подведомственные учреждения оформляют заявку о потребности в льготных лекарственных препаратах с указанием международного непатентованного (в некоторых случаях — торгового) наименования, лекарственной формы, дозировки, количества таблеток в упаковке и других необходимых характеристик. Формируется сводная потребность региона, позиции объединяются в аукционы, и на портал госзакупок передается аукционная документация (рисунок).

Рисунок. Региональная система управления льготным лекарственным обеспечением

Схема_взаимодействия_региональной_системы_управления_льготным_лекарственным_обеспечением.png

Хочу отметить, что автоматизация заявочной и закупочной кампаний значительно снижает трудозатраты специалистов Министерства здравоохранения Рязанской области. А автоматическая загрузка в систему государственных контрактов с портала госзакупок позволяет оперативно осуществлять приемку льготных лекарств региональным аптечным складом. Далее на основании разнарядок от Министерства здравоохранения Рязанской области сотрудники склада формируют расходные накладные в пункты отпуска, в соответствии с которыми медикаменты резервируются на складе, а по факту прихода отражаются в остатках аптечного учреждения. Это позволяет в единой системе вести учет льготных препаратов с указанием их местонахождения.

— Какие возможности дает централизованная система с точки зрения контроля за уровнем лекарственных запасов в регионе?

— Имея единую региональную базу данных об остатках льготных препаратов на складах аптечных учреждений, можно осуществлять мониторинг наличия медикаментов в области в целом, контролировать их ассортиментную доступность. Все операции складского учета производятся непосредственно в единой системе, поэтому доступны достоверные подробные сведения о запасах лекарственных препаратов во всех аптеках региона в режиме реального времени. Сотрудники областного Министерства здравоохранения ежедневно осуществляют мониторинг запаса льготных препаратов в регионе, контролируя как общий остаток, так и распределение лекарств по пунктам отпуска.

В случае дефицита медикаментов в конкретном пункте отпуска можно быстро найти в системе информацию о наличии препарата в других аптеках и перераспределить товарные запасы. Кроме того, в системе визуально отображаются лекарства с подходящим к концу сроком годности для того, чтобы обратить на это внимание провизоров для приоритетной реализации данного препарата. Таким образом, реализована возможность более рационального использования медикаментов в рамках региона.

— Удалось ли региону решить проблему с отсроченным обслуживанием рецептов?

— Показатели региона по количеству рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, существенно снижаются. Во многом это стало возможным благодаря поддержке в информационной системе рецептурного оборота между медицинскими организациями и аптеками, который позволяет всем участникам процесса работать с единой базой льготных рецептов.

Рецепты можно как создавать непосредственно в региональной системе, так и загружать из медицинской информационной системы, используемой в учреждении. При формировании рецепта система сразу же показывает врачу сведения о наличии препаратов в регионе, отображая удовлетворяющие запросу позиции единого номенклатора льготных лекарственных препаратов с указанием количества и места хранения. То есть при подборе препарата врач полностью ориентируется в ситуации с имеющимися в регионе медикаментами.

В случае если в запасах региона все-таки не окажется подходящего препарата, выписанный рецепт сразу же переведется в статус «отложен», что позволит ответственным сотрудникам регионального Минздрава максимально оперативно предпринять действия для решения проблемы. И что немаловажно в такой ситуации — пациент будет проинформирован о сложившейся ситуации непосредственно на приеме у врача, а не в аптечном пункте. Таким образом, стал возможен контроль обеспечения граждан льготными лекарствами вплоть до каждого рецепта.

— Какие еще преимущества от использования единой системы получают участники процесса льготного лекарственного обеспечения?

— Во-первых, экономится время пациента, который еще на приеме у врача понимает, в каком пункте отпуска он может получить лекарство по льготному рецепту. Во-вторых, ускоряется процесс обслуживания рецепта непосредственно в аптеке: теперь провизор сканирует штрихкод на бланке рецепта, система находит документ в единой базе и автоматически подбирает из складских запасов препарат в соответствии с международным непатентованным наименованием и с учетом сроков годности.

Специалисты и руководители регионального Министерства здравоохранения получили новые аналитические возможности. Уже реализовано порядка 80 отчетных форм, которые позволяют анализировать статистику по разным видам льгот, заболеваниям, категориям населения и, конечно, оперативно контролировать показатели региона по обеспечению граждан льготными лекарствами.

— В каком направлении будут развиваться функциональные возможности единой системы льготного лекарственного обеспечения Рязанской области?

— Одна из первоочередных задач — обеспечить взаимодействие с Единой национальной системой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». В настоящий момент уже успешно протестирован обмен данными о маркированных лекарственных препаратах с ФГИС «Мониторинг движения лекарственных препаратов». Идет подготовка к взаимодействию с данной системой в промышленном контуре в части препаратов, относящихся к перечню 7 высокозатратных нозологий, — оно стартует с 1 октября 2019 года.

В целом же дальнейшее развитие системы определяется направлениями приоритетного проекта «Электронное здравоохранение». Здесь одним из базовых нововведений является переход на электронные рецепты. На сегодняшний день выписка льготных рецептов в форме электронного документа уже разрешена законодательством. Мы предусмотрели возможность перехода на электронные рецепты еще при проектировании единой региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Поэтому функционал системы сегодня полностью учитывает требования нормативных правовых актов, регулирующих выписку электронных рецептов, и позволяет медицинскому работнику формировать такие документы при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Также планируется реализовать возможность выгрузки рецептов в виде структурированного электронного документа в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения Минздрава России (ЕГИСЗ РФ) после выхода соответствующих нормативных правовых актов, методических рекомендаций и интеграционных профилей. В планах также автоматизировать сбор персонифицированной потребности в льготных препаратах, что, безусловно, повысит качество лекарственного обеспечения льготников. И, кроме того, мы готовы реализовать доступ для граждан к информации о выписанных рецептах и их наличии в конкретных аптеках региона через мобильное приложение.

Подготовил В. М. СЕМЕНОВ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно