Версия для печати 288 Материалы по теме
Вера Юрьевна КОНОНОВА, заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), доцент кафедры экономики Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат экономических наук
Россия-2020: каков запас прочности бюджетной системы

Меры, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, привели к резкому изменению финансового положения не только населения и бизнеса, но и бюджетов всех уровней. Серьезнейший вызов для бюджетной системы сейчас заключается в том, что необходимо не только своевременно финансировать неотложные расходы (прежде всего в здравоохранении), но и выполнять то, что было запланировано ранее, и все это в условиях роста объема выпадающих доходов бюджетов. В такой ситуации закономерно возникает вопрос: выдержит ли такую нагрузку наша бюджетная система? Насколько велик запас ее прочности и какой масштаб могут принять дефициты бюджетов на федеральном и региональном уровнях?

Новое понимание запаса прочности

Как представляется, понятие «запас прочности» для бюджета сейчас приобретает иной смысл, чем это было еще несколько месяцев назад. В России долгое время весьма распространенным по отношению к доходам и расходам бюджета (по крайней мере, на федеральном уровне) был принцип, гласящий, что бюджетная система должна быть как минимум бездефицитной. И при этом в запасе должна иметься «подушка безопасности» — накопления, которые могут быть использованы в случае необходимости. Этот объем накоплений, по сути, и обозначал, какие дефициты сможет выдержать бюджет и насколько он прочен. Однако попытки приумножить эти накопления приводили к ряду нежелательных последствий для экономики, таких как ограничение расходов бюджета (в том числе в виде откладывания их фактического исполнения) и постепенный отказ от налоговых стимулов, поскольку их применение приводит к выпадению части доходов.

Поделиться