25 апреля 2024 года
Материалы
№ 10 октябрь 2023 — 13 октября 2023

Новые возможности управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам

Версия для печати 699 Материалы по теме
Новые возможности управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам

Одним из приоритетных направлений реализации мероприятий, проводимых в текущем году Минфином России в целях совершенствования работы по мобилизации доходов, является регламентация единых подходов к управлению дебиторской задолженностью. В настоящей статье мы рассмотрим отдельные аспекты повышения эффективности управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам.

Наталья Александровна Буянова, ведущий консультант департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга

Современные вызовы

Закономерным результатом развития системы управления бюджетными доходами в условиях цифровой трансформации стало дополнение подпрограммы «Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами» государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» новым направлением, предусматривающим создание единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов всех уровней[1]. В число приоритетных задач, решение которых будет способствовать реализации запланированных мероприятий, входит в том числе создание единого информационного пространства о состоянии дебиторской задолженности по неналоговым доходам и формирование единого электронного реестра должников перед бюджетами по неналоговым платежам.

Система управления дебиторской задолженностью включает комплекс мер, направленных не только на взыскание просроченной задолженности, но и на снижение риска ее возникновения. Главными администраторами неналоговых доходов работа с задолженностью, безусловно, проводится. Однако зачастую она не систематизирована и не охватывает полный перечень возможных мероприятий. В частности, на результативность данной работы могут оказывать негативное влияние следующие факторы:

  • различные подходы уполномоченных органов к работе с дебиторской задолженностью и разрозненность информации;
  • отсутствие регламентации процессов организации и проведения системного контроля по ее мониторингу и взысканию;
  • недостаточная прозрачность мер по взысканию задолженности;
  • высокая трудоемкость процессов по признанию задолженности сомнительной и безнадежной к взысканию, восстановлению ее в учете.

Отсутствие формализованных подходов усложняет проведение контрольных мероприятий в отношении деятельности по взысканию дебиторской задолженности и в целом приводит к наращиванию ее объемов. В результате на балансах отдельных региональных органов власти и органов местного самоуправления числятся значительные суммы дебиторской задолженности, в том числе просроченной. При этом, как показывает практика, зачастую снижение объема задолженности происходит не за счет активизации работы администраторов доходов по взысканию задолженности, а в связи с ее списанием по истечении срока исковой давности. Такой подход оказывает неблагоприятное влияние на уровень собственных доходов и сбалансированность бюджетов, не позволяет обеспечить объективность показателей качества управления дебиторской задолженностью, приводит к отражению недостоверных сведений в отчетности.

Новые возможности учета и взыскания

Вышеперечисленные вызовы характерны для деятельности главных администраторов (администраторов) неналоговых доходов всех уровней бюджетной системы. Следует отметить, что на федеральном уровне проведена значительная работа по корректировке правовой базы в целях организации учета сведений по дебиторской задолженности в целом, а также повышения эффективности мер по взысканию дебиторской задолженности по доходам. Так:

  • в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти и МСУ, утвержденный приказом Минфина России № 157н, внесены изменения, устанавливающие особенности аналитического учета расчетов по задолженности в разрезе идентификаторов контрагентов с указанием обязательства и размера задолженности, а также даты ее исполнения;
  • разработаны и вынесены на общественное обсуждение предложения по дополнению регистров для отражения сведений о дебиторской задолженности по доходам в бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (изменения в приказ Минфина России № 33н, ID проекта 01/02/08-23/00141154), а также отчетности об исполнении бюджетов (изменения в приказ Минфина России № 191н, ID проекта 01/02/08-23/00141190);
  • порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов федерального уровня, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 995, дополнен положениями о необходимости установления регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанным в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России (далее — Регламент);
  • приказом Минфина России от 18 ноября 2022 года № 172н утверждены общие требования к соответствующему Регламенту (далее — Общие требования).

Деятельность администраторов доходов бюджета федерального уровня в текущем году осуществляется на основе единых требований, установленных Регламентами, которые определяют:

  • перечень мероприятий по взысканию дебиторской задолженности;
  • сроки реализации каждого мероприятия;
  • перечень структурных подразделений администратора доходов бюджета, ответственных за работу с дебиторской задолженностью;
  • порядок обмена информацией между структурными подразделениями администратора доходов бюджета, подразделениями, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета и структурными подразделениями главного администратора доходов бюджета.

Минфином России в целях формирования единообразного подхода к работе с дебиторской задолженностью на всех уровнях бюджетной системы рекомендовано предусмотреть в региональных и муниципальных нормативных актах, регулирующих порядок исполнения бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов, положения о необходимости установления Регламентов, разработанных в соответствии с Общими требованиями. Предложения распространить на региональный и муниципальный уровни нормы Общих требований, включая разъяснения ведомства по данному вопросу, изложенные в письме Минфина России от 21 апреля 2023 года № 23-01-12/36522, носят рекомендательный характер. Однако, учитывая значимость работы по наполнению доходной части бюджета в целом, реализуемые на федеральном уровне меры по созданию единой системы управления доходами, выполнение рекомендаций, на наш взгляд, для регионов является необходимым.

Следует иметь в виду, что в ходе выездного совещания, проведенного Минфином России в августе текущего года (город Барнаул), отмечалось, что результаты оценки уровня эффективности управления дебиторской задолженностью по неналоговым доходам планируется учитывать при решении вопроса о предоставлении бюджетам субъектов РФ дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Кроме того, по поручению Президента России по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, которое состоялось 20 апреля 2023 года[2], органы МСУ смогут получить гранты за достижение наилучших результатов по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Предоставление данной меры поддержки является дополнительным стимулом для муниципальных образований в повышении результативности работы по взысканию дебиторской задолженности по неналоговым доходам.

Перспективные направления работы

В настоящее время в результате реализованных на федеральном уровне мер создана правовая база для внедрения и применения единых принципов проведения работы с дебиторской задолженностью, а также определены инструменты, использование которых позволит реализовать запланированные мероприятия. Напомним, что создание единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов всех уровней предполагает в том числе:

  • комплексную автоматизацию администрирования и прогнозирования доходов бюджетов в виде реестровой модели с обеспечением однократности ввода информации;
  • создание единого информационного пространства (среды цифрового обмена унифицированной информацией и консолидации данных) о состоянии дебиторской задолженности по неналоговым доходам и формирование единого электронного реестра должников перед бюджетами по неналоговым платежам.

Сформированный Минфином России правовой механизм направлен на обеспечение единства и системности реализуемых администраторами доходов бюджета подходов в проведении работы с дебиторской задолженностью. В этой связи первое, что необходимо сделать региональным органам власти и органам местного самоуправления в данном направлении, это:

  • провести экспертизу нормативного правового регулирования работы с дебиторской задолженностью на предмет полноты отражения положений, установленных Общими требованиями;
  • актуализировать порядки, регулирующие осуществление бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов, установленные высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией, и дополнить их нормами о необходимости установления администраторами доходов бюджетов Регламентов реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним;
  • разработать и утвердить новые нормативные правовые акты (Регламенты).

Одновременно с проведением данной работы целесообразно обеспечить проведение инвентаризации дебиторской задолженности по неналоговым доходам в целях актуализации данных учета и отчетности. Необходима и оценка эффективности инструментов, используемых в рамках работы по администрированию неналоговых доходов, возможности и направления их дальнейшего развития, в том числе при проведении работы по выявлению, учету и взысканию дебиторской задолженности.

Существенную долю в структуре неналоговых доходов, как правило, занимают доходы от использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. На задолженность по указанным видам доходов приходится значительная доля в структуре дебиторской задолженности в целом. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев процессы управления государственным (муниципальным) имуществом осуществляются с использованием возможностей информационных систем. Эти обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют о целесообразности организации и внедрения актуализированных подходов в управлении дебиторской задолженностью, в первую очередь применительно к указанной группе неналоговых доходов.

Инструменты для решения задач

Решить задачу по автоматизации основных процессов, предусмотренных Регламентами, разработанными с учетом Общих требований, позволяет использование отечественных информационных систем, обеспечивающих соблюдение специфики и особенностей работы администраторов доходов по взысканию задолженности. Одним из примеров такого решения является программный комплекс «БФТ.Имущество» (далее — Система), предназначенный для управления государственным и муниципальным имуществом, который, в частности, обеспечивает:

  • учет имущества, договоров и контрагентов;
  • взаимодействие с арендаторами посредством личного кабинета;
  • учет финансовых обязательств, ведение реестра начислений и платежей;
  • сопровождение претензионной и исковой работы;
  • формирование аналитической отчетности с визуализацией данных.

Система уже сейчас позволяет автоматизировать отдельные процессы и направления деятельности, осуществляемые в ходе работы с дебиторской задолженностью в сфере земельно-имущественных отношений, в том числе:

  • автоматическое формирование претензий и исковых заявлений позволяет оптимизировать трудозатраты администратора доходов на выполнение рутинных процедур;
  • ведение учета этапов претензионно-исковой работы, включающего информацию о судебном производстве и контроль сроков их исполнения, упрощает проведение мониторинга выполняемых процессов.

В свою очередь, анализ накопленной информации позволяет провести оценку эффективности работы не только отдельных подразделений (сотрудников), но и деятельности администратора дохода в целом, используя, например, такой показатель, как «доля взысканной задолженности в общем объеме просроченной дебиторской задолженности».

Обеспечить полный цикл работы по взысканию дебиторской задолженности, предусмотренный Регламентом, возможно за счет реализации дополнительного функционала, обеспечивающего как внутреннее информационное взаимодействие между подразделениями, так и интеграцию с различными информационными ресурсами, содержащими сведения о должнике. Информация о задачах, решение которых возможно в рамках развития функционала «БФТ.Имущество», приведена на рисунке 1.

Использование соответствующего инструментария позволит:

  • обеспечить проведение работы с дебиторской задолженностью в сфере управления земельно-имущественным комплексом на основе единых принципов, соответствующих федеральным подходам;
  • повысить прозрачность и качество работы по взысканию дебиторской задолженности.

Немаловажно, что результатом комплексной автоматизации администрирования неналоговых доходов в части работы с дебиторской задолженностью является получение положительного эффекта не только для администраторов доходов от распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, но и для финансовых органов. Так, одним из существенных преимуществ для администратора доходов является возможность автоматического формирования в режиме онлайн реестра должников по неналоговым платежам. В свою очередь, получение сведений о состоянии контрагента позволит обеспечить своевременное принятие решений о признании задолженности сомнительной, безнадежной к взысканию и, что крайне важно, восстановлении ее в бюджетном учете. Наличие прозрачной системы выявления, учета и взыскания дебиторской задолженности в значительной степени облегчает деятельность как по формированию кассового плана, так и по прогнозированию поступлений в бюджет. Перечень основных преимуществ использования Системы в работе с дебиторской задолженностью приведен на рисунке 2.

Заключение

Регламентация реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет способствует недопущению увеличения и сокращению объемов накопленной дебиторской задолженности по неналоговым доходам бюджетов, повышению прозрачности и эффективности работы с дебиторской задолженностью. Внедрение и развитие ведомственных информационных систем, в свою очередь, позволяет обеспечить не только эффективную организацию мониторинга исполнения полномочий по администрированию в сфере управления земельно-имущественным комплексом, оценки качества претензионно-исковой работы, но и последующую интеграцию используемых информационных систем в единое цифровое пространство обмена унифицированной информацией и консолидации данных. Перспектива предоставления данных для формирования единого электронного реестра должников перед бюджетами всех уровней бюджетной системы свидетельствует о необходимости автоматизации процессов управления активами на региональном и местном уровнях, а в случае наличия информационных систем — их адаптации под новые требования.

По вопросам, связанным с распоряжением имуществом и использованием системы «БФТ.Имущество», вы можете обращаться к специалистам БФТ-Холдинга: question@bftcom.com, +7 (495) 784-70-00



[1] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2572.

[2] Пункт 2а-2 Перечня поручений Президента РФ от 4 июня 2023 года № Пр-1111.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно