XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
№ 10 октябрь 2023 — 13 октября 2023

Актуальные вопросы ведения государственных программ

Версия для печати 541 Материалы по теме
Актуальные вопросы ведения государственных программ

Как решение БФТ-Холдинга позволяет органам исполнительной власти учесть требования постановления Правительства РФ № 786

В рамках развития системы «АЦК-Планирование» БФТ-Холдинг модернизировал решение по ведению государственных (муниципальных) программ в электронном виде в соответствии с новой методологией, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации». Подробнее о методических рекомендациях регулятора в процедуре ведения госпрограмм, а также о преимуществах обновленной системы «АЦК-Планирование» рассказывает директор Департамента планирования БФТ-Холдинга Михаил Александрович Степанов.

В последние годы Минфин и Минэкономразвития России проводят масштабную работу по модернизации системы управления государственными программами с учетом лучших практик проектной деятельности. У истоков этих изменений лежит постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Вслед за ним были разработаны постановления Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» и от 15 мая 2023 года № 752 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Методические рекомендации по разработке и внедрению, а также по мониторингу государственных программ РФ были утверждены приказами Министерства финансов РФ от 17 августа 2021 года № 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» и Министерства экономического развития РФ от 21 апреля 2022 года № 218 «Об утверждении методических рекомендаций по мониторингу государственных программ Российской Федерации». Впоследствии соответствующие методические рекомендации для госпрограмм субъектов были доведены совместными письмами Минфина России от 6 февраля 2023 года № 26-02-06/9321 и Минэкономразвития России от 6 февраля 2023 года № 3493-ПК/Д19и.

Министерством финансов РФ также были разработаны требования к форматам файлов, используемых при информационном взаимодействии с ГИИС «Электронный бюджет» в части информации о показателях и результатах государственных программ РФ. Данные требования были зарегистрированы в виде сведений в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Перечисленные изменения подтолкнули региональные органы исполнительной власти на переход к новой методологии управления государственными программами и работе с ней, в том числе в электронном формате. Инициируемые государством изменения направлены на совершенствование системы управления государственными программами, которая ранее характеризовалась определенными недостатками. Это:

  • отсутствие единообразного подхода к правовому регулированию государственных программ;
  • сложность и длительность установленных процедур разработки, реализации и оценки эффективности деятельности в рамках программ;
  • недостаточный учет особенностей цифровизации при регламентации организационных процессов;
  • отсутствие возможности оперативного перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями госпрограммы в ходе исполнения бюджета.

В то же время необходимо отметить вариативность, которую регулятор оставляет органам исполнительной власти в рамках перехода на новую систему. Согласно методическим рекомендациям желательным сроком начала реализации государственных программ в соответствии с положениями постановления № 786 для субъектов РФ является 1 января 2024 года, а муниципальные образования определяют для себя приемлемый срок перевода муниципальных программ на новые правила самостоятельно. Субъекты и муниципалитеты сохраняют право самостоятельно решать, полностью переходить на новую методологию, продолжать работу в гибридном формате или соблюдать текущие требования порядка ведения программ, установленные в регионе или муниципальном образовании.

Актуальные изменения

В новой методологии ведения государственных (муниципальных) программ, предусмотренной постановлением Правительства РФ № 786, мы выделяем четыре основных требования, которые влекут за собой изменение ранее установленного порядка ведения данных.

1 Первое требование связано с разделением структуры государственной программы субъекта (муниципального образования) на проектную и процессную части. Теперь в проектную часть входят ведомственные и региональные проекты, а в процессной части мы работаем с набором комплексов процессных мероприятий (КПМ).

2 Вторым требованием является уточнение понятия «мероприятие (результат) программы» как количественно измеримого итога деятельности, направленного на достижение показателей программы и ее структурных элементов. Каждый из них должен иметь собственную единицу измерения. Один результат рекомендуется увязывать с одним направлением расходов. Ответственным исполнителем госпрограммы должны быть зафиксированы конкретные значения результата по годам реализации программы. Также важно понимать отличие результата от показателей, которые сопровождают его достижение.

Третье требование предполагает реализацию ведения данных о формировании, ведении, согласовании и утверждении госпрограмм в электронном виде с наложением электронной подписи. Это нововведение позволит нам реализовать информационный обмен с ГИИС «Электронный бюджет».

4 Наконец, четвертым требованием является оперативное получение данных обо всех изменениях, внесенных в бюджет, а также оперативная синхронизация программ с этими изменениями бюджетных расходов.

Чтобы помочь пользователям реализовать управление госпрограммами в соответствии с новой методологией, БФТ-Холдинг доработал функционал в модулях информационной системы планирования бюджета «АЦК-Планирование» (рисунок). Напомним, что ее пользователями на соответствующем уровне могут являться различные структуры: специалисты финансовых и экономических органов субъектов и муниципальных образований, главные распорядители бюджетных средств, ответственные исполнители программ и экспертно-координационные органы.

Состав решения БФТ-Холдинга

Для обеспечения работы с госпрограммами в системе «АЦК-Планирование» доработаны три функциональных блока: подсистема «Формирование бюджета программно-целевым способом», подсистема «Контроль реализации государственных (муниципальных) программ» и дополнительная подсистема «Ведение и исполнение региональных проектов».

Подсистема «Формирование бюджета программно-целевым способом» включает в себя работу со справочниками целей и задач, показателей, результатов, контрольных точек и прочих сопутствующих параметров. Предназначена для формирования, ведения, подписания и внесения изменений в программу и ее структурные элементы, печати паспорта программы и ее структурных элементов, а также формирования аналитических отчетов, как предусмотренных законодательством, так и реализованных специально по требованиям заказчика.

В соответствии с рекомендациями в подсистеме появляются: печать паспортов программ и структурных элементов по новым формам; маркировка и взаимосвязь показателей программы с показателями национальных целей и государственных программ РФ; возможность работы с результатами программ РФ как для отражения в паспортах программ субъектов, так и при формировании информации о проектах и соглашениях; работа с запросами на изменение программы и ее структурных элементов; обмен с ГИИС «Электронный бюджет». Отдельным инструментом внутри этого блока является «АРМ Сравнение редакций программ» — интерфейс для сравнения структурных элементов (общей информации, целей и задач, показателей, результатов и финансовой части) исходной и измененной редакций программы.

Подсистема «Контроль реализации государственных (муниципальных) программ» обеспечивает возможность автоматизированного формирования документов о фактическом исполнении программы; внесение данных о фактическом исполнении показателей и результатов; подтягивание информации о финансовом исполнении из систем исполнения бюджета; согласование документов ответственными лицами, подписание документов в процессе согласования электронной подписью; утверждение документов и формирование печатных форм отчетов об исполнении программы; расчет оценки эффективности программ по методикам заказчика. Здесь также предусмотрена возможность формирования типовых отчетов и создание универсальных отчетов по исполнению программ.

На основании рекомендаций Минфина России в подсистеме появится возможность:

  • внесения информации о рисках;
  • формирования печатных форм отчетов о ходе реализации программы на основании шаблонов, опубликованных Минфином России;
  • при регистрации соответствующих сведений — обмен с ГИИС «Электронный бюджет» по фактам исполнения показателей и результатов.

Подсистема «Ведение и исполнение региональных проектов» включает в себя набор необходимых справочников, обеспечивает формирование и ведение электронного документа «Карточка регионального проекта» (в том числе путем загрузки из ГИИС «Электронный бюджет»), формирование данных о мониторинге контрольных событий по региональному проекту, формирование установленных и универсальных отчетных форм, а также отчетности по исполнению региональных проектов. Теперь данные по проектам интегрируются в документы программ, что обеспечивает автоматизированное отражение полного набора данных о проектной и процессной частях программы.

Таким образом, к функциональным возможностям системы «АЦК-Планирование», обеспечивающим применение рекомендованной методологии по ведению государственных программ, относятся:

  • возможность формирования и ведения полного набора необходимых справочных данных о мероприятиях (результатах), о показателях, в том числе путем обмена с ГИИС «Электронный бюджет»;
  • формирование и ведение всех взаимоувязанных структурных элементов программы в электронном виде;
  • внутриведомственное и межведомственное согласование и утверждение документов с наложением электронной подписи;
  • внесение изменений, уточнений как в отдельные структурные элементы, так и в программу в целом;
  • формирование печатных форм паспортов программы, региональных проектов в составе программ, паспортов комплексов процессных мероприятий, соответствующих требованиям методических рекомендаций для субъектов;
  • формирование печатных форм отчетов о ходе реализации программы по шаблонам, опубликованным на портале государственных программ.

Преимущества и перспективы решения

Внедрение обновленного решения, разработанного БФТ-Холдингом, позволит его пользователям добиться следующих преимуществ в части формирования государственных программ:

1) сокращение трудозатрат и сроков формирования программ;

2) оперативный учет изменений бюджета и приведение программ в соответствие с принятыми изменениями;

3) повышение качества и обоснованности формирования программ (в том числе в связи с плотной привязкой к бюджету);

4) обеспечение интеграции с федеральными данными, выполнение требований по предоставлению информации о показателях и результатах программ РФ;

5) использование межведомственного электронного документооборота с применением механизма электронной подписи для согласования документов;

6) дополнительный контроль в части финансирования и целевого использования средств;

7) открытость и прозрачность механизмов разработки и утверждения государственных программ.

В свою очередь, в части мониторинга исполнения госпрограмм решение позволит обеспечить:

1) максимально оперативный мониторинг реализации задач, достижения результатов (мероприятий) и показателей;

2) автоматизированный расчет оценки эффективности программы и ее компонентов по установленной методологии;

3) формирование необходимого набора отчетных форм о ходе реализации программы и ее структурных элементов;

4) анализ влияния реализации программ на динамику социально-экономического развития региона;

5) возможность интеграции с системой исполнения в части кассового исполнения областного бюджета для получения оперативных данных;

6) оперативный мониторинг реализации показателей, результатов и контрольных точек для принятия управленческих решений.

Важным преимуществом решения БФТ-Холдинга является возможность его интеграции с системой управления общественными финансами «АЦК-Финансы», а также со сторонними системами исполнения бюджета. Это позволит региону или муниципалитету синхронизировать государственные программы с бюджетом, быстро и открыто получать информацию о фактическом исполнении программ.

Обновленная версия продукта с доработками по ведению госпрограмм с учетом положений постановления № 786 доступна пользователям системы «АЦК-Планирование» с 18 сентября. В качестве дополнительных материалов к данной версии клиенты получат подробные рекомендации по переходу в части ведения данных, а также технологическую карту по особенностям заполнения полей при заведении данных. Дорожная карта по развитию решения включает в себя ряд поэтапных доработок в соответствии с изменениями нормативной базы, а также с актуальными потребностями пользователей системы.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно