Версия для печати 304 Материалы по теме
Наше кредо — системный подход во всем

Близость к городу Комсомольску-на-Амуре, наличие развитой транспортной инфраструктуры, природные богатства — это те конкурентные преимущества Комсомольского муниципального района, которые помогают развивать территорию. Впрочем, как и крупные инвестиционные проекты, которые здесь реализуются. О том, как живет муниципалитет, как справляется с вызовами и на что возлагает надежды, нам рассказал глава Комсомольского муниципального района Хабаровского края Александр Васильевич КОЛОМЫЦЕВ.

— Александр Васильевич, насколько введение ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса повлияло на экономическую ситуацию в районе?

— Конечно, пандемия внесла свои коррективы. Так, например, оборот в общепите снизился на 28 процентов, значительно сократилась деятельность аэропорта, расположенного на территории района. Однако на экономическую ситуацию в районе повлияли не только ограничительные меры, но и ряд других факторов. Возьмем, к примеру, лесную отрасль. В связи с поэтапным увеличением таможенных пошлин на вывоз необработанной древесины значительно сокращаются производственные показатели лесозаготовительных предприятий. Если в 2018 году вывозка древесины составила 510 тысяч кубических метров, в 2019 году — 258,7 тысячи, то в текущем году планируется вывезти всего 186,2 тысячи кубических метров. Печальный прогноз имеем и на 2021 год. Лесозаготовительные предприятия находятся под угрозой закрытия. Это означает, что работы могут лишиться почти 700 работников отрасли, это шесть процентов занятых в экономике района. Так что еще вопрос, что больше влияет на экономику района.

Однако не все так пессимистично. Ситуация сглаживается тем, что на территории района идет реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. Это и строительство магистрального газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, и реконструкция объектов Министерства обороны России, и строительство воздушной линии электропередачи Комсомольск — Селихино — Ванино. В связи с этим в текущем году прогноз объема работ, осуществленных по виду деятельности «Строительство», увеличен почти в три раза. В строительной сфере создано более 500 новых рабочих мест. С учетом высокой для района заработной платы работников, занятых в строительстве, на 2020 год на 18 процентов увеличен прогноз по среднемесячной зарплате.

— В условиях пандемии наиболее уязвимым оказался малый и средний бизнес. Какие меры поддержки вы предусмотрели для МСП?

— Данный вопрос находится у нас на особом контроле с начала апреля. Для субъектов малого и среднего предпринимательства мы установили минимальные размеры обеспечения заявок, контрактов и гарантийных обязательств по муниципальным закупкам. Предусмотрена отсрочка внесения арендной платы и полное освобождение от арендных платежей.

В соответствии с решением администрации района до 1 мая 2020 года было приостановлено назначение и проведение проверок объектов МСП, в отношении которых применяются положения Федерального закона 294-ФЗ[1]. Решением районного Собрания депутатов в среднем на 25 процентов снижены значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для плательщиков, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших сферах.

19.jpg

— Поскольку речь зашла о ЕНВД, то не могу не спросить: как скажется отмена этого налога на деятельности индивидуальных предпринимателей района и, как следствие, на бюджете муниципалитета?

— В связи с отменой ЕНВД субъектам малого бизнеса необходимо перейти на другие специальные налоговые режимы. Выбирать придется между патентной системой и упрощенной системой налогообложения. В настоящее время наши предприниматели еще не определились, на какую систему они перейдут с 1 января 2021 года, поэтому сложно оценить, появится ли у них дополнительная налоговая нагрузка или нет. Принимая во внимание непопулярность у индивидуальных предпринимателей патентной системы, скорее всего, большинство из них перейдут на упрощенную систему налогообложения.

20.jpg

Безусловно, отмена ЕНВД негативно отразится на доходной части бюджета района, поскольку в отличие от упрощенной системы налогообложения эти доходы полностью зачисляются в местные бюджеты.

Справка «Бюджета»

В состав Комсомольского района входит 21 сельское поселение, объединяющее 35 населенных пунктов. Административный центр — город Комсомольск-на-Амуре является самостоятельным муниципалитетом и не входит в состав района. Район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

— Как в целом идет исполнение бюджета по доходам? Вносили ли корректировки в бюджет?

— Пока все в штатном режиме. За восемь месяцев текущего года установленные району контрольные показатели по мобилизации доходов исполнены на 119,6 процента. Рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в сопоставимых условиях составил 27,9 процента, или 150,4 миллиона рублей.

Основным доходным источником бюджета района остается налог на доходы физических лиц. На его долю приходится более 90 процентов налоговых и неналоговых доходов районного бюджета. В 2020 году изменения в бюджет вносили дважды: в мае и сентябре. Радует, что изменения внесены именно в части увеличения поступлений на 20,7 процента, или на 170,4 миллиона рублей. Существенному укреплению доходов бюджета способствовала уплата НДФЛ обособленными подразделениями организаций, поставленных в 2020 году на налоговый учет в районе, а также значительное наращивание объемов работ по строительству магистрального газопровода.

Выпадающие доходы, конечно, есть, в том числе связанные с оказанием мер поддержки в условиях распространения коронавирусной инфекции. Они прогнозируются в сумме 5,5 миллиона рублей. Из них 2,9 миллиона рублей приходится на сельские поселения района. Для компенсации выпадающих доходов мы в сентябрьском уточнении бюджета предусмотрели для поселений дополнительную финансовую помощь.

— Какие меры вы принимаете для обеспечения сбалансированности районного бюджета?

— Считаю, что во всех делах главное — системный подход. В 2020 году в районе принят ряд стратегических документов, которые предусматривают реализацию до 2024 года комплекса мероприятий по повышению доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики. Прописаны механизмы взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления района по мобилизации доходов.

Ежегодно мы утверждаем перечень мероприятий по повышению эффективности и оптимизации расходов районного бюджета. Этот документ стал, можно сказать, настольной книгой для каждого руководителя отраслевого органа администрации района. Перечень включает в себя наиболее продуманные и актуальные инструменты, которые стали таковыми за счет совершенствования организации закупок для муниципальных нужд, оптимизации сети и штатной численности муниципальных учреждений, повышения энергетической эффективности в наших зданиях и тому подобных решений. Отмечу, что такой системный подход дает свои результаты — бюджетный эффект от оптимизации только за восемь месяцев 2020 года составил 25,1 миллиона рублей.

— В вашем муниципалитете активно действует комиссия по мобилизации доходов и снижению недоимки. Работала ли она в ограничительных условиях?

— Здесь так же, как и в работе по оптимизации расходов, важна система. В период пандемии формат работы районной комиссии был несколько изменен, но это не отразилось на эффективности ее работы. За восемь месяцев 2020 года по результатам работы комиссии в бюджет края поступило 15,1 миллиона рублей. Механизмы работы четко ориентированы на индивидуальное взаимодействие с должниками и активное вовлечение в процесс глав сельских поселений, депутатского корпуса, общественности.

Но основа основ этой деятельности — многолетняя аналитическая работа. Мы осуществляем систематический мониторинг поступлений основных платежей в разрезе налогоплательщиков и контроль за своевременностью уплаты организациями текущих платежей. Все это позволяет нам упредить образование недоимки и обеспечить полноту поступления доходов.

— Еще один вопрос, которым сегодня озабочены муниципалитеты, — реализация национальных проектов. Как обстоят дела в вашем районе?

— На территории района реализуются мероприятия трех национальных проектов. В 2019 году в рамках федерального проекта «Культурная среда» (нацпроект «Культура») проведен капитальный ремонт четырех зданий домов культуры, приобретено два автоклуба для обслуживания населения. Расходы на осуществление данных мероприятий впечатляют — 39 миллионов рублей, но полученный результат того стоит.

21.jpg

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» проводим капитальный ремонт школьных спортивных залов. В 2019 году освоено 1,4 миллиона рублей, в 2020 году выделено еще 2,6 миллиона рублей. Работа уже близится к завершению, обновленные спортивные залы — хороший подарок школьникам района.

Также в муниципалитете активно реализуется федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» (нацпроект «Жилье и городская среда»). В 2019 году на благоустройство общественных территорий четырех поселений направлено 9,3 миллиона рублей. В 2020 году мероприятия в рамках этого проекта реализуются уже в семи сельских поселениях. Объем работ оценивается в 12,5 миллиона рублей. Благодаря участию в данном проекте мы имеем возможность создавать комфортную среду проживания для наших граждан, делать наши сельские поселения привлекательными для жизни и работы.

22.jpg

— Помимо благоустроенных общественных территорий людям нужна работа. Какая ситуация в районе с безработицей?

— Последние пять лет уровень безработицы в районе стабильно держался на уровне одного процента трудоспособного населения. Сегодня мы наблюдаем рост безработицы более чем в 2,5 раза. Понятно — эпидемия коронавируса повлияла на уровень занятости населения по всей стране. Однако, если внимательно проанализировать причины, по которым люди встали на учет в центры занятости населения в качестве безработных, то вырисовывается интересная картина. Оказывается, граждане, оформившие статус безработных во время пандемии, это по большей части не сотрудники прекративших свою деятельность предприятий, а те, кто уже долгое время нигде не работал. Стимулом заявиться в Центр занятости для них стало увеличение максимального размера пособия по безработице до уровня МРОТ.

Для стабилизации ситуации по занятости мы начали плотно взаимодействовать с Центром занятости населения. Специалисты центра предоставляют нам информацию в разрезе поселений о наличии свободных рабочих мест. Мы ее анализируем, публикуем на официальном сайте администрации района. Причем эту информацию мы обновляем раз в 2–3 недели. Также сведения о вакансиях направляем в администрации поселений для размещения на специальных стендах и в социальных сетях. Выходим и напрямую на работодателей, убеждаем их направлять перечень своих вакансий нам, размещать на сайте Центра занятости или на портале «Работа в России».

— На территории района действует более 80 территориальных общественных самоуправлений. Для вас, как для главы района, ТОСы — это помощники в решении вопросов местного значения или же в некоторой степени конкуренты?

— Бесспорно, ТОСы — это наши надежные помощники и даже, я бы сказал, напарники. В территориальном общественном самоуправлении участвуют наиболее инициативные граждане, которые не понаслышке знают о проблемах своих территорий и могут эффективно их решать.

23.jpg

Наряду с проектами поддержки местных инициатив ТОСы для решения вопросов местного значения используют внебюджетные источники финансирования и через механизм инициативного бюджетирования. Так, в 2020 году они аккумулировали 6,3 миллиона рублей. Кроме того, ТОСы активно участвуют в конкурсах на получение грантов из краевого бюджета. В 2020 году на реализацию 25 проектов из краевого бюджета привлечено более 10 миллионов рублей.

— Какие вопросы в основном решают ТОСы, как вы их поддерживаете?

— Перечень вопросов разнообразный. Это обустройство детских и спортивных площадок, установка уличного освещения и камер наружного наблюдения, ремонт и благоустройство обелисков Славы, общественных колодцев, проведение прочих работ по благоустройству территорий населенных пунктов.

Что касается помощи, то главная задача администраций муниципального района и сельских поселений — это прежде всего оказание информационной поддержки. Жители хотят создать ТОС, готовы работать — специалисты администрации района и поселения всегда готовы подключиться к инициативе и помочь с организационными моментами. Проводим горячие линии, консультации по вопросам подготовки документов на участие в краевом конкурсе, организуем круглые столы для распространения успешных практик по реализации проектов ТОСов. В организации работ по благоустройству территорий населенных пунктов задействованы специалисты отдела архитектуры и градостроительства, отдела капитального строительства администрации района.

ТОСы — это общее дело населения и органов власти, как, впрочем, и в целом местное самоуправление, которое является зоной ответственности для всех. Мы живем и работаем на этой земле, значит, вместе решаем проблемы и радуемся успехам.

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА



[1] Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


Поделиться