Версия для печати 1222 Материалы по теме
Мягкие навыки в госсекторе. Что стоит изучить в 2020 году

Гибкие (или мягкие) навыки, soft skills (софт скиллз) — это комплекс неспециализированных, но важных для карьеры компетенций. Их также называют надпрофессиональными, потому что они общие для большинства сфер деятельности и не связаны с конкретной профессиональной областью.

Soft skills — одна из трех больших групп компетенций. Две другие группы называются hard skills и digital skills. К hard skills (хард скиллз, жесткие навыки) относят специальные профессиональные знания и умения специалиста. Digital skills (диджитал скиллз, цифровые навыки) — это умение работать с компьютерным оборудованием и программным обеспечением, цифровая грамотность.

Список гибких навыков широк и отличается от источника к источнику. Но, как правило, в него входят умения, связанные с управлением своими эмоциями, временем и стрессом, межличностными коммуникациями, проектным менеджментом, способностью решать проблемы.

Положительное влияние надпрофессиональных навыков на карьеру подтверждено массовыми исследованиями. Тем не менее для разных профессиональных сфер это влияние будет различным. Простой пример: карьера менеджера по продажам, скорее всего, гораздо больше зависит от софт скиллз, чем профессиональный успех аналитика больших данных. Последнего делают ценными не его межличностные навыки, а знание методик и программного обеспечения.

Развитие гибких навыков требует практики. Поэтому основной путь обучения им — тренинги, в том числе внутрикорпоративные. Тем не менее soft skills можно наращивать, читая литературу или проходя дистанционные курсы. В таком случае надпрофессиональные навыки придется отрабатывать самостоятельно.

В мировой практике soft skills — группа обязательных компетенций для специалистов государственного сектора. Мы составили список из пяти надпрофессиональных навыков, которые упоминают как наиболее важные, и обозначили, где о них можно узнать больше. Для этого мы обратились к зарубежным источникам, таким как доклад Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) «Навыки для высокоэффективной гражданской службы».

Поделиться