Версия для печати 420 Материалы по теме

До Великой Отечественной войны в западных промышленно-развитых районах СССР производилось около трети всей промышленной продукции страны. Захват немецкими войсками в 1941 году этих территорий привел к необходимости масштабной переориентации экономики тыловых областей на нужды армии и фронта. Статья рассказывает о том, как изменилась в годы войны структура промышленности Саратовской области.

Английский публицист Александр Верт, корреспондент Би-би-си, живший в период Великой Отечественной войны в СССР, писал: «Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство, — это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости».

По данным Народного комиссариата путей сообщения, из угрожаемой зоны захвата было вывезено 2593 промышленных предприятия, из них 1350 — в первые три месяца войны. Были эвакуированы все танковые, авиационные заводы, заводы боеприпасов и вооружения, 150 машиностроительных предприятий, 94 металлургических, 40 заводов электротехнической промышленности. Работой по перебазированию предприятий в восточные районы страны руководил Совет по эвакуации при Совете народных комиссаров СССР, созданный по указанию И. В. Сталина в первые дни войны. Объем эвакуации был настолько велик, что в июле 1941 года для ее проведения была использована почти половина всего вагонного парка СССР.

Военно-промышленный центр

В годы войны Саратовское Поволжье стало одним из главных военно-промышленных центров страны. Промышленный комплекс региона стал формироваться еще в 1930-е годы. Так, в самом конце 1931 года заработал Саратовский завод комбайнов имени Б. П. Шеболдаева. В 1937 году предприятие переименовано в завод № 292 НКАП и переориентировано на производство авиационной техники. Позднее он стал называться Саратовским авиационным заводом. Здесь производили легендарные истребители Великой Отечественной войны Як-1 и Як-3. В 1933 году в Саратове заработал первый в стране завод щелочных аккумуляторов (завод № 195). В апреле 1934 года запущен Саратовский крекинг-завод № 4, на тот момент крупнейший в Европе завод по переработке нефти. Таким образом, к 1941 году регион уже располагал крупными промышленными предприятиями, научными центрами и квалифицированными кадрами.

70.jpg

Справка

В октябре — ноябре 1941 года в Саратов из Москвы были переведены аппарат Верховного Совета РСФСР и Совет народных комиссаров РСФСР, отдельные наркоматы СССР и РСФСР. Также сюда были эвакуированы столичные учреждения культуры, вузы и др. Например, Московский кредитно-экономический институт (ныне Финансовый университет при Правительстве РФ) также временно переехал в Саратов.

Эвакуация заводов из западной части страны лишь усилила промышленный потенциал Саратовского Поволжья. Установить точное число заводов и фабрик, перебазированных в Саратовскую область во время войны, сегодня не представляется возможным, поскольку наряду с цельными производственными мощностями и рабочими коллективами поступало оборудование отдельных заводских цехов, а порой — отдельных участков. По примерным подсчетам, регион на свою территорию принял около 100 эвакуированных предприятий. Это больше, чем было эвакуировано в Татарскую АССР и Башкирскую АССР, но меньше, чем в Челябинскую, Свердловскую и Куйбышевскую (Самарская) области.

Все для фронта, все для Победы!

В период Великой Отечественной войны жители Саратовской области передали на вооружение Красной армии 460 миллионов рублей личных сбережений, сдали на нужды армии и флота 32 килограмма золота, серебра и платины. На собранные средства было приобретено и отправлено на фронт более 1,5 тысячи самолетов, большое количество танков и артиллерийских орудий.

71.jpg

Наибольший объем средств был собран в разгар Сталинградской битвы. Колхозники сельхозартели «Сигнал революции» первыми в стране купили на собственные сбережения самолет для фронта. Колхозник-пасечник колхоза «Стахановец» Ф. П. Головатый лично обратился к директору Саратовского авиазавода с просьбой продать ему истребитель за 100 тысяч рублей. Военный совет Военно-воздушных сил Красной армии «сделку» согласовал. В январе 1943 года самолет Як-1, купленный Головатовым, был передан саратовцу — майору Б. Н. Еремину. Этому примеру последовали 69 колхозников Саратовской области. Колхозница-пасечница села Стригай А. С. Селиванова на свои сбережения купила три истребителя для части, в которой служил ее муж.

Очевидно одно: в годы войны в Саратове сосредоточилась значительная часть оборонно-промышленного комплекса СССР. По некоторым данным, в то время в регионе работало 338 различных предприятий, выпускающих продукцию для фронта. Из них 35 крупных оборонных предприятий. Число рабочих превышало 60 тысяч.

Переселенцы

Эвакуированные предприятия поступили в Саратовскую область в основном во второй половине 1941 года. Основная часть прибывших заводов размещалась в городе Саратове на площадях аналогичных по специфике деятельности местных заводов и фабрик. Так, например, на площадке строящегося Саратовского подшипникового завода (его возведение началось в 1938 году) разместился эвакуированный из Москвы Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1). На базе этих двух заводов был создан Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-3). Саратовский завод был единственным в стране производителем подшипников для военной техники. Этот завод и в настоящее время является одним из крупнейших производителей подшипников в России, выпускает более двух тысяч типов данной продукции.

В 1941 году в Саратов переехал московский завод № 205 (завод точной механики). Первой продукцией завода были системы управления артиллерийским огнем, а в годы войны здесь выпускали боеприпасы и приборы для боевых машин. На территории завода № 306 (впоследствии — Саратовское электроагрегатное производственное объединение (СЭПО)) были размещены предприятия Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева.

Саратовский паровозоремонтный завод в годы Великой Отечественной войны был передан из системы Наркомата путей сообщения в Наркомат танковой промышленности. На площадях этого завода была размещена часть эвакуированного из Подольска завода № 180. К январю 1942 года завод закончил подготовку к производству башен и корпусов танков Т-50. Эвакуированный из Тулы оружейный завод слился с саратовским заводом «Трактородеталь», образовав завод № 614 Наркомата вооружения.

Петровский электромеханический завод «Молот» в годы войны принял на своих площадях эвакуированный из Москвы машиностроительный завод точной электромеханики. Здесь был налажен выпуск гранат типа РГД и лимонка, бронебойных снарядов Р-22 для скорострельной пушки.

Военная продукция

Летом — осенью 1941 года в Саратове происходил масштабный перевод местных гражданских предприятий на выпуск военной продукции. На машиностроительных и металлообрабатывающих заводах области стали производить бомбы, мины, автоматы, снаряды и другую продукцию военного назначения. По решению Совета народных комиссаров СССР Саратовский государственный котельный завод со второй половины 1941 года стал выпускать специальные цистерны и котлы Шухова, походные кухни и парашютно-десантные баки, резервуары и емкости под ГСМ.

Саратовский завод № 292 НКАП был одним из важных поставщиков военных самолетов. В июне 1943 года немецкие бомбардировщики сбросили на завод свыше 100 бомб весом 500–1000 килограммов, в итоге 70% производственных площадей и 60% оборудования было уничтожено. Несмотря на столь значительный урон, уже в сентябре завод был восстановлен и вышел на выпуск такого же количества самолетов, что и до авианалета. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3. Примерно одна треть всех самолетов Великой Отечественной войны была выпущена именно в Саратове. На Яках помимо советских солдат воевали французские летчики полка «Нормандия — Неман».

Справка

В первые месяцы войны на предприятиях Саратова возникло движение двухсотников. Девизом движения было: «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Порядка 20% рабочих в несколько раз превышали норму выработки.

Завод сельхозмашиностроения (завод № 572) начал изготавливать некоторые части противотанкового ружья Симонова. Фабрика музыкальных инструментов перешла на производство армейских лыж и рам-мокроступов. На саратовских швейных фабриках был налажен пошив обмундирования для армии. Мясокомбинат в городе Энгельсе стал производить колбасы, консервы и другую продукцию для фронта. В недостроенном здании кинотеатра «Победа» во второй половине 1941 года устроили хлебопекарню и стали выпекать ржаной хлеб и производить из него сухари, которые затем отправляли на фронт. Всего предприятия города производили более двух десятков видов военной продукции. К сожалению, смена профилей предприятий проходила не всегда продуманно, в связи с чем на некоторых заводах неоднократно менялся вид производимой продукции.

В военный период объем производства продукции увеличился в Саратове в два раза. Объем продукции металлообрабатывающей промышленности увеличился в 4,5 раза, а вот производство легкой и пищевой промышленности сократилось в 1,5–2 раза по сравнению с довоенным уровнем.

Военно-промышленное производство в Саратове достигло своего максимального значения к 1944 году. Впоследствии началось снижение выпуска военно-промышленных товаров в связи с реэвакуацией ряда предприятий, а также ростом производства продукции для гражданских нужд. К 1945 году из 20 машиностроительных заводов десять выпускали только гражданскую продукцию, шесть — гражданскую и частично оборонную и только четыре продолжали изготовлять военную технику и вооружение.

72.jpg

Газ для предприятий

Еще до войны геологи предполагали, что на территории Саратовской области находятся газовые месторождения. Летом 1941 года геологическая поисковая группа обнаружила природный газ в промышленных масштабах вблизи деревни Елшанки. Газопровод Елшанка — Саратов протяженностью 18 километров был проложен в октябре 1942 года за 20 дней. Благодаря газопроводу в городе была решена проблема острой нехватки топлива для промышленных предприятий и ТЭЦ-1.

73.jpg

Добыча газа из месторождений под Саратовом в годы войны постоянно росла. В 1942 году три скважины дали около десяти тысяч тонн газа, а в 1944 году из 19 скважин было добыто более 250 тысяч тонн.

А. В. ПАЧКАЛОВ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат исторических наук

Поделиться