Версия для печати 760 Материалы по теме
Ирина Валерьевна НИКИТИНА, заместитель главы муниципального образования по финансово-экономической политике, начальник финансового отдела города Медногорска Оренбургской области
Школьный бюджет

Человеку не стоит ждать своего времени, чтобы сделать важный выбор. Испытав однажды желание что-то поменять к лучшему, не сомневайтесь, действуйте! Всегда, каждый день и уже сегодня, можно делать что-то важное, постепенно преображая этот мир. Мы хотим развеять устоявшийся миф о том, что дети — наше будущее. Убеждены, что дети — наше настоящее.

Министерство финансов Оренбургской области определило город Медногорск пилотной площадкой для реализации одного из направлений инициативного бюджетирования — проекта «Школьный бюджет». Так был дан старт новой программе, реализация которой началась 25 февраля текущего года, а результаты были подведены в День защиты детей 1 июня. В феврале в здании городской администрации состоялось совещание, посвященное началу проекта, на котором присутствовали сотрудники отдела образования, директора общеобразовательных организаций и преподаватели, курирующие подготовку проектов.

Основная цель проекта «Школьный бюджет» — вовлечение школьников в решение вопросов местного значения, касающихся развития общественной инфраструктуры. Проект направлен на создание и развитие в школах механизмов и традиций выявления, обсуждения и совместного решения задач, затрагивающих интересы молодого поколения, повышение бюджетной грамотности и гражданской активности детей и подростков, их ознакомление с основами местного самоуправления, а также на повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса.

В целях реализации данного проекта разработали и утвердили постановление администрации города «О реализации на территории муниципального образования город Медногорск общественно значимого проекта, основанного на местных инициативах в рамках проекта „Школьный бюджет“». Помимо этого, подготовили и утвердили дорожную карту по реализации проекта, в которой определили поэтапные мероприятия, сроки их реализации и ответственных исполнителей, установили контрольные точки начала и окончания каждого этапа.

«Школьный бюджет» выявил высокий интерес учащихся школ города Медногорска к участию в бюджетном процессе через реализацию собственных проектов

В проекте принимали участие учащиеся 10–11-х классов пяти образовательных учреждений системы общего образования города. При этом школьники проявляли всю свою фантазию и изобретательность, предлагая собственные идеи по развитию школы. В бюджете муниципального образования на реализацию проекта-победителя предусмотрели 500 тысяч рублей.

Ценностью «Школьного бюджета» является еще и то, что старшеклассники принимают непосредственное участие в реализации всех его этапов и в результате получают те навыки, которые точно пригодятся им в будущем. Можно с уверенностью сказать, что школьники, вложив труд в реализацию своей инициативы, будут более бережно относиться к школьным стенам, научатся умению планировать и организовывать работу по достижению результатов и оценивать их. Полагаем, что участие в подобном проекте может стать одним из самых ярких впечатлений их школьной жизни.

Этапы проекта

Была предусмотрена поэтапная реализация проекта на уровне каждой участвующей в нем школы. На первом этапе была проведена подготовительная работа по формированию школьного совета, состоящего из пяти человек. Было положено начало информационной кампании.

На втором этапе на собраниях в классах выдвинуты на обсуждение предварительные проектные предложения, а также осуществлен выбор на общешкольном собрании старшеклассников одного (и не более) проектного предложения от школы. Далее, на третьем этапе, сформированы проектные предложения от школы для дальнейшего участия в отборе между общеобразовательными учреждениями.

70.jpg

На четвертом этапе проведено голосование по проектным предложениям между школами, в котором приняли участие школьные советы от каждой принимающей участие в проекте школы. При проведении голосования каждому его участнику предоставлялась возможность выбрать два проектных предложения. При этом за проектное предложение от одной школы, включая собственное, могло быть подано не больше одного голоса от каждого участника. По итогам голосования был сформирован рейтинг проектных предложений. И, наконец, пятый этап — это подготовка технической документации и реализация утвержденного проекта — победителя голосования.

Школьные проекты

В результате проделанной работы были выдвинуты следующие проекты от каждой школы:

1. «Школьная видеостудия «Кадетвидео» (структура единого информационного пространства школы);

2. «Актовый зал — центр общественной жизни школы»;

3. «Современная школьная библиотека»;

4. «STEM-образование — образование будущего»;

5. «Компьютерный класс».

В назначенную дату все проекты с соответствующими иллюстрационными материалами были размещены в группе «Школьный бюджет» социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/club195361042). Все члены школьных советов имели возможность внимательно ознакомиться с материалами проектных предложений. Стоит отметить, что все проектные идеи были актуальными, важными, а также грамотно и творчески представленными.

71.jpg

В результате голосования два проекта набрали одинаковое количество баллов. Это проект «STEM-образование — образование будущего» и проект «Актовый зал — центр общественной жизни школы». Однако победителем городского проекта «Школьный бюджет» могла стать только одна общеобразовательная организация. Поэтому в этот же день был объявлен второй тур голосования.

Эмоции. Переживание. Волнение. Адреналин. И вот голосование окончено. Так, по итогам открытого голосования (с разницей в два голоса) победителем городского конкурса «Школьный бюджет» стал проект «STEM-образование — образование будущего».

Проект-победитель

Основная идея STEM-образования — практика так же важна, как и теоретические знания. STEM-подход — это не только метод обучения, но и способ мышления. В образовательной среде STEM школьники получают знания и сразу же учатся их использовать. Делая акцент на практических навыках, школьники развивают свою силу воли, творческий потенциал, гибкость, учатся сотрудничеству.

Для реализации STEM-образования в школе необходимо создать эксплораториум — интерактивный научный музей и обучающую лабораторию, где посетители могут принять участие в увлекательных экспериментах. Благодаря данному проекту в школе-победителе появится образовательное пространство, в котором учащиеся смогут самостоятельно выполнять научные опыты, познакомятся с законами природы, освоят технику 3D-моделирования и расширят знания по физике, химии, географии, информатике. Для этого будут приобретены цифровой микроскоп, цифровые лаборатории по физике и химии, интерактивный глобус и компьютерная техника с функцией 3D-моделирования.

Вся информация о ходе проекта размещается на сайте администрации, отдела образования администрации и общеобразовательных учреждений, участвующих в проекте, итоги реализации освещены на местном телевидении «Медногорск-ТВ». Таким образом, «Школьный бюджет» как направление инициативного бюджетирования выявил высокий интерес учащихся школ города Медногорска к участию в бюджетном процессе через реализацию собственных проектов. Данная практика успешно прошла апробацию в этом году и будет применяться в будущем.

Поделиться