XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 355 Материалы по теме
«Школьный бюджет» как метод воспитания

Повышение социальной активности граждан и вовлечение их в решение местных проблем — одна из задач, стоящая сегодня перед органами местного самоуправления. О том, как ее решают в Домбаровском районе Оренбургской области, рассказала Татьяна Владимировна Брагина, начальник финансового отдела Домбаровского района.

— Татьяна Владимировна, механизмы вовлечения граждан в решение вопросов местного самоуправления в последнее время входят в топ актуальных тем. Как в Домбаровском районе повышают социальную активность граждан?

— Безусловно, вовлечение граждан в решение задач местного значения — одно из важных направлений в работе администрации района. И решаем мы ее с помощью инициативного бюджетирования. На наш взгляд, это один из самых эффективных инструментов не только для вовлечения граждан в процесс обсуждения и принятия бюджетных решений, но и для непосредственного развития района.

В 2022 году мы разработали и утвердили порядки организации и проведения на территории муниципального образования проектов «Школьный бюджет» и «Народный бюджет». На их реализацию в бюджете муниципалитета на 2023 год предусмотрены средства в сумме 500 и 100 тысяч рублей соответственно.

Сама же история участия Домбаровского района в практике инициативного бюджетирования началась в 2017 году. Тогда мы подали первую заявку на областной конкурс. Первый блин был комом — заявку отклонили из-за того, что заявленный нами проект развития общественной инфраструктуры не соответствовал типу объектов, допускаемых к конкурсному отбору.

Стоит признать, что вначале было действительно тяжело разобраться во всех нюансах и понять все тонкости нового механизма. Понимая наши трудности, Министерство финансов Оренбургской области организовало большую разъяснительную работу (семинары, совещания, круглые столы, встречи с представителями муниципалитетов, успешно прошедших конкурсный отбор), благодаря которой мы досконально разобрались в механизме инициативного бюджетирования. И уже в 2019 году проект по благоустройству представителя нашего района — Ащебутакского сельсовета — прошел конкурсный отбор, в 2020 году он был реализован.

— Насколько тяжело было заинтересовать граждан практикой инициативного бюджетирования? Какой аргумент эффективнее всего срабатывал?

— На первых порах вовлекать граждан в проекты инициативного бюджетирования было нелегко. Нам пришлось проявить терпение и приложить немало усилий, чтобы нас услышали. Глава района встречался с населением и рассказывал о практике. Видео с его выступлением было размещено на странице в Telegram.

Для популяризации и распространения инициативного бюджетирования информацию о реализованных проектах размещаем в социальных сетях и на официальных сайтах администрации района, финоргана, сельских советов. Там же публикуем фотографии объектов в формате было/стало. Благодаря такому подходу жители района и спонсоры видят, куда идут собранные деньги.

В разъяснительной работе с населением было важно показать, что участие в проекте — это не имитация бурной деятельности местной власти, а реальная возможность привлечь серьезные суммы в местный бюджет для решения насущных проблем муниципалитета. Ведь все мы понимаем, что у сельских территорий практически нет собственных финансовых источников для благоустройства и развития территории.

И сегодня могу с полной уверенностью сказать, что у нас получилось вызвать интерес граждан к инициативному бюджетированию. За четыре года на территории района реализовано шесть проектов на сумму 5,5 миллиона рублей. Из областного бюджета привлечено 2,96 миллиона рублей, средства спонсоров и населения составили 1,3 миллиона рублей.

В текущем году на областной конкурс реализации инициативных проектов подано шесть заявок, общая стоимость которых составляет 10,97 миллиона рублей. Вклад местного бюджета составит 2,3 миллиона рублей, областная субсидия — 4,49 миллиона рублей. С нетерпением ждем результатов конкурса.

В 2021 году в Домбаровском районе в выборе инициативных проектов участвовали 600 человек, в 2022 году — 800 человек, в 2023 году — 2,1 тыс. человек

— Расскажите поподробнее о проекте «Школьный бюджет».

— В 2021 году три школы нашего района участвовали в конкурсе детских социальных проектов «Измени свой город к лучшему». Организатором мероприятия выступило предприятие, которое ведет свою деятельность в том числе на территории нашей области, — АО «ОРМЕТ» (Русская медная компания). Победителем конкурса и получателем гранта в 350 тысяч рублей стала наша школа № 1, представившая проект «Рябиновая аллея Победы», цель которого — нравственно-патриотическое воспитание граждан, подрастающего поколения, развитие созидательной активности. В рамках проекта были проведены работы по благоустройству и озеленению парка поселка. Также учащиеся школы № 1 вместе с главой Домбаровского района В. П. Блажко и главой Домбаровского поселкового совета В. А. Шубертом посадили саженцы лиственницы.

Аллея_славы_ШБ.jpg

В 2023 году в рамках проекта «Школьный бюджет» победила школа № 2 с проектом «Память поколений». Основная задача проекта — привлечь внимание подрастающего поколения и общественности к истории и участникам локальных войн России. Для этого авторы идеи предложили организовать на территории школы № 2 мемориал, посвященный участникам боевых действий в Афганистане, Чечне, Сирии и т. д.

Мы видели, с каким увлечением дети участвовали в конкурсе, как ответственно подошли к подготовке проекта, его реализации, поэтому, чтобы сохранить и развить этот интерес, администрация района приняла решение внедрить на территории муниципалитета практику школьного инициативного бюджетирования. Директора и педагоги школ поддержали это решение и помогли вовлечь ребят в инициативное бюджетирование.

— Как организована процессная часть этого проекта?

— Реализация «Школьного бюджета» проходит в пять этапов. В каждой школе создается школьный совет, куда входит по пять человек. Их выбирают из учеников 9–11-х классов. Совет отвечает за организацию каждого этапа проекта.

На первом этапе идут подготовительные работы и стартует информационная кампания. На втором — ребята выдвигают свои идеи/предложения и обсуждают их в классе, самые интересные и перспективные выносят на обсуждение на общешкольном собрании. От школы на конкурсный отбор выдвигают один проект. На этом же этапе курирующие проект учителя проводят предварительную экспертизу проектных идей на соответствие условиям отбора. На третьем этапе формируется проектное предложение от школы для дальнейшего участия в отборе на уровне района. На четвертом — проходит защита, голосование и формирование рейтингов представленных проектов. Непосредственно в голосовании принимают участие члены школьных советов школ — участников проекта.

Для подсчета голосов создается счетная комиссия. Она подсчитывает голоса по каждому представленному проектному предложению и утверждает их рейтинг. Победителями голосования объявляются проектные предложения, набравшие наибольшее количество голосов. На заключительном, пятом этапе осуществляется подготовка технической документации и реализация проектов, победивших в голосовании. Финансирование победившего проекта осуществляется из бюджета муниципального образования.

Проект «Школьный бюджет» сразу искренне заинтересовал детей. Им нравится чувствовать себя ответственными за выдвинутые предложения, участвовать в их реализации. Это было видно по оформленным заявкам на конкурсную комиссию, по презентациям проектов. Ребята использовали 3D-моделирование, проводили социологические опросы населения через социальные сети, готовили фильм. Они искренне хотели, чтобы их идеи и предложения оказались лучшими!

Подготовила М. И. Кулькова

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно