У граждан любой страны всегда вызывает живой интерес заработная плата госчиновников в их государстве. «На что расходуются наши налоги? Как чиновники отрабатывают свою зарплату?» – спрашивают люди во всем мире, и этот интерес закономерен.
Во многих развитых странах информация о зарплате чиновников – из чего она складывается, каков ее размер – прозрачна и доступна каждому. В некоторых же государствах доходы чиновников остаются тайной за семью печатями, и простым гражданам остается о них только догадываться. В России в последние годы стали активно проводить статистические исследования и публиковать информацию о зарплате госслужащих, в том числе официальную.
Например, недавно Росстат опубликовал данные об оплате труда работников территориальных органов исполнительной власти и местного самоуправления за девять месяцев. Выяснилось, что в среднем по стране чиновники получают 17 900 руб. в месяц. Много это или мало? Если сравнивать с зарплатой учителей, которая в среднем за 10 месяцев 2007 г. составила 8 374 руб., или врачей – 9 640 руб., то не так уж мало. Кроме того, по сведениям департамента стратегического анализа ФБК, зарплаты правительственных чиновников в 2007 г. были проиндексированы на 26%, что примерно в 2,5 раза больше роста реальных доходов населения. В целом зарплата чиновников на 5 200 руб. выше среднего оклада по стране.
Самые большие зарплаты оказались у чиновников на Дальнем Востоке: так, в Ненецком автономном округе их доход равен 64 000 руб., на Чукотке – 40 700 руб. Положение их коллег на юге страны намного скромнее: средняя зарплата представителей исполнительной власти в Южном федеральном округе составляет 14 000 руб. В Краснодарском крае, которому в ближайшие годы предстоят масштабные олимпийские преобразования, муниципальные работники получают всего 13 700 руб. Правда, в органах исполнительной власти того же региона средняя зарплата существенно выше – 22 700 руб.
Приведенные статистические данные соответствуют предположениям экспертов Всемирного банка, которые заявили, что в январе-апреле 2007 г. рост реальных доходов (с учетом инфляции) и уровня заработной платы россиян составил 11,5 и 18,5% соответственно. По их подсчетам, быстрее всего заработная плата повышалась именно в государственном секторе. Поэтому можно констатировать, что сейчас госслужащие, еще недавно считавшиеся самой социально незащищенной частью населения, совершили настоящий рывок. Кроме того, у региональных чиновников зарплаты зачастую растут еще быстрее, чем у федеральных.
Однако многие эксперты сомневаются в достоверности информации о доходах госслужащих, особенно среднего и высшего уровня. Хотя номинально оклад у чиновников часто ниже, чем у остальных бюджетников, очевидно, что, например, первый заместитель министра реально получает гораздо больше официальных 7 000 руб. в месяц. У первого заместителя федерального министра ежемесячное денежное поощрение составляет 10,5 месячных окладов, кроме того, существуют различные премии и надбавки.
Однако главный вопрос заключается не в том, какую зарплату получают чиновники. Государственные служащие, как и люди других профессий, должны достойно зарабатывать. Демократическому государству необходима четкая, отлаженная и обязательно прозрачная система оплаты труда чиновников, чтобы все граждане – в том числе и сами госслужащие – ясно представляли, какое вознаграждение предусмотрено на разных ступенях карьерной лестницы.
Например, за рубежом система оплаты труда госслужащих отличается от системы оплаты труда в коммерческом секторе. Зарплата на государственной службе, даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Германия, ниже зарплаты на аналогичных должностях в частном
секторе экономики. Однако при этом государство стремится обеспечить финансовую и социальную независимость и достойный уровень жизни госслужащего, соответствующий его социальному статусу.
В то же время системы оплата труда государственных служащих различаются в зависимости от того, какая модель государственной службы принята в стране – карьерная или позиционная. Государственная служба в странах с карьерной системой основывается, как правило, на принятых несколько столетий назад традиционных принципах чиновничества, когда государство берет на себя обязательства по социальному и материальному обеспечению своих служащих. Так, в Германии при определении зарплаты чиновника существенным фактором являются его образование и квалификация. В стране существуют четыре ранга государственной службы, и от уровня образования (среднее, среднее специальное, высшее) зависит, на какой ранг гражданин может претендовать и соответственно какой оклад получать. В целом зарплата у чиновников ниже, чем у служащих в частном секторе. Однако эта разница компенсируется тем, что на государственной службе чиновник более защищен от безработицы, чем сотрудники частных компаний: его практически невозможно уволить. Надо отметить, что из-за такой системы на госслужбу в Германии уже давно стремятся менее квалифицированные работники: более высококвалифицированные предпочитают трудиться в частном секторе, где оплата зависит от объемов выполняемой работы.
В условиях карьерной системы размеры должностных окладов чиновников, а также всех предусмотренных надбавок определяются законом и являются прозрачными для общества. Заработная плата госслужащих складывается из нескольких составляющих: наряду с основным окладом (85% совокупного дохода) выплачиваются различные надбавки, например «местная», размер которой зависит от семейного положения чиновника. Женатые получают больше, чем холостые, а имеющие детей – больше, чем бездетные. Для каждого из четырех рангов устанавливается своя фиксированная величина этой надбавки. Кроме того, важнейшей надбавкой является «министерская», которая выплачивается всем чиновникам, работающим в министерствах и администрации федерального президента. Немецким чиновникам полагаются новогодние премии в размере месячного оклада, предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью шесть недель. Тем чиновникам, которые регулярно работают более пяти дней в неделю (в праздники, выходные, ночью), к отпуску могут добавить еще до восьми дней. Существует и небольшая ежемесячная «надбавка для сбережений». В Германии нет специальных надбавок за военные чины и звания, за особый вид службы (полиция, военные) и т.д. Такой категории чиновников предоставляются иные льготы – например, дополнительный отпуск, право более раннего выхода на пенсию. Выплачивать какие-либо персональные надбавки или индивидуальные премии не принято, хотя в последние годы ученые отмечают, что для повышения эффективности государственного управления необходимо вводить более гибкие инструменты материального стимулирования чиновников.
Если при карьерной системе единые должностные оклады устанавливаются законодателем, то при позиционной – как, например, в Великобритании – они определяются самими ведомствами с учетом выделенных им бюджетных средств на основе коллективных договоров, которые заключаются между соответствующим государственным органом и профсоюзами как представителями государственных служащих.
В странах с позиционной системой государственной службы, таких как США, Канада, Великобритания и некоторые страны ЕС, преобладают более индивидуальные и гибкие формы системы оплаты труда служащих, близкие к частному сектору. Например, в Швеции политика оплаты труда на государственной службе сначала была централизованной, но постепенно менялась, и в 1980-е гг. правительство ввело новые методы оплаты, предполагающие большую приспособленность к рыночным инструментам, децентрализованное установление выплат, индивидуализацию окладов. В результате размер зарплаты служащих все чаще определялся самими учреждениями. Оклады и другие условия труда правительственных работников постепенно приблизились к рыночным и рассматривались скорее как средство достижения желаемых организационных результатов, чем как инструмент социальной политики или распределения доходов. Результатом описанного подхода стала ситуация, при которой 90% государственных служащих в Швеции имеют индивидуальные оклады.
Система оплаты труда, направленная на увеличение гибкости системы и ее реформирование, принимается все большим числом государств ЕС и имеет следующие цели: платить лучше, если работа выполнена лучше; платить в соответствии с выполненной работой, а не в соответствии с должностью; соизмерять уровень зарплаты с аналогичными должностями частного сектора; определять факторы оценки оплаты труда гибко, а не просто автоматически ежегодно повышать оклад; децентрализовать систему оплаты через разрешение госорганам вводить собственные системы градации.
Таким образом, оплата труда постепенно становится ключевым инструментом менеджмента и развития персонала в сфере государственной службы. Следует отметить, что и страны с карьерной системой стремятся к использованию более гибких методов в оплате труда. В Германии подобное уже планируется, и на уровне местных органов запущены соответствующие пилотные проекты. В Италии, Люксембурге, Португалии и Испании выплачиваются сверхурочные и дополнительные премии за инициативу. В Австрии в 1994 г. система оплаты была полностью реформирована, введены специальные надбавки для улучшения качества деятельности государственных служащих.
Во многих странах помимо основной зарплаты чиновники получают и различные надбавки. Так, в Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурге и, если оговорено контрактом, в Дании, Нидерландах и Швеции существуют семейные надбавки, праздничные и рождественские премии. Кроме того, надбавка выплачивается, если работа выполняется в экстраординарных условиях, например в командировке или с риском для здоровья. В некоторых странах принято ежегодно увеличивать зарплату: например, в Бельгии, Ирландии, Нидерландах, Люксембурге, Испании дополнительная сумма выплачивается в соответствии с повышением, при этом в Бельгии она напрямую связана с личной оценкой работника. Прирост в зарплате в Австрии частично зависит от выслуги лет, профессионального опыта, возможностей сотрудника и специальных условий работы. Во Франции размер такой ежегодной индексации определяется положениями разных министерств и агентств.
В Италии основной оклад составляет всего 40% от общей суммы зарплаты. Дополнительные пособия (50% зарплаты) зависят от места проживания государственного служащего, его семейного статуса, опыта, продуктивности деятельности и прочих факторов. Оставшиеся 10% приходятся на выплаты в связи с особыми условиями работы или особой специальностью. В Испании существует аналогичная система.
В целом можно отметить, что Великобритания и страны Скандинавии достигли наибольших изменений в политике оплаты труда. В этих странах применяется система оплаты по труду и заслугам, с целью установления дифференцированных уровней зарплаты широко используются методы оценки и поощрения персонала. В целом в развитых странах отмечается постепенный переход к новым принципам оплаты труда, нацеленным на то, чтобы сделать государственную службу более привлекательной и эффективной, а систему оплаты труда – более справедливой.
Источник: © Бюджет, 2008, № 7
Полную версию материала можно прочитать в июльском номере журнала "Бюджет". В августе статья появится на нашем сайте в открытом доступе
Во многих развитых странах информация о зарплате чиновников – из чего она складывается, каков ее размер – прозрачна и доступна каждому. В некоторых же государствах доходы чиновников остаются тайной за семью печатями, и простым гражданам остается о них только догадываться. В России в последние годы стали активно проводить статистические исследования и публиковать информацию о зарплате госслужащих, в том числе официальную.
Например, недавно Росстат опубликовал данные об оплате труда работников территориальных органов исполнительной власти и местного самоуправления за девять месяцев. Выяснилось, что в среднем по стране чиновники получают 17 900 руб. в месяц. Много это или мало? Если сравнивать с зарплатой учителей, которая в среднем за 10 месяцев 2007 г. составила 8 374 руб., или врачей – 9 640 руб., то не так уж мало. Кроме того, по сведениям департамента стратегического анализа ФБК, зарплаты правительственных чиновников в 2007 г. были проиндексированы на 26%, что примерно в 2,5 раза больше роста реальных доходов населения. В целом зарплата чиновников на 5 200 руб. выше среднего оклада по стране.
Самые большие зарплаты оказались у чиновников на Дальнем Востоке: так, в Ненецком автономном округе их доход равен 64 000 руб., на Чукотке – 40 700 руб. Положение их коллег на юге страны намного скромнее: средняя зарплата представителей исполнительной власти в Южном федеральном округе составляет 14 000 руб. В Краснодарском крае, которому в ближайшие годы предстоят масштабные олимпийские преобразования, муниципальные работники получают всего 13 700 руб. Правда, в органах исполнительной власти того же региона средняя зарплата существенно выше – 22 700 руб.
Приведенные статистические данные соответствуют предположениям экспертов Всемирного банка, которые заявили, что в январе-апреле 2007 г. рост реальных доходов (с учетом инфляции) и уровня заработной платы россиян составил 11,5 и 18,5% соответственно. По их подсчетам, быстрее всего заработная плата повышалась именно в государственном секторе. Поэтому можно констатировать, что сейчас госслужащие, еще недавно считавшиеся самой социально незащищенной частью населения, совершили настоящий рывок. Кроме того, у региональных чиновников зарплаты зачастую растут еще быстрее, чем у федеральных.
Однако многие эксперты сомневаются в достоверности информации о доходах госслужащих, особенно среднего и высшего уровня. Хотя номинально оклад у чиновников часто ниже, чем у остальных бюджетников, очевидно, что, например, первый заместитель министра реально получает гораздо больше официальных 7 000 руб. в месяц. У первого заместителя федерального министра ежемесячное денежное поощрение составляет 10,5 месячных окладов, кроме того, существуют различные премии и надбавки.
Однако главный вопрос заключается не в том, какую зарплату получают чиновники. Государственные служащие, как и люди других профессий, должны достойно зарабатывать. Демократическому государству необходима четкая, отлаженная и обязательно прозрачная система оплаты труда чиновников, чтобы все граждане – в том числе и сами госслужащие – ясно представляли, какое вознаграждение предусмотрено на разных ступенях карьерной лестницы.
Например, за рубежом система оплаты труда госслужащих отличается от системы оплаты труда в коммерческом секторе. Зарплата на государственной службе, даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Германия, ниже зарплаты на аналогичных должностях в частном
секторе экономики. Однако при этом государство стремится обеспечить финансовую и социальную независимость и достойный уровень жизни госслужащего, соответствующий его социальному статусу.
В то же время системы оплата труда государственных служащих различаются в зависимости от того, какая модель государственной службы принята в стране – карьерная или позиционная. Государственная служба в странах с карьерной системой основывается, как правило, на принятых несколько столетий назад традиционных принципах чиновничества, когда государство берет на себя обязательства по социальному и материальному обеспечению своих служащих. Так, в Германии при определении зарплаты чиновника существенным фактором являются его образование и квалификация. В стране существуют четыре ранга государственной службы, и от уровня образования (среднее, среднее специальное, высшее) зависит, на какой ранг гражданин может претендовать и соответственно какой оклад получать. В целом зарплата у чиновников ниже, чем у служащих в частном секторе. Однако эта разница компенсируется тем, что на государственной службе чиновник более защищен от безработицы, чем сотрудники частных компаний: его практически невозможно уволить. Надо отметить, что из-за такой системы на госслужбу в Германии уже давно стремятся менее квалифицированные работники: более высококвалифицированные предпочитают трудиться в частном секторе, где оплата зависит от объемов выполняемой работы.
В условиях карьерной системы размеры должностных окладов чиновников, а также всех предусмотренных надбавок определяются законом и являются прозрачными для общества. Заработная плата госслужащих складывается из нескольких составляющих: наряду с основным окладом (85% совокупного дохода) выплачиваются различные надбавки, например «местная», размер которой зависит от семейного положения чиновника. Женатые получают больше, чем холостые, а имеющие детей – больше, чем бездетные. Для каждого из четырех рангов устанавливается своя фиксированная величина этой надбавки. Кроме того, важнейшей надбавкой является «министерская», которая выплачивается всем чиновникам, работающим в министерствах и администрации федерального президента. Немецким чиновникам полагаются новогодние премии в размере месячного оклада, предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью шесть недель. Тем чиновникам, которые регулярно работают более пяти дней в неделю (в праздники, выходные, ночью), к отпуску могут добавить еще до восьми дней. Существует и небольшая ежемесячная «надбавка для сбережений». В Германии нет специальных надбавок за военные чины и звания, за особый вид службы (полиция, военные) и т.д. Такой категории чиновников предоставляются иные льготы – например, дополнительный отпуск, право более раннего выхода на пенсию. Выплачивать какие-либо персональные надбавки или индивидуальные премии не принято, хотя в последние годы ученые отмечают, что для повышения эффективности государственного управления необходимо вводить более гибкие инструменты материального стимулирования чиновников.
Если при карьерной системе единые должностные оклады устанавливаются законодателем, то при позиционной – как, например, в Великобритании – они определяются самими ведомствами с учетом выделенных им бюджетных средств на основе коллективных договоров, которые заключаются между соответствующим государственным органом и профсоюзами как представителями государственных служащих.
В странах с позиционной системой государственной службы, таких как США, Канада, Великобритания и некоторые страны ЕС, преобладают более индивидуальные и гибкие формы системы оплаты труда служащих, близкие к частному сектору. Например, в Швеции политика оплаты труда на государственной службе сначала была централизованной, но постепенно менялась, и в 1980-е гг. правительство ввело новые методы оплаты, предполагающие большую приспособленность к рыночным инструментам, децентрализованное установление выплат, индивидуализацию окладов. В результате размер зарплаты служащих все чаще определялся самими учреждениями. Оклады и другие условия труда правительственных работников постепенно приблизились к рыночным и рассматривались скорее как средство достижения желаемых организационных результатов, чем как инструмент социальной политики или распределения доходов. Результатом описанного подхода стала ситуация, при которой 90% государственных служащих в Швеции имеют индивидуальные оклады.
Система оплаты труда, направленная на увеличение гибкости системы и ее реформирование, принимается все большим числом государств ЕС и имеет следующие цели: платить лучше, если работа выполнена лучше; платить в соответствии с выполненной работой, а не в соответствии с должностью; соизмерять уровень зарплаты с аналогичными должностями частного сектора; определять факторы оценки оплаты труда гибко, а не просто автоматически ежегодно повышать оклад; децентрализовать систему оплаты через разрешение госорганам вводить собственные системы градации.
Таким образом, оплата труда постепенно становится ключевым инструментом менеджмента и развития персонала в сфере государственной службы. Следует отметить, что и страны с карьерной системой стремятся к использованию более гибких методов в оплате труда. В Германии подобное уже планируется, и на уровне местных органов запущены соответствующие пилотные проекты. В Италии, Люксембурге, Португалии и Испании выплачиваются сверхурочные и дополнительные премии за инициативу. В Австрии в 1994 г. система оплаты была полностью реформирована, введены специальные надбавки для улучшения качества деятельности государственных служащих.
Во многих странах помимо основной зарплаты чиновники получают и различные надбавки. Так, в Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Люксембурге и, если оговорено контрактом, в Дании, Нидерландах и Швеции существуют семейные надбавки, праздничные и рождественские премии. Кроме того, надбавка выплачивается, если работа выполняется в экстраординарных условиях, например в командировке или с риском для здоровья. В некоторых странах принято ежегодно увеличивать зарплату: например, в Бельгии, Ирландии, Нидерландах, Люксембурге, Испании дополнительная сумма выплачивается в соответствии с повышением, при этом в Бельгии она напрямую связана с личной оценкой работника. Прирост в зарплате в Австрии частично зависит от выслуги лет, профессионального опыта, возможностей сотрудника и специальных условий работы. Во Франции размер такой ежегодной индексации определяется положениями разных министерств и агентств.
В Италии основной оклад составляет всего 40% от общей суммы зарплаты. Дополнительные пособия (50% зарплаты) зависят от места проживания государственного служащего, его семейного статуса, опыта, продуктивности деятельности и прочих факторов. Оставшиеся 10% приходятся на выплаты в связи с особыми условиями работы или особой специальностью. В Испании существует аналогичная система.
В целом можно отметить, что Великобритания и страны Скандинавии достигли наибольших изменений в политике оплаты труда. В этих странах применяется система оплаты по труду и заслугам, с целью установления дифференцированных уровней зарплаты широко используются методы оценки и поощрения персонала. В целом в развитых странах отмечается постепенный переход к новым принципам оплаты труда, нацеленным на то, чтобы сделать государственную службу более привлекательной и эффективной, а систему оплаты труда – более справедливой.
Источник: © Бюджет, 2008, № 7
Полную версию материала можно прочитать в июльском номере журнала "Бюджет". В августе статья появится на нашем сайте в открытом доступе