XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 232 Материалы по теме
Новосергиевский район: проблемы реализации нацпроектов и пути их решения

Большая часть национальных проектов России направлена на улучшение жизни населения и развитие территорий. Естественно, что участие в их реализации принимают и городские власти, в том числе посредством интеграции национальных и региональных проектов в муниципальные программы. Однако многие муниципалитеты столкнулись на этом пути с рядом сложностей.

Людмила Ивановна Попова, и. о. заместителя главы Новосергиевского района Оренбургской области по финансовым вопросам — начальник финансового отдела

Работа с национальными проектами на территории Новосергиевского района Оренбургской области началась в первый же год их реализации — в 2019-м. За пять лет финансирование нацпроектов «Образование», «Жилье и городская среда» и «Культура» с учетом средств местного бюджета составило 65,9 миллиона рублей (рисунок 1). Доля софинансирования местного бюджета — около 9% (рисунок 2).

В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» в нашем районе за пять лет было отремонтировано и оснащено новым оборудованием семь школьных спортивных залов. Сегодня более тысячи учеников могут заниматься физподготовкой в залах качественно нового уровня, обеспеченных собственными санузлами и душевыми комнатами. Обновление материально-технической базы повысило интерес учащихся к дополнительным занятиям в спортивных секциях. В данный проект за 2019–2023 годы вложено 13,2 миллиона рублей.

Региональный проект «Современная школа» нацпроекта «Образование» создан для ликвидации второй и третьей смен в школах. Благодаря ему мы смогли провести капитальный ремонт здания Покровской школы на сумму 17,6 миллиона рублей. Также на базе Новосергиевской школы № 1 и Герасимовской школы теперь работают «Точки роста», на запуск которых было потрачено 2,5 миллиона рублей.

В 2021 году благодаря реализации регионального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» в районе появилась первая модельная библиотека. По сравнению со старой библиотекой число читателей выросло более чем на тысячу человек, посещения увеличились на 137%, а количество проводимых мероприятий — на 106%. Стоимость этого проекта составила 10 миллионов рублей, он был полностью профинансирован из федерального бюджета.

Благодаря региональному проекту «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» в районе реализован ряд важных проектов по благоустройству территорий общей стоимостью почти 17 миллионов рублей.

IMG_20231212_134503.jpg

Сложности реализации

Но, несмотря на все положительные результаты, в реализации нацпроектов есть ряд проблем.

1. Процесс участия органов муниципального управления в национальных проектах не закреплен законодательно. Методические рекомендации, разосланные аппаратом Правительства РФ от 25 августа 2020 года № П6-51690, дают лишь общее представление о процессе. К тому же они не являются нормативным правовым актом и не определяют конкретные полномочия и функции, которые должны быть закреплены за муниципалитетом. В результате возникают проблемы взаимодействия региональных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления при реализации проектов. Проще говоря, никто не знает, кто что организует, кто за что отвечает и кто что выполняет. На наш взгляд, необходимо как минимум повысить уровень методического и информационного обеспечения участия органов местного самоуправления в реализации мероприятий национальных проектов.

2. При реализации национальных проектов мы должны обеспечить согласованность действий различных структур и организаций. Несмотря на то что при администрации Новосергиевского района сформирован муниципальный проектный офис, а с 2023 года — и управляющие советы для каждой муниципальной программы, вопрос согласованности действий остается открытым. Причина такого положения дел опять же связана с тем, что не за всеми ответственными лицами официально закреплены те или иные функции и полномочия в реализации нацпроектов. Это снижает ответственность за результат и качество выполняемых обязанностей. Особенно сложно организовать проектное управление на уровне сельских поселений из-за отсутствия квалифицированных специалистов. Для более эффективного взаимодействия на федеральном и региональном уровнях необходимо разработать четкие планы и стратегии, определить ответственных лиц и механизмы контроля. А на уровне сельских поселений желательно упростить процедуру управления национальными проектами.

3. Еще один острый вопрос — это финансирование. Новосергиевский район является высокодотационным муниципальным образованием. Наша администрация ежегодно заключает соглашения с региональными органами исполнительной власти на получение межбюджетных трансфертов для реализации нацпроектов. Однако, когда речь идет о выполнении ремонтных работ, как правило, сметная стоимость превышает те суммы, на которые заключаются соглашения. В связи с этим муниципалитету приходится изыскивать дополнительные средства в местном бюджете. Сложность согласования объемов работ и включения дополнительных показателей в региональные проекты вынуждает нас дополнительно финансировать тот же объект, но уже не в рамках нацпроекта. Я считаю, что необходимо упростить процедуру включения дополнительных показателей и объемов финансирования муниципального образования в региональные проекты, предусмотрев изначально при заключении соглашения процент софинансирования из местного бюджета, обеспечивающий выполнение показателей проектно-сметной документации в полном объеме.

4. Еще одной проблемой является длительность конкурсных процедур, обусловленная либо отсутствием участников, либо предъявлением жалоб на заказчика. Это приводит к срыву сроков контрольных точек при реализации национального проекта и повышает ответственность руководителя-заказчика в соответствии с КоАП РФ. Ситуацию могло бы улучшить сокращение сроков при заключении контрактов по конкурсу и аукциону.

5. Сжатые сроки строительства и ремонта под силу не всем подрядчикам. В результате возникает необходимость заключения дополнительных соглашений на продление сроков исполнения контрактов и перенос контрольных точек реализации проекта. Процент выплачиваемой неустойки незначителен, и многие подрядчики идут на это осознанно. Кроме того, отдельными федеральными законодательными актами предусмотрено полное списание неустойки, если работы выполнены качественно и в полном объеме. На наш взгляд, повышение процента неустойки и неотвратимость ее уплаты могли бы повысить уровень ответственности исполнителя перед заказчиком.

Для эффективной реализации национальных проектов Правительству РФ необходимо обеспечить совместную системную работу органов власти всех уровней и усовершенствовать законодательство. А муниципалитеты, в свою очередь, должны быть активными исполнителями, в том числе в части разъяснения гражданам целей и задач нацпроектов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно