XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
№ 8 август 2022 — 22 августа 2022

Ключ без права передачи

Версия для печати 621 Материалы по теме

Управление Федерального казначейства по Ростовской области — Региональный центр регистрации Удостоверяющего центра Федерального казначейства на территории Ростовской области. Ежегодно УФК обеспечивает на безвозмездной основе сертификатами ключей проверки электронных подписей более шести тысяч организаций.

Валерий Юрьевич БОРОДУЛИН, руководитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области

Петр Владимирович ПОЗДЕЕВ, начальник отдела режима секретности и безопасности информации Управления Федерального казначейства по Ростовской области

Сила в значимости

Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый защищенный вид электронной подписи. Она имеет дополнительные признаки, которые свидетельствуют о более высокой степени ее защиты. Например, ключ проверки электронной подписи указывается в квалифицированном сертификате, который могут создать только в аккредитованном удостоверяющем центре. Для создания и проверки квалифицированной электронной подписи используют особые шифровальные (криптографические) средства.

1,9 млн действующих на текущий момент квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей выдало Казначейство России.

Однако дело не только в высокой степени защиты такой подписи, но и в ее юридической силе. При соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63‑ФЗ «Об электронной подписи», подписанный ею электронный документ признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному владельцем электронной подписи собственноручно. Усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет определить, кто подписал электронный документ, а также проверить, вносились ли в него после подписания изменения.

Квалифицированная подпись широко используется на практике. Случаи ее обязательного использования установлены законодательством. В частности, квалифицированная подпись необходима для подачи электронных документов в органы государственной власти, судебные органы, получения государственных и муниципальных услуг, участия в электронных торгах по закону о контрактной системе, регистрации юридических лиц, подписания электронных счетов-фактур.

Выдавать квалифицированные сертификаты имеют право только удостоверяющие центры, получившие аккредитацию в соответствии с законодательством РФ. Федеральное казначейство осуществляет функции аккредитованного удостоверяющего центра для обеспечения сертификатами ключей проверки электронных подписей участников электронного взаимодействия в установленной сфере деятельности.

Кому положен ключ?

Получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи Удостоверяющего центра Федерального казначейства могут:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ;
  • должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений;
  • государственные органы, органы местного самоуправления и организации, использующие квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационных системах;
  • руководители и сотрудники:
    • коммерческих организаций, которым предоставляются подлежащие казначейскому сопровождению средства из бюджетов бюджетной системы РФ;
    • некоммерческих организаций и подведомственных им организаций, а именно:
      государственных корпораций;
      государственных компаний;
      автономных, бюджетных, казенных государственных и муниципальных учреждений.

Удостоверяющий центр Федерального казначейства образует ведомственную территориально распределенную структуру на территории страны и является одним из крупнейших удостоверяющих центров.

Управление Федерального казначейства по Ростовской области осуществляет функции Регионального центра регистрации Удостоверяющего центра Федерального казначейства на территории Ростовской области. Процедуры выполнения Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра, а также его права и обязанности установлены Порядком реализации Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2020 года № 1018 определяет перечень видов юридических лиц и подведомственных им организаций, которым и работникам которых создаются и выдаются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи Удостоверяющим центром Федерального казначейства.

Ежегодно УФК по Ростовской области обеспечивает на безвозмездной основе сертификатами ключей проверки электронных подписей более 6000 организаций, сотрудники которых используют электронную подпись в системах электронного документооборота различного назначения: внешнего и внутреннего обмена, организационно-распорядительного, кадрового, законотворческого и многих других. С каждым годом количество сертификатов ключей электронных подписей, выпускаемых управлением, увеличивается.

Увеличение объемов вызвано тем, что на Удостоверяющий центр Федерального казначейства с 1 января 2022 года возложены функции по обеспечению сотрудников государственного сектора квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей, в том числе и для подписания документов о приемке членами приемочной комиссии на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Во избежание волокиты

Начиная с августа 2021 года в рамках заключенных соглашений организации — доверенные лица Удостоверяющего центра Федерального казначейства от имени Казначейства России принимают заявления на выдачу сертификатов, а также вручают их. Сотрудники государственных учреждений обеспечиваются квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей без посещения органов Федерального казначейства. Общее количество изготовленных квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей доверенными лицами на сегодняшний день составляет более трех тысяч.

В 2020 г. УФК по Ростовской области изготовило более 17,3 тыс. квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей.

В 2021 г. — 30,1 тыс. квалифицированных сертификатов ключей (в 1,7 раза больше по сравнению с 2020 г.).

В первом квартале 2022 г. — 12,1 тыс. квалифицированных сертификатов ключей (в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

С целью недопущения срывов по обеспечению возложенных на организации и учреждения функции, планомерного получения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей Управление Федерального казначейства по Ростовской области в 2021 году приняло следующие меры:

  • информирование организаций — размещение актуальной информации на сайте, направление соответствующих писем;
  • выдача сертификатов коллективам без отрыва их от основной функциональной деятельности, в оперативном режиме. Идентификацию лиц, прием документов и выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей осуществляют сотрудники отдела режима секретности и безопасности информации Управления Федерального казначейства по Ростовской области на территории организации. В рамках такого взаимодействия уже состоялись выезды в крупные учреждения здравоохранения, в ряд территориальных органов ФОИВ и региональных органов власти и другие организации. В ходе выездной компании принято более тысячи заявлений на изготовление квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей;
  • предварительная запись по телефону для подачи документов на определенное время.

Все вышеуказанные мероприятия позволили обеспечить сотрудников государственного сектора с 1 января 2022 года квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей.

Во избежание мошенничества

Федеральными законами предусмотрен ряд мероприятий, которые направлены на недопущение махинаций с использованием электронной подписи. Так, можно наложить запрет на действия с недвижимостью, защитив ее от посягательств со стороны мошенников. Для этого правообладателю (его законному представителю) необходимо подать соответствующее заявление о запрете на сделки с недвижимым имуществом.

Указанная мера позволяет пресечь мошеннические действия по:

  • реализации (продаже, дарению, мене) недвижимого имущества;
  • регистрации в отношении объекта недвижимости аренды, залога и иных ограничений (обременений);
  • прекращению прав собственника на объект недвижимости.

Во избежание случаев, когда мошенники используют персональные данные гражданина без его согласия для оформления на него юридического лица или адрес гражданина с целью указания адреса местонахождения организации, заинтересованное лицо может наложить запрет на регистрацию юридического лица без личного присутствия.

Усиленная квалифицированная электронная подпись выступает гарантом неизменности и подтверждения авторства электронного документа

Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации юридического лица может быть представлено как против внесения сведений, связанных с конкретной организацией, так и в целом против любых регистрационных действий. Заявление по форме Р38001 необходимо подать в регистрирующий орган.

Таким образом, в цифровом пространстве усиленная квалифицированная электронная подпись выступает гарантом неизменности и подтверждения авторства электронного документа.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно