25 апреля 2024 года
Финансы — 17 октября 2019

Министр финансов рассказал о проекте федерального бюджета на ближайшие три года

Российская Федерация

Версия для печати 1888 Материалы по теме
А. Г. Силуанов: В следующем году объем финансирования национальных проектов составит 2 триллиона рублей и увеличится на 200 миллиардов по сравнению с уровнем текущего года
Министр финансов рассказал о проекте федерального бюджета на ближайшие три года

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов на комитете ГД по бюджету и налогам подробно рассказал о проекте федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Приводим текст выступления.

«В первую очередь, хочу сказать, что бюджет сконцентрировал в себе необходимый объем ресурсов и по своей доле в процентном отношении к валовому внутреннему продукту беспрецедентен – 35,1% валового внутреннего продукта в следующем году будет перераспределяться через бюджетную систему. Такого объема перераспределения никогда не было. Приведу цифры 2018 года – это 32,8%, 2006 год – 28,9%.

Поэтому очевидно, что сейчас значительный объем средств сконцентрирован именно на реализации задач, поставленных Президентом в Указе. Мы это реализовали как за счет налоговых изменений, так и за счет увеличения заимствований. И это увеличение будет осуществляться до 2024 года включительно.

Важно, что делается это в условиях, когда бюджет структурно сбалансирован, и мы увеличиваем расходы без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы. Поскольку бюджет сформирован с учетом бюджетных правил, устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов внебюджетных фондов, с учетом умеренно консервативных цен на энергоресурсы, бюджет защищен от изменений внешних факторов, внешней конъюнктуры, будь то ограничения санкциями или изменения цен на наши энергоресурсы.

Да, действительно, бюджет в последние годы формировал запасы, резервы. В следующем году у нас будет превышена 7% планка Фонда национального благосостояния, и мы сможем дополнительно, сверх бюджета, простимулировать, в первую очередь, привлечение частных инвестиций.

Нам необходимы частные инвестиции, потому что для обеспечения экономического роста необходимы именно новые вложения, новые рабочие места. Стоит задача – обеспечение роста инвестиций в экономику до 25%. Сегодня, к сожалению, этот показатель составляет 20,6%. Поэтому нам необходимо всеми мерами, в первую очередь, бюджетными, стимулирование и привлечение частных инвестиции.

Мы рассчитываем, что использование средств Фонда национального благосостояния будет осуществляться с мультипликативным эффектом, который позволит на рубль наших резервов привлечь несколько рублей частных инвестиций.

Также важно, что мы не пересматриваем бюджетные правила. Бюджетные правила говорят о том, что каждый год мы уточняем базовую цену на нефть. Если несколько лет назад это было 40 долларов за баррель, то в 2020 году – это уже 42,4 доллара за баррель, а в 2022 году – 44,2 доллара за баррель. Эксперты предлагали повысить до 45 долларов за баррель. В трёхлетке мы уже практически достигаем этой величины без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы.

Важно, что так называемый дефицит, без учета нефти и газа, стабилизировался, и составляет величину чуть ниже 6%. Это наиболее оптимальный вариант для обеспечения балансировки бюджета.

Расходы

Все наши ограничения, бюджетные правила, тем не менее, приводят к тому, что ежегодно расходы увеличиваются более чем на триллион рублей. Это огромная величина. То есть, несмотря на то, что мы руководствуемся нашими принципами, расходы увеличиваются. Если посмотреть по субъектам Российской Федерации, то их бюджеты прирастают на сумму чуть меньше триллиона рублей – где-то порядка 800 миллиардов рублей. В целом по бюджетной системе существует значительный объем ресурсов, которым нужно эффективно распорядиться, чтобы он дал свой вклад в развитие экономики, и, соответственно, в достижение ключевых целей развития, о которых мы с вами говорили.

Приоритеты

Это, конечно, национальные цели и инструмент для национальных целей – национальные проекты. В следующем году объем финансирования национальных проектов составит 2 триллиона рублей и увеличится на 200 миллиардов по сравнению с уровнем текущего года. При этом каждый год объем финансирования будет увеличиваться и составит 2,2 триллиона рублей в 2021 году, 2,7 триллиона рублей в 2022 году. Вопрос, еще раз повторюсь, в эффективности использования этого ресурса.

Если посмотреть на структуру бюджета, то в первую очередь это социальная направленность. Около 36 % – это расходы социального характера. Они увеличатся по сравнению с текущим годом более чем на 8,4%.

Важно, что наряду с ростом социальных расходов растет и инвестиционная направленность бюджета. На поддержку экономики будет выделено 16,6%, тоже с ростом почти на 2% по сравнению с уровнем текущего года.

Здравоохранение

Расходы на здравоохранение увеличатся на 50% или более чем на 340 миллиардов рублей. Если посмотреть в структуре бюджета, расходы на здравоохранение составят 3,6%. В этом году – 3,4%, в 2018 году – 3,2%. То есть на эти цели растет и доля в процентном отношении к валовому внутреннему продукту расходов. Здесь задачи – это снижение смертности, более эффективное оказание услуг, как с точки зрения высокотехнологичных медицинских услуг, так и первичной медицинской помощи. Президент поставил задачу сконцентрировать ресурсы и силы именно на первичном звене, это нашло отражение в трехлетнем бюджете.

Не буду приводить цифры, сколько будет построено ФАПов, онкологических центров. Все эти данные есть в приложениях к материалам бюджета.

Социальная политика

Также учтены задачи, которые были поставлены и в Послании, и в прямой линии Президента. Речь идет о мерах по стимулированию и повышению рождаемости, поддержке семей, которые имеют детей, росту доходов населения.

Образование

Рост на образование также составит примерно 6% или около 50 миллиардов рублей. В целом по бюджетной системе рост расходов на образование в 2020 году составит 3,8% к валовому внутреннему продукту. В текущем году – 3,7%, в 2018 году – 3,5% от валового внутреннего продукта.

Мы видим, что идет рост средств, перераспределяемых через бюджет на ключевые социальные расходы и цели. Речь идет о поддержке как высшего, так и среднего образования - подключении школ к «Интернету», ликвидации третьей смены, направлении дополнительных денег на техническое дополнительное образование детей, в том числе, технопарки, выявление талантов – все то, что необходимо нам для конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Инвестиционная активность

Мы уже говорили о том, что без роста инвестиций невозможно добиться других целей. У нас задача – привлечь частные инвестиции. Здесь есть взаимодействие с деловым сообществом, в том числе через принятие структурных мер. Мы обсудили в Правительстве законопроект, который будет давать гарантии для частных инвестиций с точки зрения неизменности условий. Мы обсудили его с деловыми кругами, в том числе с Александром Николаевичем Шохиным, деловое сообщество ждет этот закон. Поэтому надеемся, что эта структурная мера также позволит нам обеспечить стимулирование частных инвестиций.

ФНБ

В следующем году ожидаем, что около 1,7 триллиона рублей – это та цифра, которая сложится сверх 7%-ого уровня. Мы обсуждали в Правительстве принципы использования, инвестирования этих средств. Договорились, что эти принципы должны быть состыкованы с денежно-кредитной политикой Центрального банка, чтобы не вызывать укрепления курса рубля и, соответственно, снижать нашу экспортную конкурентоспособность. Поэтому принцип такой - часть этих средств, 15-20%, можем инвестировать. А также принцип привлечения на рубль инвестиций – несколько рублей частных инвестиций. И, конечно, это должны быть отрасли и направления, которые обеспечивают кумулятивный эффект для всей экономики.

Субъекты Российской Федерации

Значительная часть задач национальных целей реализуется через субъекты. Продолжим поддерживать регионы. Мы предлагаем, как было сказано Председателем Государственной Думы, обеспечить за счет субъектов Российской Федерации дополнительные инвестиционные стимулы. Предлагаем ко второму чтению вместе с депутатами Государственной Думы проработать вопрос о механизмах реструктуризации бюджетных кредитов и возможности дополнительных заимствований с учетом направления изыскиваемых средств на инфраструктуру, чтобы стимулировать экономический рост субъектов Российской Федерации и экономики в целом. Такие предложения сформулированы, отработаем ко второму чтению.

Кроме того, нас беспокоит следующий вопрос. Эти решения в Правительстве уже приняты, Председатель Правительства дал поручение о необходимости заключения всех трансфертов, порядков и соглашений в текущем году без перехода на следующий финансовый год. Напомню, по действующим порядкам мы соглашения по субсидиям с регионами заключаем до 15 февраля, а по иным межбюджетным трансфертам вообще срок отсутствует. Поэтому во исполнение поручений будут приняты такие структурные меры.

Также хочу отметить, что у нас увеличивается объем межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации до 2,5 триллиона рублей плюс 6,3%. Особое внимание будет уделено выравниванию и подтягиванию тех регионов, которые сегодня имеют низкий потенциал. Для этого в Правительстве в этом году будут приняты программы по государственной поддержке десяти наиболее нуждающихся регионов, в первую очередь это касается стимулирования экономического роста, инфраструктуры и социальных целей.

Также в следующем году будут предусмотрены дополнительные ресурсы на поддержку субъектов для обеспечения сохранения пропорций по заработанной плате по сравнению со средними по экономике региона. Кроме того, на трехлетку сохранены деньги на стимулирование регионов для обеспечения целей и задач, поставленных в Указе Президента.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно