Версия для печати 550 Материалы по теме
Владимир Викторович БАХАРЬ, заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр финансов
Бюджетный процесс не прервется

Удар по бюджету

Исполнение бюджета в Красноярском крае, как и в других регионах, происходит в достаточно сложных социально-экономических условиях. Обострившаяся во втором квартале 2020 года ситуация, связанная с распространением коронавируса, и комплекс введенных ограничительных мер оказывают негативное влияние на выручку хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, отражается на их платежах в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет Красноярского края. Не способствует сохранению уровня доходов и складывающаяся конъюнктура цен на сырьевых и валютных рынках, негативно влияющая на величину выручки экспортно ориентированных предприятий (в данной ситуации ключевым фактором является снижение цены на нефть) и результаты пересчета валютных обязательств в системе налогообложения.

Все это привело к тому, что если в первом квартале текущего года налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета поступили в запланированном объеме и превысили уровень аналогичного периода прошлого года, то уже в апреле их поступление сократилось относительно прошлогодних показателей. В частности, речь идет о налоге на прибыль организаций, о налоге, взимаемом в связи с применением УСН, а также о НДФЛ.

Также в текущем году ожидается снижение поступлений налогов в результате предоставления отсрочек и рассрочек, освобождения от обязанности по их уплате за второй квартал 2020 года, снижения налоговых ставок организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. При этом уровень недополученных доходов бюджета будет зависеть от продолжительности карантинных мер, объема принимаемых мер государственной поддержки и их влияния на структуру отраслей российской экономики, длительности цикла восстановления деятельности пострадавших хозяйствующих субъектов.

Безусловно, в настоящее время Федерация оказывает значительную поддержку регионам. По поручению Президента РФ выделяются дополнительные средства на финансирование мероприятий с целью преодоления социальных и экономических последствий, вызванных COVID-19, в том числе на оказание адресных мер поддержки отдельным отраслям экономики, субъектам малого и среднего предпринимательства и населению. На сегодняшний день из федерального бюджета краю уже выделено дополнительно порядка 2,8 миллиарда рублей. Это около 1,59 миллиарда рублей дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов для оказания медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией, 996,6 миллиона рублей — на выплаты стимулирующего характера медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлен коронавирус, 166,6 миллиона рублей — на выплаты стимулирующего характера сотрудникам социальных учреждений, 18,1 миллиона рублей — на приобретение аппаратов для искусственной вентиляции легких для медицинских организаций.

Поддержка бизнеса и граждан

В настоящее время мы видим, что на федеральном уровне принимаются масштабные решения, направленные на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики и населения. Конечно, у субъектов нет такого широкого круга полномочий, да и финансовые возможности тоже ограниченны. Однако отдельные меры поддержки, конечно, будем оказывать и мы. В дополнение к федеральным мерам краевыми властями подготовлено уже два пакета антикризисных мер.

В апреле Законодательное собрание края приняло законы, направленные на поддержку в 2020 году субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших в результате ухудшения экономической ситуации отраслях экономики. С учетом региональных особенностей был расширен федеральный перечень видов деятельности, нуждающихся в государственной поддержке. По УСН ставки снижены до минимально возможных значений. Так, в шесть раз (с 6 до 1%) снижены налоговые ставки по объекту налогообложения «доходы», в три раза (с 15 до 5%) — по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Кроме того, уменьшена стоимость патентов (в шесть раз по отдельным видам деятельности), обнулена ставка налога на имущество.

Сегодня в Красноярском крае зарегистрировано более 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Порядка 30 тысяч из них (с численностью работающих более 90 тысяч человек) смогут воспользоваться региональными мерами поддержки. Общий объем мер налоговой поддержки по принятым законам оценивается в 2,4 миллиарда рублей. Информация о принятых мерах была направлена в муниципальные образования края. Также им рекомендовано применить аналогичные подходы в отношении ЕНВД. При установлении пониженной ставки по данному налогу в территориях размер поддержки в виде льгот превысит 3 миллиарда рублей.

15.jpg

Теперь что касается поддержки жителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. До 30 июня для этой категории граждан увеличен размер адресной материальной помощи. К примеру, в районах Крайнего Севера сумма материальной помощи увеличена с 15 тысяч до 19,4 тысячи рублей, в приравненных к ним местностях — с 12 тысяч до 15,8 тысячи рублей, в остальных территориях края — с 10 тысяч до 14,6 тысячи рублей. Такие выплаты смогут получить более 35 тысяч человек. В краевом бюджете на указанные цели предусмотрено около 500 миллионов рублей.

Краевая поддержка предусмотрена и для медицинского персонала, оказывающего помощь гражданам с коронавирусом. Дополнительные выплаты составят от 15 тысяч до 50 тысяч рублей ежемесячно. Помимо этого, предоставляются дополнительные стимулирующие выплаты работникам центров занятости в связи с ростом нагрузки в период пандемии. В рамках первого пакета антикризисных мер размер краевой поддержки оценивается в размере порядка 5 миллиардов рублей.

Разработка второго пакета антикризисных мер потребовала большей подготовки и тщательных расчетов с целью соблюдения баланса эффективности и бюджетных возможностей. Результатом проделанной работы стал указ о дополнительных мерах по обеспечению стабильной социально-экономической ситуации в регионе в условиях распространения коронавирусной инфекции. Документ подписан губернатором Красноярского края А. В. Уссом 19 мая. Он предусматривает несколько механизмов поддержки общей и отраслевой направленности.

В рамках реализации указа уже осуществляется подготовка законодательной инициативы по освобождению в 2020 году от уплаты транспортного налога организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых являются грузовые и пассажирские перевозки. Также в транспортной сфере рассматривается вопрос о компенсации затрат на дезинфекцию подвижного состава лицам, осуществляющим перевозку пассажиров на транспорте общего пользования.

Для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса предусмотрено субсидирование части процентной ставки по коммерческим кредитам. Инструмент предназначен для снижения долговой нагрузки на компании, которые вынуждены оплачивать ранее взятые кредиты. На эти цели до конца года из краевого бюджета будет выделено не менее 150 миллионов рублей. Помимо этого, губернатор дал поручение увеличить уставный капитал краевого Агентства развития бизнеса для обеспечения обязательств перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями в рамках новых кредитных антикризисных продуктов. Также субъектам малого и среднего предпринимательства будет предоставлена отсрочка по платежам за выкуп находящегося в краевой собственности недвижимого имущества. Рассматривается возможность продления сроков уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2020 года.

Для поддержания финансовой устойчивости жилищно-коммунального хозяйства будет обеспечено внесение досрочных авансовых платежей от бюджетных (краевых и муниципальных) потребителей услуг в адрес ресурсоснабжающих организаций. Это позволит провести своевременную и полноценную подготовку отрасли к новому отопительному периоду. Кроме того, региональному правительству дан ряд поручений по организации дополнительных мер поддержки в сферах туризма и предоставления гостиничных услуг, а также в отношении некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, приостановивших свою деятельность в условиях введенных ограничений.

Общая сумма государственной поддержки в рамках второго пакета антикризисных мер оценивается в 1,5 миллиарда рублей. Все это, на наш взгляд, является хорошей поддержкой для бизнес-сообщества, которая не позволит допустить нарастания социально-экономической напряженности.

Однако на этом работа краевых властей, безусловно, не завершена. В ежедневном режиме проводится мониторинг социально-экономической ситуации в регионе, регулярно рассматриваются вопросы применения принятых мер, чтобы в случае необходимости быть готовыми принять новые решения или скорректировать действующие.

Бюджетные корректировки

2 апреля мы приняли весеннюю корректировку краевого бюджета. К этому сроку уже были приняты изменения в Бюджетный кодекс о приостановлении в 2020 году действия целого ряда бюджетных норм и ограничений. Мы ориентировались на Федерацию и учли новые подходы к осуществлению бюджетного процесса. Так, в целях оперативного реагирования на остро развивающуюся ситуацию с коронавирусом была уточнена компетенция правительства края по перераспределению средств регионального бюджета для оказания дополнительной помощи гражданам, юридическим лицам и нашим территориям. Кроме того, на 1,5 миллиарда рублей увеличены лимиты по бюджетным кредитам муниципальным образованиям (с 1,4 миллиарда до 2,9 миллиарда рублей).

В 2020 году более чем в два раза увеличен размер резервного фонда правительства края — с 500 миллионов до 1,1 миллиарда рублей. К примеру, из резервного фонда регионального правительства уже выделены средства на приобретение аппаратов для искусственной вентиляции легких, а также лекарств, средств защиты для обеспечения медицинской помощи в условиях изоляции на дому лицам, заболевшим коронавирусом. Таким образом, в крае созданы правовые возможности и финансовые резервы для стабилизации негативных последствий существующей ситуации.

Приоритеты в расходах

Структура органов государственной власти Красноярского края определена таким образом, что Министерство финансов не является органом внутреннего государственного финансового контроля. Такие полномочия принадлежат другому органу исполнительной власти края — Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок. Со своей стороны Министерство финансов продолжает осуществлять предварительный контроль за использованием бюджетных средств в рамках полномочий, предоставленных бюджетным законодательством, с учетом дополнительно принятых в крае подходов по финансированию расходных обязательств. Так, в настоящее время в условиях нестабильной социально-экономической ситуации региональными властями принято решение о финансировании расходов, исходя из их приоритетности. В первоочередном порядке финансируются расходы социально значимого характера, расходы на реализацию нацпроектов, а также связанные с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

16.jpg

Распределение средств на осуществление расходов капитального характера, проведение мероприятий и перераспределение средств экономии происходит только после предварительного согласования с Министерством финансов. Согласование осуществляется по результатам всестороннего анализа на предмет необходимости и эффективности расходов в условиях существующей ситуации. Таким образом, при санкционировании расходов усилены контрольные функции Министерства финансов, чтобы организации в условиях существующих рисков исполнения бюджета не брали на себя самостоятельно обязательства, которые могут быть не обеспечены государственным финансированием. Кроме того, при осуществлении операций с федеральными целевыми средствами, поступившими в краевой бюджет на проведение мероприятий, связанных с устранением негативных последствий коронавирусной инфекции, используются специальные коды. Это также способствует усилению контрольных функций финансового органа.

Организация работы

В период действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях пандемии деятельность Министерства финансов, как и всех других государственных органов края, не приостанавливалась. В соответствии с решениями, принятыми на федеральном и краевом уровнях, финансовый орган самостоятельно определял перечень лиц, обеспечивающих его функционирование в указанный период. Для иных сотрудников Министерства финансов был установлен режим нерабочих дней. При этом учитывались рекомендации Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников, а также перечень заболеваний, требующих соблюдения работниками режима самоизоляции, утвержденный региональным правительством.

Что касается организации удаленных рабочих мест. Информационное обеспечение финансового органа и получателей бюджетных средств, а также краевых бюджетных и автономных учреждений позволяет осуществлять деятельность в дистанционном формате. К примеру, в период с 4 по 30 апреля на удаленном доступе находилось 14% государственных служащих края. При этом Министерство финансов осуществляло функции удостоверяющего центра по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей. Вышеуказанным лицам была предоставлена техническая возможность представления электронного пакета документов для удаленного продления электронной подписи. Таким образом, в крае была обеспечена непрерывность бюджетного процесса.

Поделиться