XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
№ 12 декабрь 2023 — 07 декабря 2023

Контроль и надзор за деятельностью органов МСУ должны перестать быть карательными

Версия для печати 274 Материалы по теме
Контроль и надзор за деятельностью органов МСУ должны перестать быть карательными

Вопросы совершенствования контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений стали предметом обсуждения на заседании Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации.

Вопрос контроля и надзора за деятельностью муниципальной власти поднимался в апреле на заседании президентского Совета по местному самоуправлению. Тогда глава государства дал ряд поручений, прежде всего касающихся расширения практики применения профилактических мер.

Вообще, надо сказать, за последние годы проведена большая работа по ограничению пределов и детализации механизмов государственного контроля и надзора, в том числе в отношении МСУ. По словам первого заместителя председателя Совета Федерации А. А. Турчака, Правительство РФ подготовило проект концепции развития контрольно-надзорной деятельности до 2026 года. «Ключевая новация документа в том, что он закрепляет ответственность контролеров не только за качество надзора и безопасность, но также за экономическое развитие и рост муниципальных образований», — рассказал Турчак. По его словам, несмотря на все предпринимаемые меры, до сих пор от муниципалитетов поступает огромное количество жалоб на засилье предписаний, запросов, установление сжатых сроков для ответов, непосильную «штрафную» нагрузку на местные бюджеты. «Надо законодательно прописать весь спектр превентивных и профилактических мер, которые уже действуют в отношении бизнеса, и выстроить постоянное рабочее взаимодействие контрольно-надзорных органов и муниципалитетов», — полагает сенатор. Он также высказался о необходимости подготовки дорожных карт по устранению нарушений без применения принудительных или карательных мер.

Действующие нормы Бюджетного кодекса четко регламентируют порядок исполнения судебных актов о взыскании средств: исполнительные документы поступают сразу в финансовый орган, который их централизованно исполняет. «Однако зачастую суд не взыскивает напрямую деньги, а обязывает муниципалитет, например, предоставить жилое помещение, отремонтировать дорогу, обустроить уличное освещение. При этом порядок исполнения таких решений в Бюджетном кодексе не раскрыт. Обязанность финансового органа обеспечить учет и исполнение этих актов не закреплена», — пояснил сенатор. Он считает, что необходимо предусмотреть такие положения.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно