Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Бюджетная политика№10 Октябрь 2008 — 10 Октября 2008

Трехлетние перспективы столичного бюджета

Москва

Бюджет, проект, закон

Версия для печати 2847 Материалы по теме
Юрий Коростелев
Одобренные 26 августа 2008 г. правительством Москвы показатели проекта бюджета столицы на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг. подтверждают, что социальная направленность городской экономической и бюджетной политики сохраняется. Сейчас проект закона находится на рассмотрении в Московской городской Думе.
Юрий КОРОСТЕЛЕВ, министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов

Формирование параметров трех­летнего бюджета на основе среднесрочного прог­ноза со­ци­ально-экономического развития для такого огромного мегаполиса, как Москва, является чрезвычайно сложной и многофакторной задачей, решение которой требует от всех участников бюджетного процесса качественного изменения отношения к планированию, реальной оценки необходимых и возможных новых расходных обязательств, ясной формулировки стратегических целей и результатов, высокой ответственности за принимаемые решения.
Очевидно, что трехлетний бюджетный период позволяет обеспечить стабильность, преемственность и предсказуемость бюджетной политики, создать четкую систему учета всех обязательств государства и стопроцентного исполнения решений в отношении среднесрочных программ социального и экономического развития города. В условиях «скользящей трехлетки» определяются стабильные объемы бюджетов главных распорядителей бюджетных средств, что, в свою очередь, дает ориентиры получателям бюджетных средств, которые ясно видят собственное будущее и могут более уверенно проводить свою хозяйственную политику.
В силу этих причин принятое правительством Москвы в мае 2008 г. решение о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является вполне обдуманным и обоснованным. Власти определили основные приоритеты на предстоящий трехлетний период, реализация которых будет подкреплена необходимыми средствами в виде сформированных бюджетных показателей на 2009–2011 гг. в разрезе главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств города Москвы.
Первая и главная макроэкономическая задача – необходимость обеспечения высоких темпов экономического роста и нового качества экономического развития на основе повышения производительности труда при помощи
инновационного развития, модернизации существующих производств во всех отраслях. Вторая – опережающий рост заработной платы работников бюджетных учреждений с тем, чтобы ее уровень был не ниже общегородского. Третья – дальнейшая реализация сформированной в городе системы мер социальной поддержки льготных категорий граждан, в том числе увеличение доплат к пенсиям из городского бюджета до уровня не менее двух прожиточных минимумов. Четвертая – действенная поддержка семьи, в первую очередь малообеспеченных и многодетных горожан.
В городском хозяйстве необходимо сконцентрировать усилия на реализации городских программ жилищного строительства, капитального ремонта и модернизации жилищного фонда, развития городской транспортной инфраструктуры, ликвидации дефицита в электро- и газоснабжении столицы.
Стабильно высокие на протяжении ряда лет показатели темпов роста городской экономики обеспечивают не только планируемое наполнение доходной части бюджета, но и значительные сверхплановые суммы. С учетом этого доходная часть бюджета Москвы на предстоящие три года прогнозируется с ежегодным ростом на 18–20%. В абсолютных цифрах доходы бюджета на 2009 г. запланированы в объеме 1,4 трлн руб., на 2010 г. – 1,7 трлн, а в 2011 г. превысят 2 трлн. Таким образом, в целом за три года увеличение составит более 60%. Определяющую роль в формировании доходного потенциала столицы традиционно играют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Несмотря на высокую зависимость доходной части бюджета города от деятельности налогоплательщиков нефтегазового комплекса, в предстоящие три года прогнозируется рост поступлений по налогу на прибыль от предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность непосредственно на территории Москвы, доля которых с 63% в 2008 г. увеличится к 2011 г. до 74%.
Сложившаяся практика утверждения показателей бюджета с превышением расходов над собственными доходами сохранена и в 2009–2011 гг. и будет обеспечиваться привлечением источников финансирования дефицита бюджета в виде заемных средств. В 2009 г. дефицит планируется в размере 9%, а в последующие два года – 4 и 7% соответственно.
Расходная часть проекта бюджета сформирована на основе реестра расходных обязательств города Москвы. Все принятые столицей обязательства, включенные в реестр, обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами. Расходы бюджета города на 2009, 2010 и 2011 гг. запланированы в сумме 1,5, 1,7 и более 2 трлн руб. соответственно. Так, на обеспечение деятельности отраслей социальной сферы из бюджета за три года предполагается выделить почти 1,8 трлн руб. Все основные социальные расходы предусмотрены с ростом по отношению к параметрам текущего года в среднем на 30%.
За счет указанных средств будет профинансирован ряд ключевых направлений. Планируется последовательное повышение среднемесячной заработной платы бюджетникам. К концу 2011 г. ставка первого разряда единой тарифной сетки увеличится на 75% и составит 8 790 руб. В 2009–2011 гг. будут выполняться обязательства города по поэтапному увеличению доплат к пенсиям неработающих пенсионеров, и к 1 января 2010 г. пенсия достигнет двукратного прожиточного минимума пенсионера в городе. Сейчас он равен 4 586 руб. и ежеквартально повышается.
Кроме того, в предстоящем периоде будут сохранены и проиндексированы все денежные выплаты, предусмотренные программами «Год ребенка» и «Год семьи», расширен контингент получателей за счет повышения планки среднедушевого дохода, при котором семья приобретает право на получение пособий.
С 1 января 2009 г. начинается реализация программы «Год равных возможностей», предусматривающей проведение комплекса мероприятий по реабилитации и социальной адаптации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, приспособлению городской среды к проживанию инвалидов. В бюджете на 2009 г. на эти цели выделено более 8 млрд руб.
Все действующие социально ориентированные городские целевые
программы: «Столичное образование», «Столичное здравоохранение», «Культура», «Молодежь Москвы» – также обеспечены бюджетным финансированием.
Социальный характер имеют и расходы, направляемые на обеспечение деятельности системы городского хозяйства: предоставление за счет бюджетных средств мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, при пользовании городским общественным транспортом, пригородным железнодорожным сообщением. Только на оплату субсидий транспортным организациям в течение трех лет будет направлено более 125 млрд руб.
Особо следует выделить программу по капитальному ремонту жилищного фонда, первый этап реализации которой начат в текущем году. На эти цели в среднесрочном бюджете столицы предусмотрено 240 млрд руб. Предстоит отремонтировать миллионы квадратных метров жилья, чтобы в дальнейшем передать их в управление собственникам.
В числе важнейших направлений бюд­жетного обеспечения на 2009–2011 гг. названа реализация программных мероприятий по поддержке промышленности, на финансирование которых в течение трех лет будет выделено 10 млрд руб. Особое внимание будет уделяться развитию научно-технического потенциала города и созданию инновационной системы, а это еще более 15 млрд руб. бюджетных расходов.
Ежегодно утверждаемая адресная инвестиционная программа города Москвы является одной из основных частей бюджета столицы. Она имеет ярко выраженную социальную направленность, а средства на ее реализацию превышают 30% от общего объема ежегодных бюджетных ассигнований. Основная задача программы – жилищное строительство. В 2009–2011 гг. на строительство жилья из городского бюджета предполагается направить почти вдвое больше средств, чем за три предыдущих года. Для решения городских социальных программ планируется построить более 8 млн кв. м жилья.
В запланированный период времени будет завершена программа ликвидации дефицита в электросетевом хозяйстве города, а финансирование расходов по строительству дорог и метрополитена увеличится в 1,5 раза.
В социальной сфере адресная программа предусматривает возведение более 130 зданий школ и колледжей. Объемы строительства детских дошкольных учреждений сохранятся на прежнем уровне – 100 детских садов в год. Появятся новые объекты культуры: детские музыкальные школы, школы искусств, дома культуры – и более 140 физкультурно-оздоровительных комплексов, планируется реконструировать корпуса и обновить оборудование на объектах системы здравоохранения.
Таким образом, спроектирован­ные бюджетные показатели на предстоящий трехлетний период подтверждают преемственность бюджетной политики правительства Москвы, основными приоритетами которой являются:
—безусловное финансовое обеспечение реализуемых городом социальных программ;
—повышение качественного уровня предоставляемых городом государственных услуг;
—активное участие в реализации приоритетных национальных проектов;
—обеспечение стабильной работы и развития городской инфраструктуры;
—поддержка реального сектора экономики города Москвы, развитие инновационной деятельности, среднего и малого предпринимательства;
—осуществление инвестиционной деятельности, в первую очередь вложений в объекты социальной и инженерной инфраструктуры столицы.
Поделиться