Версия для печати 3707 Материалы по теме
Брянская область
В административном отношении Брянская область сравнительно молода: она образована 5 июля 1944 г. из западных районов Орловской области. Находясь почти в центре Русской равнины, эта территория издавна отличалась выгодным положением и играла важную роль в защите русских земель и русского государства.

Конкурентные преимущества Брянской области в значительной мере обу­словлены ее уникальным экономико-географическим положением. Брянщина – приграничный регион, находящийся на стыке трех государств.

Транспорт
Брянская область – это крупный узел железных дорог, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. По территории региона проходят кратчайшие транспортные пути, соединяющие Москву с Западной Европой (через Украину), а Санкт-Петербург – с южными районами России, пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Важное стратегическое значение имеют автотрассы М3 «Москва – Киев» (с выходом на трассу М20 «Санкт-Петербург – Киев – Одесса»), М13 «Брянск – Кобрин» (с выходом на трассу М1 «Москва – Минск – Брест» и на М20), А141 «Орел – Рославль».

Область пересекают железнодорожные линии Москва – Киев, Рига – Орел – Воронеж, Санкт-Петербург – Харьков – Ростов, автомобильные дороги Москва – Киев, Орел – Витебск, Брянск – Кобрин и др. Общая протяженность железных дорог превышает 1 000 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – 6 557 км.

Аэропорт «Брянск», который расположен на воздушной трассе R-22, соединяющей Москву с Киевом и Западной Европой, получил статус международного.

Через Брянскую область пролегают крупные нефте- и газопроводы, главным из которых является нефтепровод «Дружба». Крупные газопроводы Дашава – Москва и Шебелинка – Москва позволяют широко использовать природный газ для развития регионального энергетического комплекса.

Природные условия
Находясь на стыке двух природных зон, область имеет богатую и разнообразную флору и фауну. Более 1,15 млн га занято лесами, наиболее ценными из которых являются хвойные (53% лесных площадей). Общие запасы древесины составляют около 138 млн куб. м.

В регионе имеются значительные запасы природного сырья (цементное сырье, карбонатные породы, стекольные пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, а также освоенные запасы торфа и фосфатосодержащие руды для производства минеральных удобрений. Всего насчитывается порядка 80 месторождений различных минералов, причем большая часть полезных ископаемых залегает непосредственно на поверхности земли или на незначительной глубине, что облегчает их разработку.

Промышленность
Брянская область обладает высоким экономическим потенциалом и развитой промышленностью. Ведущая роль в структуре производственного сек­тора принадлежит предприятиям обрабатывающих производств, доля которых в общем объеме отгруженной продукции составляет более 80%.

Среди обрабатывающих производств важное место занимают производство транспортных средств и оборудования (21,1%), машин и оборудования (9%), электрического, электронного и оптического оборудования (5,6%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (6,3%).

Предприятия машиностроительного комплекса области выпускают более 80% российских автогрейдеров, 73% тепловозов, 14,7% кранов на автомобильном ходу.

Кроме того, в регионе развито производство пищевых продуктов (27,2%), обработка древесины и изготовление изделий из дерева (7%), целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность (5,1%).

Приоритетные направления развития региона
Основными стратегическими целями социально-экономического развития Брянской области являются повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение устойчивых темпов экономического роста и усиление конкурентоспособности региона. В числе приоритетных направлений развития можно назвать:

В экономической сфере:
1. Развитие промышленности области:
  • поддержка и развитие конкурентоспособных территориальных производственных кластеров и инвестиционных проектов;
  • повышение конкурентоспособности промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • диверсификация промышленности, опережающее развитие отраслей, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;
  • приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;
  • наращивание темпов импортозамещения;
  • эффективная внешнеэкономическая политика.
2. Развитие агропромышленного комплекса:
  • технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства;
  • совершенствование структуры сель­скохозяйственного производства;
  • развитие сельских территорий и малых форм хозяйствования на селе.
3. Развитие строительного комплекса:
  • увеличение объемов жилищного строительства;
  • развитие и совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования;
  • развитие промышленности строительных материалов;
  • повышение качества застройки территорий;
  • повышение экономической эффективности деятельности строительных организаций.
4. Эффективное использование преи­му­ществ транспортно-геогра­фи­чес­ко­го положения:
  • создание благоприятного инвестиционного климата на территории области;
  • развитие внешнеэкономических, международных и межрегиональных связей;
  • развитие транспортных коммуникаций межрегионального и федерального значения.
В социальной сфере:
1. Стабилизация демографической ситуации:
  • улучшение качества и повышение доступности медицинских услуг;
  • стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
  • повышение эффективности использования миграционных потоков.
2. Повышение уровня и качества жизни населения:
  • повышение уровня среднедушевых денежных доходов населения и заработной платы;
  • сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи;
  • повышение качества образования, в том числе профессионального в соответствии с потребностями рынка труда;
  • сокращение безработицы.

Источник: © Бюджет, 2008, № 7



Читайте другие статьи по теме:
Поделиться