Версия для печати 350 Материалы по теме
Концепция повышения эффективности бюджетных расходов: итоги реализации в 2019 году

Мы продолжаем публикацию серии материалов о ходе реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р. (Первые два материала смотрите в январском и мартовском номерах.) Сегодня мы проанализируем ход внедрения в практику органов власти обзоров бюджетных расходов, а также перечень возможных, на наш взгляд, первоочередных мер по внедрению данного инструмента на региональном и муниципальном уровнях.

Елена Викторовна ЗЕНЦОВА, заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»

Проведение обзоров бюджетных расходов — одна из мер, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов. Предложения по внедрению в практику органов государственной власти и местного самоуправления этого инструмента основаны на успешном опыте его использования в международной практике, в том числе в период глобального финансового кризиса 2007–2008 годов. Возникшие в тот период новые задачи вызвали потребность в совершенствовании инструментов управления общественными финансами, что в силу известных причин, как никогда, актуально в настоящее время.

Обзор и оптимизация: в чем отличия?

К настоящему времени на международном уровне сформирована значительная теоретическая и правовая база, отработаны на практике различные подходы к проведению обзоров[1]. Это позволяет достаточно объективно оценивать полученные результаты с точки зрения использования в российской практике.

Минфин России рассматривает обзоры бюджетных расходов (далее — обзоры) как инструмент, направленный на выявление и высвобождение неэффективных и (или) недостаточно эффективно используемых бюджетных ресурсов и перенаправление их на решение приоритетных задач. Сфера общественных финансов Российской Федерации уже в определенном смысле подготовлена к полноценному внедрению данной новации. Отдельные элементы и приемы, применяемые при проведении обзоров, на системной основе используются как в ходе подготовки отчетов об исполнении бюджетов, оценки эффективности государственных (муниципальных) программ, разработки дополнительных мер, направленных на оптимизацию расходов, так и при осуществлении контрольной деятельности.

Существенным отличием обзоров от текущей деятельности по поиску путей сокращения расходов и (или) оценке их эффективности является то, что обзоры бюджетных расходов — это в первую очередь процесс определения и сравнения вариантов использования и экономии бюджетных средств. В числе основных вопросов, ответ на которые позволяет получить проведение обзоров, следующие:

  • насколько экономнее можно было бы достичь той или иной цели, получить запланированный результат;
  • каким еще способом возможно было бы достичь цели, не затрачивая бюджетные ресурсы или затрачивая их в минимальном размере?

Кроме того, в данном случае выявленная экономия бюджетных средств не всегда означает их сокращение, резервы могут направляться на более приоритетные цели, в том числе внутри соответствующих расходов. По результатам обзора может быть выявлено использование утративших актуальность нормативов, непрозрачное формирование цены контракта и ее завышение, значительная дифференциация идентичных расходов разных государственных органов и тому подобное[2]. Как подчеркивают эксперты и профильные специалисты, одной из существенных особенностей обзоров также является системность их проведения, необходимость обязательного встраивания в существующий бюджетный процесс. Результаты обзоров должны на регулярной основе рассматриваться в ходе прогнозирования бюджетных проектировок и учитываться при рассмотрении предложений об увеличении (приоритизации) расходов.

Поделиться