Версия для печати 695 Материалы по теме
первый заместитель председателя правления Общенациональной ассоциации ТОС (ОАТОС), депутат Государственной думы Александро Николаевич КОЗЛОВСКИЙ.
В развитии ТОСов заинтересованы и население, и власть

— Александр Николаевич, сегодня в стране действует 33 тысячи организаций территориального общественного самоуправления. Для нашей огромной страны это немного. От чего, на ваш взгляд, зависит развитие тосовского движения? Полностью от политики, проводимой на региональном и местном уровнях, или же от активности населения?

— Территориальное общественное самоуправление — одна из форм самоорганизации граждан. Ее нельзя насаждать искусственно, всерьез рассчитывая на реальный результат. ТОСы могут развиваться только при обоюдной заинтересованности граждан и власти. Эта форма самоуправления выгодна, я употребляю это слово в самом хорошем смысле, всем.

Поясню: только сами жители дома, улицы, нескольких улиц, поселка, деревни лучше остальных знают, какие проблемы у них самые острые и насущные. Как правило, это благоустройство. Хотя есть ТОСы, которые создают музеи, реконструируют усадьбы, организовывают транспортное сообщение в отдаленных населенных пунктах. Очевидно, что без поддержки органов местного самоуправления и государственной власти, организационной, консультационной, грантовой помощи им не обойтись. Власть должна встречаться с населением, разговаривать, разъяснять, поддерживать ее инициативы, помогать с реализацией идей и проектов. Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что развитие территориального общественного самоуправления — процесс однозначно обоюдный.

— Какие главные препятствия сегодня вы видите на пути развития тосовского движения?

— Во-первых, достаточно сложная регистрация ТОСа в качестве юридического лица. Регистрация юрлица расширяет возможности ТОСов при решении вопросов местного значения, позволяет им размещать заказы, заключать договоры, аккумулировать добровольные пожертвования и иные денежные средства. Общенациональная ассоциация ТОС сегодня активно работает над решением этого вопроса. Проводит для председателей советов ТОСов вебинары, очное обучение, форумы, семинары и тому подобное.

Во-вторых, есть ряд проблем, которые ограничивают инициативу населения по развитию ТОСов. Например, ситуация с пенсионерами, которые возглавляют ТОСы на общественных началах, иначе говоря, бесплатно. Тем не менее считается, что они официально работают, поэтому их лишают права на индексацию пенсий. При этом зачастую именно пенсионеры являются активистами тосовского движения. Безусловно, многих инициативных людей этот момент отпугивает. Данную проблему мы сейчас стараемся решить на законодательном уровне.

В-третьих, недостаточная работа в плане популяризации тосовского движения. Людям с активной гражданской позицией подчас не хватает информации о существующих формах самоорганизации. Данный пробел необходимо ликвидировать прежде всего с помощью СМИ, которые должны рассказывать населению о положительных примерах работы ТОСов. Ну и, наконец, местным властям, депутатам нужно как можно больше общаться с населением. Крайне важно, чтобы и руководители районов, и главы городов, и депутаты всех уровней быть открытыми, слушали и слышали людей. К счастью, за последние 1,5–2 года разъяснительная работа усилилась, и данная проблема постепенно стирается. И, конечно, для ТОСов важна грантовая поддержка. Власти должны заботиться о ее наращивании.

Если говорить в целом, то ТОСы держатся на инициативе, на желании людей что-то изменить вокруг себя. Предприимчивые руководители муниципалитетов, у которых есть хозяйственная жилка, понимают, что ТОСы — это большая помощь в решении вопросов местного значения.

— Территориальное общественное самоуправление призвано преодолеть разрыв между местной властью и населением. Вместе с тем на общем собрании ОАТОС прозвучала информация об имеющихся конфликтах между представителями муниципальной властьи и активистами ТОСов. Первые всячески препятствуют самоорганизации граждан. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

— К сожалению, некоторые главы муниципалитетов с опасением относятся к активным людям, считая, что они только мешают работать. Такие управленцы не готовы слушать и слышать граждан. Данная позиция ущербна, и мы с ней боремся. Сегодня мы активно развиваем и пропагандируем территориальное общественное самоуправление, учим муниципальные власти работать с активистами, но это сложный и долгий путь.

— Поможет ли избежать подобных ситуаций принятие закона о территориальном общественном самоуправлении?

— Зачастую ситуации, о которых мы говорили ранее, возникают не из-за нормативного вакуума, а совершенно по другим причинам. Первая из них — элементарное нежелание представителей власти общаться с людьми на равных. Это называется некомпетентностью, чванством, невоспитанностью. Позитивно оценивать такие факты, разумеется, нельзя.

Второе: многие граждане просто не знают, что существующее законодательство в той или иной степени уже отражает их права и обязанности. Если мы говорим о ТОСах, то Федеральный закон № 131‑ФЗ содержит статью 27 «Территориальное общественное самоуправление», в которой прописаны механизмы создания ТОСа, определения его границ и так далее. Иными словами, основа, на которую можно и нужно опираться, создана и она действует.

С учетом того что ТОС развивается, «обрастает» практикой жизни, со временем, конечно же, потребуется доработка нормативной базы либо принятие отдельного закона. Разработка проекта закона о ТОСе начата — с материалами и предложениями работает правительственная комиссия, идет обсуждение на уровне Совета Федерации. Безусловно, и мы в Государственной думе готовы к этой работе.

Предприимчивые руководители муниципалитетов, у которых есть хозяйственная жилка, понимают, что ТОСы — это большая помощь в решении вопросов местного значения

— ТОСы эффективно решают вопросы организации общественного порядка, благоустройства территорий, организации досуга. Как вы считаете, насколько реализован потенциал территориального самоуправления? Правильно ли рассматривать этот институт лишь как инструмент для решения данных вопросов?

— ТОСы действительно призваны решать прежде всего самые насущные проблемы людей на конкретной территории: благоустройство, безопасность, досуг, взаимопомощь. Но не только.

Например, мы видим проблему кадрового голода на уровне местного самоуправления, отсутствия активных, нестандартно мыслящих, способных принимать нешаблонные решения управленцев. Где их взять? А почему бы не обратить внимание на участников ТОСов? Если у руководителя ТОСа или у активистов получается собрать вокруг себя инициативных людей, умеющих ставить задачи и решать их, может, стоит продвигать таких людей в органы местного самоуправления?

Кроме того, мы нередко говорим, что люди, живущие по соседству, подчас незнакомы. Вовлечение же граждан в общественные инициативы в конечном результате дает нам объединение соседей, если хотите — общину. А это тоже немаловажный эффект.

— Какая помощь требуется ТОСам со стороны органов местного самоуправления?

— Юридическая помощь, поддержка инициатив активных граждан, просвещение их по вопросам бюджетного законодательства и правил работы с бюджетными средствами. Надо создать условия для того, чтобы ТОСы были полноценными партнерами управляющих компаний и служб ЖКХ.

Органы местного самоуправления и актив ТОСа могут совместно решать фактически любые вопросы конкретной территории. Здесь главное быть в полном контакте друг с другом, эффективно взаимодействовать. Если этот контакт налажен, то все остальные вопросы найдут свое разрешение, а мы будем способствовать этому, формируя соответствующую законодательную и нормативно-правовую базу.

Поделиться