Версия для печати 999 Материалы по теме

Заместитель секретаря Общественной палаты Сергей Катырин 3 июля провел общественные слушания на тему «Туризм как точка опоры региональных страетгий социально-экономического развития». •

«Каждый регион вписывает в свою стратегию развитие туризма, - отметил глава Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития Вячеслав Глазычев. – Но за этими словами, как правило, ничего нет». Реальное развитие туризма – это целый конгломерат вопросов, от логистического комплекса до умения местного населения улыбаться и вести себя, считает Глазычев. Он также предложил разделить туризм на подвиды, нуждающиеся в совершенно различных подходах: бальнеологический туризм, спортивно-экстремальный, досуговый, познавательный. По мнению Вячеслава Глазычева, в обслуживании досугового туризма (рыбалка, охота, шашлыки) занято огромное число людей при полном отсутствии каких-либо точных данных. Эксперт также отметил, что развитию местного туризма во многом мешают сложные отношения местной и федеральной власти, особенно когда дело идет о собственности на землю.

Руководитель комитета по туризму ТПП РФ Юрий Барзыкин сообщил, что по итогам прошлого года дефицит платежного баланса по статье "поездки" составил $12,7млрд, а это значит, что российские туристы вывозят за границу на эту сумму больше, чем иностранные туристы ввозят в Россию. «Мы работаем на экспорт: Россию посещает гораздо меньше иностранных туристов, чем выезжают из нее россиян с целью туризма. А более 2/3 россиян вообще сидят дома и никуда не выезжают, не имея на это средств», - сказал Юрий Барзыкин.

По его словам, развитию въездного туризма мешают высокая стоимость туров, недостаточное число отелей, дефицит автобусов и круизных судов, сложная визовая процедура для граждан многих стран, а также неблагоприятный имидж страны.

С такими выводами согласен Альберт Потапов, руководитель некоммерческого проекта "Время отдыхать в России", огласивший данные статистики, согласно которой в прошлом году из России выехали с целью туризма почти 9,37 млн. граждан, а посетили ее с туристическими целями лишь чуть более 2, 21 млн. иностранных граждан.

"Мы – инвестируем в другие государства, стимулируя в них развитие туризма. По доле турбизнеса в ВВП Россия занимает лишь 138 место и, по данным журнала Forbes, входит в десятку самых опасных для посещения стран", - заявил он.

На слушаниях также приводились и другие факты, не способствующие развитию туризма в нашей стране: Россия, по данным Давосского форума, занимает 120 место по степени надежности правоохранительных органов, 104 место по отношению граждан к приезжим, 68 место по конкурентноспособности в сфере туризма и 104 место - по простоте въездного режима и 124 - по дружественности законодательства к иностранным инвестициям.

С другой стороны, Россия – один из самых динамичных поставщиков туристов в мире: по данным, приводившимся в ходе слушаний, из России в минувшем году выехало 9,4 миллиона туристов.

Однако Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского Союза туриндустрии, считает эти цифры некорректными: «Посчитано не число выехавших людей, а количество выездов, - заявила она. – А это значит, что одни и те же состоятельные люди могли съездить за границу и дважды, и трижды». Лукавыми полагает Тюрина и другие цифры – например, 12 миллионов отдохнувших в Краснодарском крае. По ее мнению, здравницы, да и дикие частники Черноморского побережья за лето просто физически не в состоянии принять такое количество отдыхающих. Зимой же пансионаты и гостиницы и вовсе стоят пустые.

Председатель Комитета по туризму Москвы Григорий Атюнфеев полагает, что все дело в правильном подходе к информационным ресурсам: «80 процентов американцев отдыхают у себя на родине, развивают свою страну, а в Турции все средиземноморское побережье построено за русские деньги, - возмущался он. – Потому что турки провели грамотную маркетинговую политику – построили аэропорты, дороги, снизили цены и широко оповестили об этом россиян. А теперь цены поднимают, понемногу замещая туристскую публику другой». По данным Атюнфеева, столицы развитых стран, даже не нуждающиеся в рекламе, тем не менее ежегодно тратят миллионы евро на привлечение туристов. В России же сегодня отсутствует система информирования собственных граждан о собственных же местах отдыха. «В регионах строятся новые гостиницы, новые рестораны, но об этом никто не знает!», - возмущался чиновник.

Юлия Бычкова, куратор фестиваля «Архстояние», рассказала о другой проблеме. Вот уже несколько лет в калужской деревне Никола-Ленивец, на окраине национального заповедника «Угра» существует музей ландшафтных объектов под открытым небом. Проводятся фестивали, в выставках участвуют именитые архитекторы как из России, так и из-за рубежа, причем объекты в основном создаются из природных материалов: дерева, соломы, шишек и даже снега. Местное население активно привлекается к участию в создании скульптур и композиций, причем за плату, а также имеет возможность зарабатывать, изготавливая и продавая гостям фестиваля сувенирную продукцию. В нынешнем году музей будет представлять Россию на биеннале в Венеции, куда в том числе поедут и деревенские жители, помогавшие создавать шедевры. В планах организаторов музея – построить гостиницу и кафе для гостей и вместе с национальным парком создать уникальный туристический объект. Однако директор национального парка категорически против такого соседства и намерен убрать самостийных художников, уничтожив все музейные объекты.

Участники дискуссии живо поддержали музейщиков и выразили готовность помочь уладить конфликт с директором национального парка.

Общественная палата России

Поделиться