XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 399 Материалы по теме
Лучшие практики увеличения неналоговых доходов от лидера

Все мы прекрасно знаем, что поступления основных налогов по большей части регулируются федеральными и региональными нормативными правовыми актами. То есть местное самоуправление не может заметно увеличить налоговый потенциал городского бюджета. Другое дело — неналоговые доходы.

Сергей Борисович Горбатюк, начальник Финансового управления города Новороссийска Краснодарского края

Конечно, доля неналоговых доходов в структуре муниципальных бюджетов не так велика. Для примера, в общем объеме доходов Новороссийска в 2022 году они составили 11,99%. Но именно в наращивании данного вида бюджетных финансовых ресурсов кроются потенциальные резервы увеличения доходов без усиления давления на экономику.

В Новороссийске реализовано более 10 практик, направленных на увеличение неналоговых доходов, что сделало наш город лидером в этом направлении среди муниципалитетов Краснодарского края. Эти решения помогли нам привлечь в городской бюджет с 2014 года дополнительно 334,2 миллиона рублей. Об основных из них я бы и хотел рассказать.

Опоры.jpg

Плата за использование опор наружного освещения

С 2014 года мы взимаем плату с операторов проводной и беспроводной связи за размещение оборудования и линий связи на объектах муниципального имущества — опорах наружного освещения. Ее размер составляет 2525 рублей в год за одну опору. Дополнительные поступления за весь период действия услуги составили 92,7 миллиона рублей. В 2022 году доход города от использования опор наружного освещения не по прямому назначению составил 17,6 миллиона рублей, динамика сборов положительная. Это достигнуто за счет увеличения количества заключенных договоров и проведения претензионной работы с операторами, допустившими бездоговорное использование.

В этом году структурные подразделения администрации и привлеченные на аутсорсинг сторонние организации начали инвентаризацию существующих линейных объектов, выявление бесхозных опор для установления собственников или принятия объектов в муниципальную собственность. На основании проведенных мероприятий были выявлены нарушители, которые использовали опоры без заключения договоров. Все это позволило увеличить поступления в местный бюджет в том числе за счет подачи исковых заявлений в суды.

Инвентаризация 2023–2024 годов разделена на пять этапов по количеству внутригородских районов. Ее итогом станет интерактивная цифровая карта системы опор наружного освещения, которая позволит вести постоянный мониторинг, позволяющий в том числе не допустить бездоговорное использование.

Впрочем, увеличение доходов бюджета — это не единственный эффект, который получил город от реализации программы использования осветительных опор. Мы смогли добиться улучшения архитектурно-эстетического облика города за счет реализации типовых инженерных решений. Не менее важно и то, что мы договорились с операторами связи о предоставлении ими трафика своих волоконно-оптических линий связи для обеспечения функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на безвозмездной основе.

PHOTO-2023-08-25-19-44-16.jpg

Плата за размещение нестационарных торговых объектов

Развитие нестационарной торговли — мера поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако и здесь есть потенциал для увеличения доходов бюджета.

С 2017 года мы стали заключать договоры на предоставление мест арендаторам под нестандартные торговые объекты. Ранее они выделялись на безвозмездной основе, однако в связи с внесением изменений в федеральное законодательство, регламентирующее взимание платы за предоставление мест для НТО, мы смогли утвердить порядок и методику расчета платы. Она включает в себя кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с государственной оценкой земель населенных пунктов. Для максимальной прозрачности процессов выставляем места на электронные торги, победители которых и получают право на размещение нестационарных торговых объектов.

Мы постоянно работаем над актуализацией информации о потенциальных площадках для размещения. Как и в предыдущей программе, использование типовых инженерных решений положительно сказывается на облике города. Еще одно обязательство арендаторов — надлежащее санитарное содержание прилегающей территории.

Плата за прием поверхностных сточных вод

В 2018 году мы начали брать деньги за прием поверхностных сточных вод. Эта услуга предусмотрена постановлением Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения. На данном этапе мы взимаем утвержденную администрацией города плату с владельцев крупных площадей земельных участков, используемых под коммерческие услуги. Ее размер мы рассчитываем исходя из сведений Гидрометеобюро о среднем объеме выпавших осадков на территории муниципального образования, площади и качественных характеристик (грунтовое или асфальтобетонное покрытие) земельного участка, с которого идет сброс поверхностных сточных вод в городскую систему ливневой канализации.

С момента введения отдельной платы к настоящему моменту дополнительные поступления в бюджет составили 19,8 миллиона рублей. Сбор постепенно растет, так как специалисты администрации обследуют земельные участки, точки врезки сброса вод в городскую систему ливневой канализации, то есть держат ситуацию под постоянным контролем. В 2022 году услуга принесла муниципальному бюджету 5,9 миллиона рублей.

В связи с совершенствованием законодательства о водоснабжении и водоотведении мы параллельно вносим изменения в городскую нормативно-правовую базу по заключению договоров на прием сточных вод.

parkovka-4.jpg

Муниципальное платное парковочное пространство

Платные парковки — общепризнанный инструмент регуляции трафика современного города. Введение платы за парковку способствует разгрузке улично-дорожной сети города и созданию комфортных условий для передвижения пешеходов и городского транспорта. А еще это порядок благодаря разметкам и регулярным объездам служб фиксации нарушений, уменьшение нарушений правил парковки, а также удобные проезды для экстренных служб в парковочных зонах.

К открытию платных парковок мы приступили в 2019 году. На сегодняшний день в городе 12 таких площадок, в том числе четыре плоскостные парковки закрытого типа (с огороженной территорией и пропускной системой через шлагбаум) и восемь придорожных парковок открытого типа. За время реализации проекта бюджет города дополнительно получил 54,2 миллиона рублей. Конкретно за прошлый год доход составил 18,8 миллиона рублей. В этом году сумма должна вырасти, так как в декабре 2022 года были открыты новые парковочные пространства открытого типа.

Введение платы за парковку способствует разгрузке улично-дорожной сети города и созданию комфортных условий для передвижения пешеходов и городского транспорта

В наших планах на ближайшее будущее:

1 Внедрение платной услуги технического присоединения к городской системе ливневой канализации, то есть врезки частных ливневок. Она позволит нам взимать плату за прием стока с владельцев индивидуальных жилищных строений и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. На данный момент мы уже провели паспортизацию системы ливневой канализации для будущего расчета платы за оказание услуги и предстоящих затрат.

2 В связи с введением в правила дорожного движения понятия «средство индивидуальной мобильности» произошло отделение электротранспорта от велосипедов, приводящихся в движение мускульной силой людей. Соответственно, точки кикшеринга больше не подпадают под пункт 25 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 1300, в котором указан запрет на взимание арендной платы с пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря. Так как в какой-то мере каждый электросамокат является самостоятельным пунктом проката, мы решили рассмотреть вопрос взимания платы с представителей прокатных организаций за брошенные самокаты вне парковочных мест, на территории зеленых насаждений или в местах массового скопления людей, где они мешают проходу граждан.

3 Для развития парковых территорий города Новороссийска мы разработали нормативные правовые акты для утверждения порядка и схем размещения нестационарных торговых объектов, в том числе аттракционов, в парках и скверах города. В перспективе это позволит привлечь еще больше дополнительных средств в доход городского бюджета.

С увеличением количества платных городских парковок остро встал вопрос неплательщиков. Для решения этой проблемы в 2019 году мы создали информационную систему коллегиальных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях в сферах благоустройства территорий и смежных сферах. В результате работы системы в 2021 году административная комиссия взыскала 15,6 миллиона рублей, а в 2022 году в бюджет города поступило уже 57,6 миллиона рублей. Такой прирост неслучаен и связан с работой новой системы автоматической фиксации нарушений по неуплате за размещение транспортного средства на парковочном месте. У нас работают комплексы «Дозор — М3», установленные на автомобилях, и стационарные камеры «Страж».

В настоящее время идет совершенствование программного комплекса. В частности, мы внедряем автоматическую фиксацию нарушений правил перевозки сыпучих и пылящих грузов. Ответственность за отсутствие специального укрывного материала предусмотрена местными правилами благоустройства. На сегодняшний день мы уже начали отправлять первые административные материалы нарушителям.

Не стоим на месте

В июне 2023 года в связи с планируемым масштабным строительством дорог местного значения в Новороссийске появилась новая платная муниципальная услуга — подключение объектов придорожного сервиса (магазины, кафе, рестораны, пункты обслуживания автомобилей, рынки, автозаправочные станции, мотели, торговые комплексы) к автодорогам. То есть если у предпринимателя есть желание разместить на дорогах местного значения объекты придорожного сервиса, ему необходимо соблюсти требования действующего законодательства. Речь идет о соответствии проектной документации требованиям технических условий, требованиям безопасности при примыкании к автомобильным дорогам и так далее. А также при заключении договора — внести разовый платеж в бюджет. Он рассчитывается в соответствии с тарифами, прописанными в отдельном нормативном правовом акте. На данном этапе мы надеемся, что поступления в бюджет составят более 2 миллионов рублей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно