XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 780 Материалы по теме
ФНС + УФК — единое цифровое пространство данных о доходах бюджета

Одной из приоритетных задач органов власти является укрепление финансовой независимости бюджетов территорий. Для этого необходима их заинтересованность в самостоятельном исполнении своего бюджета. Для координации действий, направленных на формирование и увеличение собственной доходной базы, требуется оперативная, качественная и достоверная информация. Создание единого цифрового пространства данных о доходах, поступающих в бюджет, которое позволяет проводить детальный анализ для принятия обоснованных управленческих решений, позволяет решить эту задачу.

Наталья Евгеньевна Лепская, заведующая финансовым отделом администрации Бугурусланского района Оренбургской области

Два источника информации о доходах

В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов и других платежей зачисляются на казначейские счета. Органы Федерального казначейства по запросу финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований предоставляют информацию из расчетных документов о поступивших платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета. Но с учетом нововведений с 1 января 2023 года сведения о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа по налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источником формирования доходов бюджета, аккумулируются на счетах Федеральной налоговой службы, которая является единственным поставщиком информации об их распределении. А это значит, что теперь информацию по запросу финансового органа о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, предоставляет ФНС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). УФК же представляют сведения по неналоговым доходам в соответствии с требованием к форматам файлов Федерального казначейства по своим каналам связи.

Если подвести базу под вышесказанное, то фактически начиная с 1 января 2023 года финансовый орган имеет два источника информации о доходах бюджета:

1 Федеральное казначейство — для информирования о зачисленных платежах на счет 03100 «Средства поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в системе казначейских платежей», подлежащих дальнейшему распределению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2 Федеральная налоговая служба — для информирования о распределении единого налогового платежа, зачисленного в счет уплаты налогов, страховых взносов, сборов, штрафов, пеней с единого налогового счета.

Каждый из них требует собственных подходов в анализе и обработке. Но формируемая аналитическая отчетность должна иметь совокупную информацию по обоим источникам, что является немаловажным моментом.

Автоматизированное решение

В июне 2015 года финансовый отдел администрации Бугурусланского района приобрел у ООО «Кейсистемс-Урал» право на пользование подсистемой «Плательщики и уплаченные доходы» программного комплекса «Бюджет-СМАРТ». («Бюджет-СМАРТ» — программный комплекс для автоматизации процессов составления, анализа и исполнения бюджетов субъектов и муниципальных образований). Основная цель такого решения — создание единого пространства данных о доходах, поступающих в бюджет, которое позволяет проводить детальный анализ для принятия обоснованных управленческих решений. Подсистема «Плательщики и уплаченные налоги» как раз предназначалась для автоматизации процессов приема и обработки сведений о поступивших платежах, являющихся источниками формирования доходов бюджетов от УФК, и имела необходимые для этого возможности (рисунок 1).

В этом году подсистема была дополнительно доработана разработчиками в части запросов и получения сведений о ЕНП в ФНС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. То есть расширена необходимым функционалом в рамках формирования запроса и получения ответа по сведениям о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа. Процедура выполняется в автоматизированном режиме, получение и обработка информации полностью возможны без участия оператора.

Для получения сведений финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования потребуется дополнительно запросить доступ в продуктивной среде СМЭВ 3 и уникальный регистрационный номер (УРН), который выдает ФНС (рисунок 2). Его впоследствии необходимо указывать при подаче заявок на получение сведений о распределении ЕНП.

Главным преимуществом автоматизированной обработки данных является то, что сформированная отчетность позволит проводить детальный анализ, сравнивать показатели за разные периоды, а также поддерживать в актуальном виде необходимые справочные данные (таблица). При этом информация аккумулируется из двух источников (УФК и ФНС) одновременно.

Таблица. Сформированный отчет «Сравнение поступлений по плательщикам за три последних года», руб.

Плателыщик

Выбранный период с 01.01.2022 пo 01.01.2023

Сумма поступлений по периоду за 3 года

Средний показатель поступлений за период в год

наименование

инн

за период 2022

за период 2021

за период 2020

Итого

138 250 899,92

129 501 426,27

112 843 216,10

280 595 542,29

126 865 180,76

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБУК «ЦКС»)

5602022410

2 659 556,00

2 326 394,00

2 066 085,00

7 052 035,00

2 350 678,33

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Пилюгинская СОШ»)

5624002960

1 839 756,82

1 699 851,00

1 598 253,00

5 137 860,82

1712620,27

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Михайловская СОШ»)

5624003072

1 800 809,49

1 683 885,00

1 425 469,00

4 910 163,49

1 636 721,16

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Благодаровская СОШ»)

5624003033

1 265 791,64

1 165 414,00

1 044 846,71

3 476 052,35

1 158 684,12

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Елатомская СОШ»)

5624003001

1 146 800,15

1 060 255,00

917 087,00

3 124 142,15

1 041 380,72

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБУ «СШ Бугурусланского района»)

5624020769

1 017 679,18

1 058 327,00

1 045 636,00

3 121 642,18

1 040 547,39

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБУК «ЦМБ» Бугурусланского района)

5624020984

1 131 267,00

1 005 922,00

912 952,68

3 050 141,68

1 016 713,89

Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Полибинская СОШ»)

5624003080

1 047 752,00

942 736,00

885 435,00

2875923,00

958 641,00

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно