Версия для печати 1022 Материалы по теме

Профиль бедности

Липецкая область является участником пилотного проекта, который направлен на повышение реальных доходов граждан, снижение уровня бедности в два раза с начала его реализации — декабря 2018 года. На начало 2020 года в базу данных регионального Социального регистра внесена информация о 85,5 тысячи граждан, обратившихся за социальными выплатами для малоимущих. Таким образом, учреждения социальной защиты населения располагают сведениями о 7,5% жителей региона, признанных малоимущими и получающих соответствующие меры социальной поддержки. Это ниже общероссийского уровня, где показатель составляет более 12%.

С целью оценки реального уровня и структуры бедности в разрезе муниципальных районов в 2019 году регион заключил государственный контракт с Высшей школой экономики (ВШЭ). ВШЭ проанализировала данные, содержащиеся в региональном электронном Социальном регистре. По результатам проведенных исследований эксперты сформировали предложения, которые легли в основу изменений регионального законодательства в части оказания мер поддержки различным категориям граждан. Новшества затронули и механизм социального контракта.

56.jpg

Профиль бедности малообеспеченного жителя Липецкой области таков: это человек трудоспособного возраста, имеющий полную семью с детьми, чаще всего со средним специальным образованием, работающий или имеющий частичную занятость. Основная причина малообеспеченности — высокая иждивенческая нагрузка. Малоимущие домохозяйства состоят из трех и более человек, более 90% малоимущих домохозяйств имеют в своем составе детей до 18 лет, малоимущие семьи чаще проживают в сельской местности. Проведенный в рамках реализации пилотного проекта пофакторный анализ влияния уровня экономического развития региона на уровень жизни выявил: с ростом экономики наибольшими темпами растут доходы наиболее обеспеченных групп, что, несомненно, влечет усиление дифференциации населения по доходам. Наблюдается обратная зависимость между долей бедного населения и коэффициентом фондов (отношение суммарного дохода богатейшей группы к суммарному доходу беднейшей группы характеризует степень расслоения общества). Так, по итогам 2018 года, по данным Росстата, Липецкая область находилась в группе регионов с наименьшим числом бедного населения — четвертое место в ЦФО, а по значению коэффициента фондов — 14-е место.

Из всего этого был сделан вывод: необходим отдельный акцент на создании условий для роста доходов наименее обеспеченного населения, снижения уровня бедности. Следовательно, необходимо повысить адресность мер социальной поддержки, стимулировать самообеспечение, в том числе за счет расширения практики социальных контрактов. Нужно также исключить из программ поддержки псевдобедных, имеющих теневые доходы и дорогостоящее имущество, и одновременно усиливать поддержку наиболее нуждающихся.

57.jpg

Реализация данного подхода требует участия всех заинтересованных ведомств, а также координации их действий. С этой целью в августе 2019 года был запущен региональный проект «Повышение реальных доходов граждан, снижение уровня бедности на территории Липецкой области». Его участниками стали областные управления социальной защиты, экономического развития, труда и занятости, сельского хозяйства, образования и науки, а также органы местного самоуправления.

58.jpg

Была создана проектная команда, которая в рамках исполнения этапов пилота занялась решением трех основных задач:

1) интеграцией формы социальной поддержки в виде социального контракта на новых условиях с действующими ведомственными программами, направленными на стимулирование экономического потенциала граждан;

2) разработкой модельных соцконтрактов (коробочных решений), позволяющих обеспечить высокий экономический эффект для граждан;

3) разработкой методики эффективного межведомственного сопровождения и помощи гражданам, реализующим коробочные решения по соцконтракту.

Экспериментальная площадка

В рамках решения поставленных задач была проведена опытно-исследовательская работа и подробный анализ структуры бедного населения и ситуации на рынке труда на примере взятого в качестве экспериментальной площадки Задонского муниципального района. На четырех его территориях доля незанятых граждан из числа бедных приближается к 100%. Отсюда можно сделать вывод, что на этих территориях главная причина бедности — отсутствие работы, соответственно, наиболее предпочтительным направлением соцконтракта здесь является развитие индивидуального предпринимательства.

На других территориях муниципалитета, где доля безработных в числе бедных не так велика, причины бедности более разнородны: низкая заработная плата, теневые доходы, высокая иждивенческая нагрузка. При этом значительная доля незанятого населения занимается личным подсобным хозяйством, что говорит в пользу возможности его пере­обучения и открытия ИП при наличии помощи в форме соцконтракта.

Был проведен глубокий анализ сложившейся в районе ситуации на рынке труда — наличие и местонахождение вакансий, уровень предлагаемой заработной платы, требования к квалификации и прочее — и ее сопоставление с территориальным расселением и профессиональной подготовкой трудоспособных членов бедных семей. Указанный анализ позволил прийти к следующим выводам:

  • обеспечение транспортной доступности неспособно коренным образом решить проблему удаленности мест проживания от территории, где имеются соответствующие вакансии;
  • квалификация незанятых граждан не соответствует требованиям имеющихся вакансий, при этом данная проблема далеко не во всех случаях может быть решена за счет переобучения (вакансии со специальным образованием, например ветврач);
  • размер заработной платы по имеющимся вакансиям в большинстве случаев позволяет лишь уменьшить глубину бедности, но не ликвидировать ее полностью;
  • в муниципальном районе имеются территории со слабым потенциалом к появлению новых рабочих мест.


59.jpg

Кроме этого, была проведена работа по выявлению востребованных населением бытовых услуг, которые могут оказываться гражданами, заключившими социальный контракт, а также территорий, где более эффективным направлением является ведение личного подсобного хозяйства. Полученные выводы были использованы при поиске решений основных задач, стоящих перед проектной командой.

Двухуровневая межведомственная комиссия

Реализация любого из направлений применения социального контракта требует наличия такого механизма сопровождения семьи, который позволит гибко и оперативно корректировать эту работу. Задачи, связанные с интеграцией действующих программ экономического стимулирования с создаваемыми программами сопровождения соцконтрактов, а также потребность в координации действий различных ведомств потребовали создания двухуровневой межведомственной комиссии. В функции региональной комиссии входит анализ причин бедности, исходя из которых соответствующее ведомство становится основным разработчиком дорожной карты по выводу семьи из бедности. Это ведомство осуществляет и разработку типовых коробочных решений.

Справка

К началу реализации социального контракта на новых принципах в Липецкой области:

■ принят Закон Липецкой области от 20 декабря 2019 года № 328-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области „О государственной социальной помощи“»;

■ заключено соглашение с Минтрудом России о предоставлении субсидии из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;

■ подготовлены коробочные решения для граждан, желающих открыть индивидуальную предпринимательскую деятельность;

■ в каждом муниципалитете подготовлены списки потенциальных претендентов на заключение социального контракта;

■ определен порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта;

■ создана Межведомственная комиссия по принятию решения по заключению соцконтракта;

■ во взаимодействии с различными ведомствами ведется работа по формированию программ социальной адаптации для семей, желающих заключить соцконтракт.

На муниципальном уровне, как наиболее приближенном к малоимущим семьям, комиссия реализует следующие шаги:

  • утверждает программу социальной адаптации по выходу из трудной жизненной ситуации в рамках социального контракта для каждой бедной семьи;
  • утверждает и реализует план мероприятий по социально-экономической адаптации семьи или гражданина (план адаптации) с целью повышения качества жизни семьи путем оказания своевременной помощи в решении социальных, психологических, медицинских, юридических и педагогических проблем;
  • обеспечивает сопровождение семьи или гражданина персональным куратором с целью выполнения мероприятий плана адаптации;
  • привлекает к сопровождению и для консультирования успешных представителей бизнеса (наставники);
  • оказывает помощь в получении семьей или гражданином всех социальных инвестиций, направленных на материальную поддержку семьи, способствующих повышению уровня доходов семьи, включая адаптацию коробочных решений к территориальным экономическим условиям и конкретным жизненным ситуациям;
  • оказывает содействие в решении основных проблем и устранении причин бедности: низкого дохода, низкого уровня заработной платы, алкоголизма, уклонения от уплаты алиментов и др.

Также в области создана Межведомственная комиссия по принятию решения по предоставлению государственной социальной помощи на основании соцконтракта и разработан механизм ее реализации.

Социальная адаптация

В целях реализации в 2020 году программы социальных контрактов на новых принципах профильными ведомствами проведена подготовительная работа. Она заключается в вовлечении малоимущих граждан в предпринимательскую деятельность в рамках реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства».

В каждом муниципалитете региона управлением экономического развития проведена работа по просвещению граждан, подготовлены методические материалы по созданию ИП, трудоустройству. Во всех сельских поселениях проведены встречи с населением, в том числе с малоимущими гражданами. На встречах эксперты в области бизнеса и кооперации рассказали о существующих возможностях для открытия и развития своего дела, в том числе о механизмах государственной и муниципальной поддержки предпринимательства.

Малоимущих граждан привлекали к участию в программе по наставничеству. В ее рамках для лиц, желающих организовать собственное дело, были проведены практические обучающие занятия, деловые игры в формате общения с представителями органов власти и институтов развития, встречи с успешными предпринимателями по актуальным вопросам, возникающим при создании бизнеса. В рамках этих мероприятий гражданам предоставили возможность пройти тестирование, которое позволило определить их предпринимательский потенциал и готовность к созданию своего бизнеса.


60.jpg

На сегодняшний момент уже разработаны типовые социальные контракты с программами социальной адаптации:

  • для малоимущих граждан, желающих заняться бизнесом (коробочные решения для бизнеса). В них представлена пошаговая инструкция создания собственного дела от момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и выбора системы налогообложения до подбора помещения, персонала, приобретения оборудования и выхода на самоокупаемость;
  • по оказанию содействия малоимущим гражданам в поиске подходящей работы на основании соцконтракта;
  • для малоимущих граждан — по преодолению трудной жизненной ситуации (текущие потребности граждан, приобретение товаров первой необходимости, лекарств, профосмотр, услуги дошкольного образования).

В рамках направления соцконтракта по преодолению трудной жизненной ситуации разработаны типовые программы социальной адаптации. Они представляют собой комплекс реабилитационных мероприятий, включающих предоставление медицинских и образовательных услуг, оказание психологической и наркологической помощи, а также юридические услуги, связанные, к примеру, с восстановлением документов при их утрате и с последующим оформлением мер социальной поддержки. Программа адаптации должна включать все мероприятия, необходимые для достижения цели по выходу из трудной жизненной ситуации.

На этапе подготовки программы социальной адаптации происходит уточнение дорожной карты каждой семьи и выделение направлений действий в зависимости от многих факторов: места проживания (город — село), демографического типа семьи (семьи с разным числом детей, полные или неполные семьи), характера занятости или незанятости членов семьи трудоспособного возраста. Органами социальной защиты населения предусмотрено сопровождение семей с момента заключения социального контракта и в течение трех лет до дня окончания его срока действия.

В 2020 году на реализацию мероприятий, направленных на предоставление социального контракта, предусмотрены денежные средства из федерального бюджета в размере 424,3 миллиона рублей, из областного бюджета — 165 миллионов рублей, из консолидированного бюджета области — 589,3 миллиона рублей. Эффективное освоение этих средств — одна из главных задач реализации пилотного проекта в 2020 году.

Администрация Липецкой области

Поделиться