Версия для печати 282 Материалы по теме
Отрасль драгоценных металлов и камней заслужила свою службу

13 февраля 2020 года пробирному надзору в России исполнилось 320 лет, и по стечению обстоятельств в эти же дни начался новый этап его развития — создается Федеральная пробирная палата.

С чего все начиналось

Пробирный надзор в России имеет довольно продолжительную историю — первый указ, который вводил обязательное клеймение серебряных изделий, датирован 1613 годом. В те времена клеймо еще не указывало на точную пробу, а лишь подтверждало, что содержание серебра в изделии не меньше установленного образца — европейского серебряного талера.

Однако принято считать, что основоположником именно пробирного надзора в России является Петр I. Действительно, 13 февраля 1700 года в Оружейной палате был зачитан именной указ, которым Петр Алексеевич заложил фундамент той системы контроля, которая просуществовала, претерпевая некоторые изменения, с XVIII века и вплоть до 1917 года. Единственным местом, где разрешалось торговать драгоценностями, был Серебряный ряд. Всех, имеющих отношение к этому бизнесу — мастеров золотых и серебряных дел, позолотчиков и торговцев, — царский указ предписывал заносить в специальный список. Для надзора за качеством металла в изделиях избирали трех старост «из мастеров знатных и к тем делам искусных людей». Для мастеров была введена обязанность помечать свои изделия клеймами с именниками, а затем уже приносить их к старосте для контроля и клеймения государственными клеймами. Старосты должны были вести «записки», в которых следовало указывать «именно чей товар и сколько в каком товаре фунтов и золотников будет», и брать «за то клеймение пошлину». За неисполнение указа был назначен штраф 5 рублей.

В 1707 году московские серебряные ряды присоединили к Приказу морского флота, куда входил и Монетный двор, — чеканка монет и клеймение серебра таким образом были объединены в одном ведомстве. Все серебро, привезенное в Москву в слитках или изделиях, также подлежало обязательному клеймению, без клейма старосты торговцы не имели права покупать товары. В 1730-х годах в Москве и Санкт-Петербурге были основаны первые пробирные палатки.

В процессе проведения Александром I большой финансовой реформы в 1810 году было организовано Министерство финансов и при нем — Департамент горных и соляных дел, в ведение которого определили Петербургский монетный двор и состоявшую при нем Пробирную палатку. В крупнейших городах России учреждаются пробирные палатки, которым наряду с опробованием и клеймением ювелирных изделий поручена сплавка золота и серебра для последующего передела в монету. В 1811 году учреждается Пробирная палатка в Риге, в 1825 году — в Киеве, затем в Екатеринбурге, Саратове, Одессе и Семипалатинске. К 1840 году в России действовали уже 63 пробирные палатки. Они были организованы во всех городах империи, где изготовляли и продавали золотые и серебряные изделия, и были разделены на местные, окружные и главные. Управление всеми пробирными делами по-прежнему оставалось полномочием Департамента горных и соляных дел.

23032020133727-1.png

В конце XIX века начался значительный рост ювелирной промышленности. Статус пробирных палаток также повысился — они стали Окружными пробирными управлениями. Окружную пробирную палату возглавлял управляющий округом, при котором находилось несколько пробиреров, помощников пробиреров и обслуживающий персонал.

С октября 1917 года Пробирное управление находилось в ведении Государственного банка, а затем — в ведении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). В 1922 году было установлено свободное обращение драгоценных металлов и изделий из них, что положительно сказалось на возрождении ювелирной промышленности. В период гражданской войны количество пробирных управлений резко сократилось, и до 1924 года оставались только Московское, Петроградское и Костромское.

27 октября 1937 года постановлением СНК СССР было утверждено Положение об Управлении драгоценных металлов Наркомфина СССР. Впоследствии Управление драгоценных металлов было преобразовано в Управление драгоценных металлов и драгоценных камней, а полномочия по осуществлению пробирного надзора переданы Управлению государственного пробирного надзора Министерства финансов СССР.

Еще в 1940-е годы функции органов пробирного надзора были расширены. Помимо контроля за деятельностью аффинажных предприятий, предприятий, изготавливавших и ремонтировавших ювелирные изделия, на эти учреждения возлагалась обязанность осуществлять надзор за всеми промышленными предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями, которые перерабатывали и применяли в производстве драгоценные металлы. Эти функции и правовой статус органы пробирного надзора сохраняли на протяжении последующих десятилетий существования СССР. Контроль в сфере драгкамней и драгметаллов неизменно осуществляло Министерство финансов СССР через инспекции пробирного надзора. На территории Советского Союза действовало 25 государственных инспекции?.

В 1991 году на базе Управления драгоценных металлов и драгоценных камней был создан Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней (Роскомдрагмет). На Роскомдрагмет были возложены полномочия по государственному регулированию вопросов формирования Госфонда, в том числе Алмазного фонда, государственному контролю за производством, переработкой и использованием драгоценных металлов и драгоценных камней. Количество территориальных инспекций пробирного надзора сократилось до 12. В 1996 году Роскомдрагмет был упразднен, а его полномочия вновь переданы Министерству финансов РФ.

1998 год стал знаковым для отрасли драгоценных металлов и камней: Правительство РФ создает Российскую государственную пробирную палату в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, как федеральное учреждение при Министерстве финансов РФ. Следом был принят базовый отраслевой Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Почему все-таки федеральная служба

Собственно, идея создания Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней зародилась не теперь. Такое предложение возникло в период реализации административной реформы 2004–2006 годов, в основу которой был заложен принцип организационного разделения функции?, касающихся в том числе надзора и контроля. По разным причинам Пробирная палата на том этапе не вошла в структуру федеральных органов исполнительной власти. Тем не менее она была наделена серьезными полномочиями, динамично развивалась и совершенствовалась. Значимость ее роли в отрасли была неоспорима, однако статус учреждения, обладающего контрольными функциями, стал вызывать много вопросов, так как не соответствовал общей концепции административной реформы.

Второй раз тему преобразования Пробирной палаты в федеральную службу Минфин России поднял после принятия Федерального закона № 294?ФЗ[1], согласно которому учреждения с 2009 года утратили возможность осуществления полноценного контроля. Функции палаты были сведены к минимуму — клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и проведению эпизодических проверок по запросам правоохранительных органов. Создавшийся регуляторный вакуум вызвал негативную тенденцию к росту контрафакта и контрабанды на рынке драгметаллов, числа фактов применения незаконных схем оборота и т. п. Минфин России был вынужден поставить вопрос о необходимости принятия срочных мер в части реализации функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК) и изделий из них.

Поделиться