XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 289 Материалы по теме
Программы как способ повышения эффективности расходов

Участие в программах способствует большей эффективности, прозрачности и ответственности при расходовании бюджетных средств. О бюджетной политике и параметрах бюджета текущего года мы поговорили с начальником финансового отдела администрации Беляевского района Оренбургской области Еленой Георгиевной Косенко.

— Елена Георгиевна, как идет исполнение бюджета 2023 года?

— Доходы консолидированного бюджета Беляевского района на текущий год запланированы в сумме 654,1 миллиона рублей. Из них налоговые и неналоговые доходы — 124,9 миллиона рублей. Дотации, субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты из областного бюджета — 529,2 миллиона рублей.

Основную долю в структуре собственных доходов консолидированного бюджета занимают НДФЛ — 85,9 миллиона, налог на имущество организаций — 6,5 миллиона, акцизы на нефтепродукты — 5,2 миллиона, земельный налог — 5,6 миллиона, налог, взимаемый в связи с применением УСН, — 9,4 миллиона рублей.

Хочу отметить, что реализация функций и полномочий местного самоуправления осложнена нестабильностью финансово-экономических условий, изменениями бюджетного законодательства. В связи с уменьшением налоговых и неналоговых поступлений в первом полугодии 2023 года Министерство финансов Оренбургской области постоянно анализировало ситуацию с исполнением местных бюджетов. Авансирование из областного бюджета в счет будущих периодов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности позволило избежать кассового разрыва при исполнении бюджета.

С целью увеличения доходной части бюджета районная администрация проводит работу по выявлению налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории района. Это позволяет обеспечить дополнительные поступления в районный бюджет. Также проводится работа над повышением эффективности использования муниципального имущества, в том числе земельных участков, выявляя неиспользуемые фонды и включая их в оборот. Еще одно направление деятельности районных финансистов — это повышение эффективности администрирования доходов и межведомственного взаимодействия в работе с недоимкой по налоговым и неналоговым платежам.

— Назовите основные расходные статьи районного бюджета?

— При планировании расходной части бюджета на 2023–2025 годы мы исходили из безусловного обеспечения первоочередных обязательств. Это прежде всего решение задач, поставленных майскими указами Президента РФ, а также приоритетное направление бюджетных средств на реализацию национальных проектов.

Расходная часть консолидированного бюджета Беляевского района на 2023 год запланирована в сумме 675,2 миллиона рублей. В этом году район реализует 16 муниципальных программ, расходы на их исполнение составляют 584,3 миллиона рублей. Доля программных расходов бюджета — 99,6 процента. Так обеспечивается связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования. Участие в программах способствует большей эффективности, прозрачности и ответственности при расходовании средств.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов занимают средства, выделяемые на содержание учреждений социальной сферы — образования, культуры, социальной политики. Это 451,9 миллиона рублей, или 67 процентов расходной части бюджета. Если рассматривать расходы в разрезе отраслей, то больше всего средств идет на финансирование учреждений образования — 48,8 процента.

— Приходится ли заниматься оптимизацией бюджетных расходов?

— Что касается оптимизации расходов, то в сфере образования муниципалитет провел инвентаризацию контрактов с работниками учреждений. В результате была пересмотрена нагрузка на каждого работника. В дошкольных учреждениях проведены организационно-штатные мероприятия в связи с тем, что детей у нас стало значительно меньше. В результате уменьшилась среднесписочная численность работников, сэкономлены бюджетные средства.

Идет у нас работа и по сокращению расходов, не имеющих первоочередного значения. Это касается приобретения основных средств, оборудования, расходов на транспортное обслуживание и других.

— Как в Беляевском районе идет реализация национальных проектов?

— С 2019 года Беляевский район участвует в нацпроектах «Демография», «Образование» и «Культура». За это время объем расходов по нацпроектам составил 126 миллионов рублей: средства федерального бюджета — 63,1 миллиона рублей, областного — 57,7 миллиона, софинансирование районного бюджета — 5,2 миллиона рублей.

Хотелось бы отметить проект «Создание модельных муниципальных библиотек» нацпроекта «Культура». Модельная перезагрузка библиотек — это не только современная мебель, оборудование и книги. Главные изменения заключаются в увеличении пространства для читателей, открытии новых залов, абсолютно новом формате работы учреждений. Облик библиотек кардинально изменился и позволяет теперь объединить новые технологии и книгу, развлекательный досуг и образовательные программы, содержательное общение и уединенную работу.

На модернизацию библиотек из федерального бюджета район получил 15 миллионов рублей. Эти средства направлены на создание современного пространства, обновление оборудования и книжного фонда. Из областного бюджета районные власти дополнительно привлекли 32 миллиона рублей. На эти деньги в центральной районной библиотеке создано пространство «Степные просторы» с новым оборудованием для хранения книг и залом для проведения дискуссий, лекций, занятий в группах, просмотра познавательных фильмов и презентаций. Под слоганом «Дети — цветы жизни» начали работать обновленные пространства для детей, объединенные общим названием «Цветущая степь». Юные посетители могут здесь читать, играть, работать на компьютерах. Есть возможность выхода в интернет. Для этого предусмотрены зоны информации и обслуживания пользователей, игровая зона, компьютерный класс «Инфолепесток».

Нацпроект «Образование» позволил провести ремонт и обновить материально-техническую базу Буранчинской общеобразовательной школы. В результате дети и педагоги получили полностью обновленный спортивный зал, появились отдельные для девочек и мальчиков раздевалки с душевыми, приобретено новое спортивное оборудование. Стоимость работ по совершенствованию спортивной базы школы составила более 2,5 миллиона рублей. Финансирование осуществлялось за счет федерального, регионального и местного бюджетов.

Улучшение качества жизни населения напрямую зависит от бюджета, его формирования и эффективности использования. Большинство небольших муниципалитетов России не имеют достаточных средств для качественного развития своих территорий. Не открою Америку, но тем не менее еще раз подчеркну, что участие в национальных, федеральных проектах и программах позволяет решать давно назревшие проблемы.

Подготовила М. С. Михайлова

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно