XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
№ 11 ноябрь 2023 — 13 ноября 2023

Отказ от контракта и уклонение от исполнения: чего ожидать заказчику и поставщику?

Версия для печати 256 Материалы по теме

В текущей экономической ситуации исполнение договорных обязательств нередко оказывается под угрозой, а договоры порой требуют пересмотра. Однако если речь идет о государственном или муниципальном контракте, то подобные корректировки зачастую не находят понимания у правоприменителей. И порой нелегко интуитивно понять ответ на вопрос: можно ли ссылаться на объективные факторы в обоснование своих требований?

Дмитрий Александрович Казанцев, кандидат юридических наук

Госконтракт в самом перовом приближении отличается от обычного договора тем, что по умолчанию его условия считаются незыблемыми. Что бы ни случилось, поставщик не имеет права ни уклониться от подписания и исполнения контракта, ни пересматривать его условия. На сегодня можно считать устоявшейся позицию судов: все факторы непредсказуемости, повлиявшие на исполнение контракта, относятся к хозяйственным рискам поставщика.

Сегодня можно считать устоявшейся позицию судов: все факторы непредсказуемости, повлиявшие на исполнение контракта, относятся к хозяйственным рискам поставщика

С одной стороны, в краткосрочной перспективе это защищает бюджет и каждого отдельного заказчика от непредвиденных расходов. С другой стороны, очевидно, что уже в среднесрочной перспективе тот же самый подход грозит срывом исполнения контракта, после чего заказчику придется провести новую закупку и все равно заплатить новую цену. В долгосрочной же перспективе не стоит сбрасывать со счетов риск того, что поставщики, принимая во внимание собственные риски, станут систематически завышать предлагаемые цены ровно для того, чтобы обезопасить себя на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

Не в последнюю очередь по этой причине в действующей редакции Закона № 44‑ФЗ присутствует так называемая спецнорма, позволяющая в некоторых ситуациях учитывать фактор объективной экономической непредсказуемости и корректировать условия госконтракта. Согласно спецнорме, содержащейся в части 65.1 статьи 112, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно