XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 297 Материалы по теме
Саракташский район: нюансы бюджета-2023

Администрации всех муниципалитетов России испытывали беспокойство в преддверии полномасштабного использования единого налогового счета. Уже ни для кого не секрет, что эти волнения не были беспочвенными. Саракташский район также столкнулся с рядом проблем при исполнении бюджета.

Евгения Владимировна Старостина, исполняющий обязанности заместителя главы администрации Саракташского района Оренбургской области — начальник финансового отдела

Поступление собственных доходов консолидированного бюджета муниципалитета в январе 2023 года составило 2,6%, причем показатели земельного налога с физических лиц, имущественного налога физических лиц, единого сельскохозяйственного налога имели отрицательное значение. Отсутствие информации о расшифровке зачисленных доходов в бюджет района в разрезе плательщиков не давало нам возможности контролировать ситуацию. По рекомендации регионального Министерства финансов при завершении предыдущего финансового года мы провели оптимизацию расходов для формирования подушки безопасности в виде переходящих остатков. Впоследствии они были направлены на покрытие временных кассовых разрывов. Это дало нам возможность исполнить все обязательства в начале финансового года. Кроме того, Минфин постоянно мониторил ситуацию в сельских поселениях, что позволило в опережающем порядке получать дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета.

Позже внесенные Федеральным законом от 29 мая 2023 года № 196‑ФЗ изменения определили, что НДФЛ будет зачисляться в местные бюджеты в первоочередном порядке и не будет участвовать в покрытии недоимки других, в том числе федеральных, налогов. Эти поправки должны были обеспечить более равномерное наполнение бюджета. И готова констатировать, что в настоящее время рисков недопоступления собственных доходов в бюджет мы не видим. За девять месяцев текущего года в консолидированный бюджет района поступило 1,3 миллиарда рублей доходов, в том числе 981,9 миллиона рублей межбюджетных трансфертов. Это на 215,4 миллиона, или на 20,6%, больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Исполнение бюджета

Собственные доходы муниципалитета на 1 октября составляют 278,3 миллиона рублей, это 77% утвержденных значений. План по налоговым доходам выполнен на 73%, но учитывая, что имущественные налоги в поселения поступают в основной массе в четвертом квартале, а также принимая во внимание индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе органов местного самоуправления, мы ожидаем наполнение бюджета по налоговым доходам в полном объеме. Неналоговые доходы уже превышают запланированный объем за счет дополнительной продажи земельных участков.

Расходы бюджета составили 1,2 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым годом они выросли на 183,2 миллиона рублей, или на 18,4%.

IMG_3298.jpg

Проектировки бюджета-2024

В августе в Министерстве финансов области мы защищали проектировки основных параметров местного бюджета на 2024 год, так называемого минимального бюджета. Были согласованы объемы налоговых и неналоговых доходов, расходов на оплату труда работников бюджетного сектора, на оплату коммунальных услуг учреждений. При формировании бюджета муниципального образования мы обязаны обеспечить включение в первоочередном порядке расходов на оплату труда, коммунальных услуг не ниже согласованных, соблюдать предельные значения численности работников бюджетного сектора.

Объем налоговых и неналоговых доходов просчитан в размере 286,9 миллиона рублей, с ростом к прогнозным показателям текущего года на 5,5 миллиона. Расходы на оплату труда составят 564,2 миллиона рублей, коммунальные услуги обойдутся в 70,1 миллиона рублей.

Бюджет муниципалитета имеет выраженную социальную направленность. В этом году расходы на образование, культуру, спорт и социальную политику составили 81,5%. На нужды образования направлено 612,7 миллиона рублей, на физическую культуру и спорт — 29 миллионов рублей из 45,8 предусмотренных, на социальную политику — 43,8 миллиона рублей из 63,2 миллиона рублей плана. Из запланированных на культуру 544,1 миллиона рублей за девять месяцев текущего года потрачено 276 миллионов, что на 208,2 миллиона больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Серьезным риском в исполнении бюджетов поселений является нестабильность налогооблагаемой базы по имущественным налогам, которые составляют почти четверть собственных доходов. Оспаривание налогоплательщиками кадастровой стоимости земельных участков привело к снижению налогооблагаемой базы на 350 миллионов рублей. А так как по решениям судов перерасчет применяется за три предыдущих года и с введением ЕНП переплата перераспределяется, выпадающие доходы в отдельных поселениях составили до 15%.

Финансирование крупных проектов

Ограниченные собственные финансовые ресурсы бюджета стимулируют нас к поиску альтернативных вариантов решения задач. Изюминкой исполнения бюджета текущего финансового года стало строительство в поселке Саракташ в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» нового современного социального объекта — Центра культурного развития вместимостью 500 мест. Общая стоимость проекта составила 435 миллионов рублей, в том числе 305 миллионов предоставил федеральный бюджет, 72,2 миллиона — область, 20,6 миллиона рублей — муниципалитет и 37,2 миллиона рублей — это внебюджетные средства. Мы получим красивое современное здание площадью почти 3,5 тысячи квадратных метров со зрительным залом на 400 мест и универсальным залом на 100 мест. Планируем проводить здесь торжественные церемонии бракосочетаний и чествований юбиляров. Предусмотрены студийно-кружковые помещения для вокала, хорового пения и изобразительного искусства. В районе с численностью более 40 тысяч человек такой центр культуры крайне востребован. Он позволит нам больше заниматься культурно-просветительской деятельностью и эстетическим воспитанием подрастающего поколения.

По условиям программы софинансирование из внебюджетных источников было обязательным. Население района приняло активное участие в сборе средств: на строительство однодневный заработок перечислили организации района, также средства поступили от предприятий, крупных и средних сельхозтоваропроизводителей. Значительную помощь оказал Союз промышленников и предпринимателей Оренбургской области.

Также в рамках данного проекта мы завершили строительство водопровода в поселке Саракташ общей протяженностью 3,5 километра. Стоимость объекта составила 28,1 миллиона рублей. Здесь также основная часть денег пришла из федерального бюджета — 23,6 миллиона, регион предоставил 983 тысячи, средства местного бюджета составили 760,9 тысячи, а внебюджетные вложения — 2,8 миллиона рублей.

Постепенно в районе ведется обновление изношенной инфраструктуры. По этой же схеме в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства об отходах производства и потребления обустроено 14 площадок накопления твердых коммунальных отходов в селах Воздвиженка, Шишма, Ирек, в Водвиженском сельсовете и приобретено 52 контейнера для сбора ТКО. Участие в различных национальных и региональных проектах способствует развитию территории.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно