25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2695 Материалы по теме
Курс на самоокупаемость

До 2017 года Крым был одним из самых высокодотационных регионов России. Причины известны, и сегодня говорить о них мы не будем. Тем более что доходная часть бюджета республики стабильно увеличивается и в ближайшие годы полуостров намерен уйти от дотационности. О бюджетных перспективах региона мы поговорили с Ириной Валерьевной КИВИКО, заместителем председателя Совета министров Республики Крым — министром финансов.

— Ирина Валерьевна, какое сейчас соотношение собственных доходов и дотаций и какими темпами снижается дотационность республики?

— В 2019 году доходная часть консолидированного бюджета Крыма составила 192,7 миллиарда рублей. Из федерального бюджета республике выделено межбюджетных трансфертов на сумму 129,8 миллиарда рублей, в том числе дотации — 43,1 миллиарда рублей, или 33,2 процента от общей суммы межбюджетных трансфертов и 22,4 процента от суммы доходов республики.

Несмотря на значительные объемы финансовой поддержки из федерального бюджета, республика является не самым дотационным регионом в стране. Так, по основному виду дотаций — на выравнивание бюджетной обеспеченности — на 2020 год федеральным бюджетом для Крыма предусмотрен 21 миллиард рублей. У семи субъектов Федерации объемы выше крымских. Это Дагестан — 73 миллиарда, Якутия — 52 миллиарда, Камчатский край — 41 миллиард, Чеченская Республика — 34 миллиарда, Алтайский край — 30 миллиардов, Ставропольский край — 24 миллиарда, Бурятия — 22 миллиарда.

Темпы развития Крыма позволили Минфину России начиная с 2018 года исключить республику из списка высокодотационных субъектов страны

Темпы развития Крыма позволили Минфину России начиная с 2018 года исключить нашу республику из списка высокодотационных субъектов страны. Теперь полуостров отнесен к перечню регионов, в бюджетах которых доля дотаций превышает десять процентов собственных доходов. В планах по исполнению бюджета Крыма 2020–2022 годов заложено постепенное снижение объемов безвозмездных поступлений и рост собственных налоговых и неналоговых доходов.

— Со следующего года, по мере ввода в эксплуатацию объектов федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма до 2022 года, федеральный центр начнет уменьшать и суммы субсидий. Как это отразится на бюджете региона?

— Бюджет Крыма, несомненно, является бюджетом развития, и это в перспективе позволит республике стать самодостаточной. В нем предусмотрены финансовые ресурсы, необходимые и для выполнения социальных обязательств, и для строительства социально значимых объектов, и для обслуживания технически сложных систем — а это ремонт автомобильных дорог регионального значения, проведение газопроводов, капитальный ремонт объектов водоснабжения, канализационных сооружений и прочее.

Крупным направлением бюджетных расходов остается стимулирование инвестиционной активности, а также создание современной комфортной инфраструктуры для жителей региона в рамках реализации ФЦП развития Республики Крым и Севастополя. Значительная часть безвозмездных поступлений из федерального бюджета направлена на финансирование объектов ФЦП. Программой предусмотрено 582 объекта на общую сумму 426,1 миллиарда рублей. Поэтому это не просто проедание государственных денег, а инвестиции в развитие Крыма.

В минувшем году расходы на реализацию социально значимых проектов в рамках ФЦП составили 68,5 миллиарда рублей. В ближайшие годы программа войдет в завершающую стадию и зависимость республиканской казны от безвозмездных поступлений из центра будет постепенно сокращаться. Конечно, снижение федеральных трансфертов уменьшит объем в целом бюджета региона, но значительно это не отразится на собственных доходах бюджета республики и местных бюджетов.

— Как изменятся налоговые поступления в бюджет республики после завершения ФЦП?

— На выполнение работ в рамках реализации мероприятий ФЦП на территорию полуострова привлекали организации из других регионов России. С целью увеличения поступлений в бюджет республики мы проводили работу по регистрации обособленных подразделений и филиалов таких организаций в налоговых органах и привлечению их к уплате налогов на территории Крыма.

На начало января текущего года на учете в налоговых органах республики состоит более 4,4 тысячи обособленных подразделений (представительств, филиалов), головные организации которых расположены в других субъектах РФ. В 2019 году от данных обособленных подразделений только НДФЛ поступило на сумму 3,3 миллиарда рублей. Завершение строительства объектов и прекращение деятельности на территории Крыма обособленных подразделений, конечно, приведет к потерям доходов. В значительной степени это отразится на местном бюджете городского округа Керчь, где были зарегистрированы обособленные подразделения компаний, осуществляющих строительство Крымского моста и подходов к нему.

— За минувший год собственные доходы республиканского бюджета заметно выросли. Каким поступлениям принадлежит наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов Крыма?

— За 2019 год в бюджет республики поступило 46,7 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов. Это на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2018-м. Рост произошел по большинству доходных источников.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета Крыма занимают три налога: НДФЛ — 41,5 процента (+1,9 миллиарда рублей к 2018 году), налог на прибыль организаций — 17,7 процента (+1,4 миллиарда), акцизы — 12,8 процента (+549,6 миллиона).

— Посыл многих последних выступлений руководства Крыма — выход на самоокупаемость. Какие меры предпринимает полуостров для этого? И как вы планируете компенсировать потери бюджета, связанные с сокращением помощи из центра и завершением крупнейших проектов?

— Резерв мы видим в имущественных налогах. С текущего года на территории Крыма введена кадастровая оценка земельных участков и объектов капитального строительства. У нас действует Программа оздоровления государственных финансов Республики Крым, рассчитанная до 2024 года. За прошлый год в рамках выполнения мероприятий программы при плановом целевом показателе 1,4 миллиарда рублей дополнительно в бюджет республики поступило 1,8 миллиарда.

Правительство Крыма совместно с региональным управлением ФНС, органами местного самоуправления на постоянной основе проводит работу по расширению налоговой базы и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов. Мы действуем сразу в двух направлениях. Первое — работаем над повышением качества администрирования. Это и актуализация сведений о транспортных средствах и их владельцах, и контроль за правомерностью применения льгот и преференций организациями — участниками свободной экономической зоны, и обеспечение обязательной постановки на учет в налоговом органе Республики Крым обособленных структурных подразделений или филиалов организаций, зарегистрированных в других субъектах Федерации. Второе направление — фискальные нормы, или увеличение ставок налогов. С 2017 года в соответствии с Налоговым кодексом увеличены ставки по специальным налоговым режимам, с 2018 года — ставки по транспортному налогу, с 2019 года изменены ставки налога на прибыль для участников СЭЗ, с 2020 года повышена ставка налога на имущество.

Крым взял курс на увеличение собственных налоговых и неналоговых поступлений и снижение субсидий из федерального бюджета. Мы стремимся к самостоятельному финансированию своих базовых расходов.

— Как вы оцениваете темпы оздоровления государственных финансов республики?

— В 2019 году в рамках подписанного соглашения Минфин России оказал нам существенную финансовую поддержку — мы получили 20,4 миллиарда рублей в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом в соглашении были существенно ужесточены требования к финансовой дисциплине региона. Помимо этого, нас обязали обеспечить и рост собственных доходов, оптимизацию расходов и совершенствование межбюджетных отношений.

По предварительным итогам, республика со всеми обязательствами успешно справилась. Выполнению требований соглашения с Минфином России способствовала и реализация принятой Правительством Крыма программы оздоровления государственных финансов до 2024 года.

— Какую финансовую поддержку получают ваши муниципалитеты?

— Это один из приоритетов при распределении расходов республиканского бюджета. Общий объем финансовой поддержки муниципальных образований в 2019 году составил 34,2 миллиарда рублей. В том числе в форме дотаций — 2,9 миллиарда рублей, субсидий — 7,8 миллиарда, субвенций — 22,9 миллиарда, иных межбюджетных трансфертов — 0,6 миллиарда рублей.

В текущем году на эти цели запланировано 39,5 миллиарда рублей. Рост к прошлому году — 15,5 процента.

— Как решается вопрос выделения средств на поддержку технической и технологической модернизации аграрно-промышленного комплекса Крыма?

— В сельском хозяйстве и пищевой промышленности создается 11,2 процента валового продукта Крыма. Количество наемных работников в данных секторах — более 70 тысяч человек, с учетом самозанятости этот показатель превышает 180 тысяч человек.

Во многом благодаря господдержке и различным программам импортозамещения агропромышленный комплекс Крыма активно развивается, заполняя внутренний рынок собственной продукцией. За последние пять лет объем государственной поддержки аграрного сектора полуострова составил более 9 миллиардов рублей. Большая часть этих средств была направлена на развитие растениеводства — 4,5 миллиарда рублей и животноводства — 1,9 миллиарда.

Мы ежегодно предусматриваем средства на оказание поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по различным направлениям. В 2019 году на эти цели направлено 2,6 миллиарда рублей, в том числе:

  • 1,85 миллиарда — на стимулирование инвестиционной активности в области виноградарства, садоводства, животноводства, включая субсидирование;
  • 0,15 миллиарда — на оказание поддержки в области растениеводства, включая субсидирование;
  • 0,36 миллиарда — на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
  • 0,07 миллиарда — на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, включая субсидирование;
  • 0,11 миллиарда — на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации, включая субсидирование сельхозтоваропроизводителей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • 0,04 миллиарда — на возмещение затрат на тепло- и электроэнергию для производства овощей защищенного грунта;
  • 0,01 миллиарда — на создание и (или) модернизацию объектов АПК, включая субсидирование;
  • 0,02 миллиарда — на развитие отраслей рыбоводства и рыболовства, включая субсидирование.

Значительной поддержкой в части модернизации производственно-технологической базы для сельхозтоваропроизводителей региона является реализация постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Оно позволяет приобретать сельскохозяйственную технику и оборудование по сниженной стоимости. В рамках данной программы в 2019 году приобретено 212 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования общей стоимостью 621,8 миллиона рублей. Прогнозируемая субсидия заводам составляет 134,5 миллиона рублей.

Также в 2019 году на полуострове увеличены мощности хранения плодоовощной продукции на 4,7 тысячи тонн. В том числе введены в эксплуатацию овощехранилище на 1,2 тысячи тонн в Ленинском районе и плодохранилище на 3,5 тысячи тонн в Кировском районе. Совокупный объем хранения плодоовощной продукции в республике составил более 99,6 тысячи тонн.

С целью модернизации и развития своих производств сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, могут получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более пяти процентов. Возмещение кредитной организации недополученных доходов происходит напрямую из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России. В 2019 году были одобрены краткосрочные кредиты 43 заемщикам республики на сумму более 1,8 миллиарда рублей. Инвестиционные кредиты одобрены 18 заемщикам на сумму более 4,5 миллиарда рублей.

— Ведущий сектор экономики Крыма — промышленный комплекс, на его долю приходится 18,2 процента ВРП. На поддержку предприятий в 2015 году из бюджета республики было выделено 22,4 миллиона рублей, в 2016-м — 83 миллиона, в 2017-м — 64,7 миллиона, в 2018-м — более 114 миллионов, а по итогам 2019 года 46 предприятий в общем получили более 139,3 миллиона рублей государственной помощи. Финансовые вливания республики в промышленность идут по нарастающей. Какую отдачу рассчитываете получить?

— По итогам 2019 года промышленное производство выросло на 17,4 процента. В 1,5 раза за счет ввода в эксплуатацию мощностей Таврической ТЭС и Сакской ТЭС увеличено производство электроэнергии. На 24,3 процента выросли показатели пищевой промышленности — увеличилась переработка мяса, морепродуктов, выработка молочной продукции, производство готовых кормов. На 12,2 процента больше Крым стал производить напитков. Производство резиновых и пластмассовых изделий выросло в 1,3 раза, электрического оборудования — на 10,7 процента, прочих готовых изделий — на 31,8 процента.

Особое внимание правительство республики уделяет стабильной работе предприятий оборонно-промышленного комплекса, который является лидером высокотехнологичных производств региона. Восемь крымских предприятий ОПК внесены в Сводный реестр ОПК Российской Федерации, с ними заключены контракты на общую сумму более 24 миллиардов рублей.

В 2019 году 16 промышленных предприятий получили государственную поддержку на модернизацию и техническое перевооружение на общую сумму 34,5 миллиона рублей. Выделенные средства были направлены на сертификацию систем менеджмента, создание новых производств, модернизацию производственных мощностей и повышение энергоэффективности производств. Также эти ресурсы пошли на приобретение современного технологического оборудования, необходимого для увеличения производства инновационной и импортозамещающей продукции, и на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации.

— Как республика стимулирует развитие МСП?

— На поддержку развития предпринимательства в Крыму в 2019 году направлено более 1,84 миллиарда рублей. В том числе за счет федерального бюджета — почти 1,77 миллиарда, за счет бюджета республики — 68,4 миллиона. За счет этих средств докапитализированы фонд микрофинансирования и гарантийный фонд. Это позволило выдать 254 микрозайма на сумму 715,8 миллиона рублей, а также предоставить 121 поручительство на 861 миллион рублей. Открыт Центр инноваций социальной сферы, появились туристический и медико-биологический кластеры, кластер локального электротранспорта и так далее.

В целом по состоянию на декабрь 2019 года в республике осуществляют деятельность порядка 86,7 тысячи субъектов МСП, в том числе 21,8 тысячи юрлиц и 64,9 тысячи индивидуальных предпринимателей. За три года число занятых в малом бизнесе увеличилось на шесть процентов.

С целью расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, создана АО «Региональная лизинговая компания Республики Крым» с уставным капиталом 1,2 миллиарда рублей. Предпринимателям будет доступна лизинговая поддержка под льготные ставки — шесть процентов для оборудования и транспортных средств российского производства и восемь процентов — иностранного производства.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно