Версия для печати 5091 Материалы по теме
Роман Зенищев
В октябре 2006 г. в целях стимулирования экономических реформ, активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и обеспечения устойчивого развития Сыктывкара была утверждена Программа реформирования муниципальных финансов МО ГО «Сыктывкар» на 2006–2008 гг. 
Роман ЗЕНИЩЕВ, глава администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 

Сегодня системный подход к организации управления становится все более значимым инструментом в работе властных структур, и в особенности органов местного само­управления. Чтобы оценить исходное состояние, потребовались диагностика и стратегический анализ системы управления муниципальными финансами МО ГО «Сыктывкар». Для обоснования и выработки решений были проведены многочисленные совещания с экономическими и отраслевыми управлениями. В итоге нам удалось сформировать программу, учитывающую особенности города Сыктывкара. Участие в процессе реформирования – это командное дело, и только взаимодействие многих структурных подразделений администрации, сотрудничество с депутатами городского совета позволит получить результаты.

Программа реформирования муниципальных финансов МО ГО «Сыктывкар» на 2006–2008 гг. (далее – Программа) стала комплексным документом, нацеленным на совершенствование всех аспектов управления муниципальными финансами города в соответствии с основными принципами бюджетной реформы, проводимой Правительством РФ. Она направлена на повышение прозрачности и качества планирования бюджета, увеличение эффективности и результативности бюджетных расходов и в итоге на достижение стратегической цели, под которой понимается создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития Сыктывкара.

Реализация Программы проходит в два этапа. В ходе выполнения первого этапа, завершившегося в 2007 г., проведена оценка исходного состояния социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар», уровня управления муниципальными финансами и положения бюджетно-финансовой сферы города, сформирована необходимая нормативная база в соответствии с заявленными мероприятиями. В результате этого было принято 29 нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Все документы размещены на сайте администрации города Сыктывкара. Реализация мероприятий, заявленных на первом этапе Программы, позволяет говорить о достижении определенных результатов в сфере управления муниципальными финансами.

В Сыктывкаре осуществляется планомерный переход к системе БОР, что требует нормативного закрепления стандартов качества предоставления услуг, внедрения ведомственных целевых программ. Утверждены количественные показатели для оценки результатов осуществления функций и задач главных распорядителей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», имеющих подведомственные учреждения, на 2008–2010 гг. Принято Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, определены примерные индикаторы оценки их результативности и планируемые результаты.

Утвержденные количественные показатели служат для оценки результатов деятельности главных распорядителей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» по таким направлениям, как образование, здравоохранение, культура. Однако в данном случае речь идет об оценке не административного аппарата, а деятельности ведомства в целом через систему подведомственных учреждений. Таким образом, количественные показатели позволят увидеть итог деятельности, например, управления культуры с точки зрения качества и количества муниципальных услуг, предоставленных учреждениями, подведомственными управлению культуры.

Ведомственные целевые программы дают возможность корректировать объемы предоставляемых ведомствам бюджетных средств в зависимости от достигнутых результатов. Таким образом, бюджетное финансирование отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации МО ГО «Сыктывкар» на очередной финансовый год будет определяться в рамках ведомственных целевых программ с учетом достигнутых результатов.

Кроме того, утвержден порядок оценки эффективности инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых на территории МО ГО «Сыктывкар» за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар». Ранжирование инвестиционных проектов исходя из их социально-бюджетной и экономической эффективности позволит расходовать бюджетные средства на те проекты, выполнение которых жизненно необходимо городу, при проведении обязательной экспертизы на предмет экономических и социальных последствий.

В 2007 г. в рамках осуществления административного направления реформы повысить свою квалификацию смогли 166 специалистов (60% муниципальных служащих города); в 2008 г. эта возможность предоставлена сотрудникам и руководителям финансово-экономических служб бюджетных учреждений города. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы специалисты муниципалитета повышали свой профессиональный уровень, не выезжая за пределы Сыктывкара, – это позволит сэкономить значительные средства и пригласить к нам высококвалифицированных специалистов-практиков для обучения на местах.

В числе новшеств можно назвать обязательное проведение публичной независимой экспертизы решений по вопросам бюджетной и налоговой политики, а также размещение нормативных правовых актов и прочей информации, касающейся формирования и исполнения бюджета МО ГО «Сыктывкар», в средствах массовой информации, что позволяет достичь одного из самых высоких уровней выполнения программы – публичности, открытости мероприятий, доступности бюджетного процесса для населения. В этих целях утвержден порядок проведения публичной независимой экспертизы проектов решений совета МО ГО «Сыктывкар» в области бюджетного и налогового законодательства. Создан экспертный совет по вопросам бюджетной и налоговой политики. В роли независимых экспертов выступают общественные деятели и представители науки Республики Коми. На сегодняшний день ни один вопрос не выносится на заседание совета города без экспертного заключения и обязательной публикации проектов документов.

С целью создания условий для развития доходной базы и совершенствования долговой политики приняты нормативные правовые акты, утверждающие:
  • порядок мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей;
  • порядок оценки предоставляемых налоговых льгот;
  • порядок оказания консульта­ционной и организационной поддержки малого предприни­мательства;
  • порядок оценки рыночной стоимости муниципальной собственности;
  • методологию расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств и методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств и др.

Однако в ходе реализации Программы мы столкнулись с рядом трудностей, преодоление которых потребовало от нас высокого уровня профессионализма и нестандартного подхода. Во-первых, возникли сложности организационного характера, касающиеся формирования и согласования нормативных правовых актов и информации, требующей официальной публикации, что негативно сказалось на оперативности выполнения мероприятий Программы.

Во-вторых, нежелание способствовать внедрению новых методов управления и определенная боязнь перемен, которые отмечались со стороны отдельных руководителей структурных подразделений администрации МО ГО «Сыктывкар», потребовали достаточно жестких мер воздействия.

В-третьих, оценка функций и задач отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города, а также работа по формированию и утверждению количественных показателей показали, что предоставлением одной муниципальной услуги сейчас занимается не только основное ведомство, но и администрации Эжвинского района и поселков городского типа, входящих в состав городского округа. В связи с этим невозможно оценить результаты предоставления муниципальной услуги конечному потребителю в рамках реализации ведомственных целевых программ, поскольку либо при оценке будет выпадать определенная часть предоставляемых услуг, либо данная программа не будет носить ведомственный характер.

Большая работа проведена в направлении оказания муниципальных услуг учреждениями, которые не являются бюджетными. В частности, утверждены перечень муниципальных услуг, которые могут предоставляться негосударственными (немуниципальными) организациями и автономными учреждениями, порядок создания автономных учреждений и перечень бюджетных учреждений, которые в 2008 г. планируется перевести в форму автономных.
За счет средств, полученных из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, муниципалитету удалось обновить материальную базу в части обеспечения сотрудников компьютерной техникой, приобрести ряд программных продуктов, которые позволят повысить эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления.

В настоящее время в ходе реализации второго этапа Программы принят ряд муниципальных правовых актов, устанавливающих стандарты качества предоставления муниципальных услуг в области здравоохранения, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта. Утвержденная система стандартов позволит реально оценить качество предоставления муниципальных услуг и планомерно проводить политику по повышению качественных характеристик таких услуг.

В рамках БОР определен перечень муниципальных услуг, оказываемых населению Сыктывкара за счет средств городского бюджета, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении; утвержден порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год, что позволит постепенно перейти на формирование бюджетных расходов в зависимости от потребности.

Ведется работа по определению нормативов финансирования муниципальных услуг в области дополнительного образования и культуры – это даст возможность оптимизировать механизмы бюджетного финансирования в данных отраслях в целях повышения их эффективности.

Одной из важнейших задач муниципалитета является дальнейшая реализация бюджетной реформы в МО ГО «Сыктывкар». Для этого необходимы формирование идеологии бюджетного планирования, в частности постепенный переход от кратко- и среднесрочного планирования к долгосрочному – переход от среднесрочного финансового плана к утверждению трехлетнего бюджета и разработке финансового плана на 15 лет, а также расширение самостоятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Важным направлением работы должно стать и реформирование финансового менеджмента главных распорядителей и администраторов бюджетных средств, муниципального финансового менеджмента.

Необходимо добавить, что Программа реформирования как система мер не завершится в одночасье: мероприятия будут выполняться и дальше, принятые нормативные правовые акты начнут действовать, что позволит перейти к бюджетному планированию, ориентированному на результат. Мы не намерены останавливаться на достигнутом и будем продолжать реализовывать проекты, способные повысить экономический потенциал и укрепить положительный имидж нашего города.



Справка «Бюджета»

Роман Валерьевич ЗЕНИЩЕВ, глава администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Родился 15 августа 1971 г. в Воронеже.
С 1991 г. учился на заочном отделении Сыктывкарского лесного института. В 2004 г. окончил Санкт-Петербургскую академию государственной службы, специальность «Государственное и муниципальное управление».
После окончания школы работал слесарем на предприятии «Гортеплосеть».
С 1991 г. – специалист по организации выставок художественных промыслов народа Коми в ОА «OVO».
В 1992–2006 гг. – заместитель генерального директора ООО «Остеон».
В 2003 г. избран депутатом Совета МО «Город Сыктывкар».
В 2004 г. избран депутатом Государственного Совета Республики Коми.
С 2006 г. – глава администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Заместитель председателя Совета муниципальных образований северных городов России, член Клуба мэров России, член общественного совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы РФ, член совета по развитию местного самоуправлению при Президенте РФ.



Источник: © Бюджет, 2008, № 6




Поделиться