25 апреля 2024 года
Версия для печати 331 Материалы по теме
Цифровизация Н(М)ЦК: три, два, один — старт...

Одними из самых распространенных ошибок в закупках, проводимых по 44‑ФЗ, являются ошибки при определении и обосновании Н(М)ЦК. Их совершают даже опытные специалисты. Для того чтобы кардинально решить данную проблему, в Московской области процесс определения Н(М)ЦК цифровизировали. О данном опыте — в нашей статье.

Олег Григорьевич Дьяченко, первый заместитель начальника Главного контрольного управления Московской области

Виктор Владимирович Королихин, председатель Контрольно-счетной палаты Московской области

Предварительный контроль Н(М)ЦК

Предварительный контроль обоснования и определения Н(М)ЦК всегда был актуальным направлением. В Московской области такой контроль осуществляется в рамках работы Межведомственной комиссии по оценке обоснованности закупок (для закупок уровня субъекта РФ, далее — МВК) и Рабочей группы по оценке обоснованности закупок (для муниципальных закупок, далее — РГ). Предварительный контроль охватывает закупки с Н(М)ЦК от 50 миллионов рублей, а также отдельные закупки, Н(М)ЦК которых менее озвученной цифры.

Ежегодно на этапе предварительного контроля Н(М)ЦК Мособлконтроль рассматривает в среднем около двух тысяч закупок. Объем ежегодного снижения Н(М)ЦК до 2020 года в среднем составлял около 10 миллиардов рублей, в 2021 году — объем снижения вырос до 12 миллиардов рублей, в 2022 году — до 16. Как отмечено выше, предварительным контролем охвачены наиболее финансово емкие закупки, доля которых составляет примерно 50–60% от всего объема ежегодно заключаемых контрактов в Московской области. Отмечу, что ежегодно в регионе заключается контрактов на сумму около 400 миллиардов рублей.

Несмотря на высокую эффективность предварительного контроля Н(М)ЦК, вся эта работа выполняется в ручном режиме — каждая закупка рассматривается контролером (сотрудником Мособлконтроля) индивидуально, зачастую по несколько раз (с учетом доработок по замечаниям). Однако даже при ручном контроле мы смогли добиться сокращения сроков проверки Н(М)ЦК. Так, в четвертом квартале 2022 года средний срок с момента поступления закупки и до момента ее окончательного рассмотрения составил восемь рабочих дней, на 2023 год мы определили себе целевой показа­тель — шесть рабочих дней. Тем не менее ручной контроль не позволяет системно устранять типовые ошибки.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно