XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
№ 2 февраль 2024 — 12 февраля 2024

Развитие приграничной инфраструктуры: цели и результаты

Версия для печати 322 Материалы по теме
Развитие приграничной инфраструктуры: цели и результаты

Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации являются важнейшими объектами трансграничной инфраструктуры. Задача по их развитию и модернизации — одна из приоритетных для страны. Об этом свидетельствует высочайший уровень внимания к данной теме со стороны Президента РФ В. В. Путина. Благодаря постоянной поддержке президента и решениям Правительства РФ процесс развития пунктов пропуска качественно меняется и ускоряется. Об основных достижениях отрасли мы поговорили с директором Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаилом Анатольевичем Кокаевым.

— Михаил Анатольевич, финансирование отрасли значительно выросло за последние годы. Как это сказалось на оснащении и пропускных мощностях погранпереходов?

— Да, поддержка оказывается на самом высоком уровне и финансирование выросло существенно. Если до 2022 года на реализацию мероприятий по строительству и оснащению пунктов пропуска, а также обеспечению их нормативного содержания выделялось от 9 до 10 миллиардов рублей ежегодно, то в 2022 году выделено 20,7 миллиарда рублей, в 2023 году — 25 миллиардов, а с 2024 года финансирование составит 35 миллиардов рублей ежегодно.

Это дало значительные результаты. Минтранс России ведет планомерную масштабную работу по развитию и управлению пунктами пропуска, созданию комфортных условий для лиц, пересекающих государственную границу, и увеличению пропускных мощностей для обеспечения растущих объемов пассажиро- и грузоперевозок. На сегодняшний день в России функционирует 314 пунктов пропуска через государственную границу. 87 из них определены в качестве приоритетных. Через них проходит более 65 процентов грузов, их модернизация необходима в первоочередном порядке.

АПП_Верхний_Ларс_-_реконструкция.jpg

В 2022 году реализованы мероприятия по комплексной модернизации, техническому оснащению, ремонту и капитальному ремонту, оснащению специальным оборудованием государственных контрольных органов в 65 пунктах пропуска (ранее такой объем был выполнен в совокупности за пять лет). В 2023 году мероприятия выполнены уже в 75 пунктах пропуска. В случае сохранения набранных темпов работ и выделения соответствующего финансирования реализация запланированных мероприятий позволит привести в норматив более 80 процентов функционирующих пунктов пропуска к 2027 году. Также до конца 2027 года планируется завершить модернизацию всех приоритетных пунктов пропуска.

— Реализация столь масштабных проектов невозможна без нормативного обеспечения, и мы знаем, что в этой сфере тоже есть нововведения.

— Естественно, государственная политика в нашей сфере заключается не только в строительстве новых и реконструкции действующих пунктов пропуска. Основным фундаментом, обеспечивающим их надлежащее функционирование, является соответствующая нормативная правовая база. Результатами большой работы в этом направлении в 2021–2023 годах стало:

  • издание федеральных законов о наделении Правительства РФ полномочиями по утверждению нормативов финансовых затрат и правил расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска (от 11 июня 2021 года № 173‑ФЗ), о наделении Правительства РФ полномочиями по определению особенностей открытия пунктов пропуска (от 8 марта 2022 года № 46‑ФЗ), о функционировании в РФ системы электронной очереди (от 17 февраля 2023 года № 24‑ФЗ);
  • принятие постановлений и распоряжений Правительства РФ, которые предусматривают определение иных мест прибытия в целях увеличения пропускной способности пунктов пропуска, распространение на пункты пропуска положений «транспортного закона», что обеспечивает сокращение сроков их проектирования, утверждение возможности сокращения регламентных сроков проведения закупочных процедур в два раза;
  • утверждение национального стандарта РФ в части принятия ГОСТов в сфере государственной политики в области развития пунктов пропуска и многое другое.

Департамент государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ Минтранса России продолжает работу по совершенствованию нормативной правовой базы.

— Обустройство каких участков государственной границы сегодня в приоритете?

— Особое внимание Минтранс уделяет восточному и южному направлениям. Так, на сухопутной границе с Казахстаном (более 7,5 тысячи километров) сейчас функционирует 50 пунктов пропуска. Совместно с казахстанской стороной утвержден план мероприятий, предусматривающий комплексную модернизацию 10 приоритетных автомобильных пунктов. В остальных будут проведены работы по улучшению инфраструктуры. Все работы планируется завершить в 2027 году.

На границе с Китаем (более 4,3 тысячи километров) работает 19 пунктов пропуска. В 2022 году реконструирован крупнейший в стране железнодорожный пункт пропуска Забайкальск. Кроме того, в 2022 году открылось движение по трансграничному железнодорожному мосту и пункту пропуска Нижнеленинское. На круглосуточный режим работы переведены: автомобильный пункт Забайкальск, железнодорожные пункты Нижнеленинское и Махалино. Запущено движение через автомобильный пункт пропуска Кани-Курган. Совокупная пропускная способность пунктов пропуска увеличилась на 500 грузовых транспортных средств в сутки (с 800 до 1300) и на 14 пар поездов в сутки (с 45 до 59).

Значительная работа ведется на российско-азербайджанском участке границы, на котором расположено пять пунктов пропуска. В 2023 году завершилась реконструкция самого крупного из них — Яраг-Казмаляра. Его пропускные возможности в части грузового транспорта увеличились более чем в два раза. Количество полос движения транспорта выросло с 14 до 22. Установлен рекорд по числу пропущенных грузовых транспортных средств — более 200 тысяч грузовых машин, что на 10 процентов больше, чем в 2022 году. В целом проведенная работа в трех пунктах пропуска (Яраг-Казмаляр, Тагиркент-Казмаляр и Ново-Филя) позволила увеличить совокупную пропускную способность на российско-азербайджанском участке границы на 1,5 тысячи грузовых транспортных средств, то есть в 4,5 раза (с 400 до 1,9 тысячи грузовых транспортных средств в сутки).

В 2023 году завершилась реконструкция единственного на границе с Грузией автомобильного пункта пропуска Верхний Ларс. За счет уникальных проектных решений число полос движения увеличено с 15 до 39. Пропускные возможности на грузовом направлении увеличены более чем в два раза — до 1,5 тысячи грузовых транспортных средств в сутки (ранее этот показатель составлял 700 грузовиков в сутки). Объем грузоперевозок 2023 года составил более 4,5 миллиона тонн грузов (абсолютный рекорд). Существенно вырос и легковой трафик — обеспечен пропуск до 2400 авто в сутки. Благодаря модернизации очередей в пункте пропуска нет. Модернизация трансграничной инфраструктуры на юге страны стала большим шагом на пути развития международного транспортного коридора «Север — Юг», укрепления торгово-экономических и культурных связей между государствами.

Также в период с 2021 по 2023 год завершена модернизация приоритетных пунктов пропуска: воздушных — Махачкала (Уйташ), Челябинск (Баландино), Калининград (Храброво), Москва (Домодедово), Саранск и Кызыл; автомобильных — Советск (Дубки), Кяхта; морского — Ванино.

В рамках выполнения задач Президента РФ и Правительства РФ, в целях снятия логистических ограничений, повышения пропускной способности, уровня безопасности и защищенности, а также создания комфортных условий для проезда Минтранс России и ФГКУ Росгранстрой реализовали комплекс работ по дополнительному обустройству пунктов пропуска на административных границах Ростовской области, Республики Крым с новыми субъектами РФ. В 2022 году после вхождения в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей транспортный поток через пункты пропуска резко вырос. Инфраструктура не справлялась с нагрузкой, наблюдались заторы. Требовалась модернизация инфраструктуры.

Всего из 15 пунктов пропуска на административных границах с новыми субъектами РФ модернизированы 10. Реализация мероприятий позволила увеличить пропускную способность в три раза, до 35 тысяч транспортных средств в сутки. Максимальное время в пути сократилось с трех суток до двух часов. Параллельно с обустройством пунктов пропуска велись работы по капитальному ремонту ведущих к ним подъездных автомобильных дорог. Проведенная Минтрансом России работа позволила сократить сроки доставки грузов и для тысяч людей сделать путь домой удобнее и быстрее.

— Многие компании-перевозчики позитивно отзываются о цифровой новинке — электронной очереди. Она смогла ликвидировать живые очереди на границе. Расскажите об этом поподробнее.

— В 2023 году Минтрансом России и ФГКУ Росгранстрой впервые в России на государственном уровне дан старт регулированию очередности проезда к наиболее загруженным пунктам пропуска через государственную границу. Решению этой задачи способствовало внедрение цифровых технологий в обеспечение деятельности пунктов пропуска и организацию транспортно-логистических потоков.

С 1 сентября 2023 года система резервирования даты и времени подъезда к пункту пропуска через госграницу РФ работает в автомобильных пунктах пропуска Забайкальск на границе с Китаем, Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой.

Прежде всего электронная очередь решает задачу упорядочивания процесса ожидания проезда к пункту пропуска водителями грузовых транспортных средств. До внедрения цифрового сервиса водители зачастую вынуждены были ожидать своего проезда к пункту пропуска в живой очереди в зной и стужу, испытывая очевидные затруднения в том числе из-за отсутствия достаточной инфраструктуры придорожного сервиса. Теперь дата и время перевозки прогнозируемы. После бронирования места в очереди водитель знает, когда точно ему нужно подъехать на пункт пропуска, а значит, логистическая цепочка (цепочка поставки) становится более ритмичной.

Запуск цифрового сервиса стал определенным вызовом для Минтранса России и ФГКУ Росгранстрой. Но благодаря поддержке властей регионов, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, различных структур и ведомств удалось успешно решить эту задачу в кратчайшие сроки.

За период работы электронной очереди бесплатным сервисом воспользовались почти 65 тысяч водителей грузовиков. Общая оценка однозначна — электронная очередь обеспечивает условия для комфортного планирования международных грузоперевозок и позволяет ликвидировать живые очереди на границе. Это особенно актуально для пункта пропуска Забайкальск, который долгое время считался точкой социального напряжения. В глобальном смысле внедрение электронной очереди — это серьезный шаг к более грамотному, эффективному и долгосрочному планированию и управлению международными перевозками.

В настоящее время продолжается нормативное совершенствование в сфере регулирования очередности проезда транспорта к пунктам пропуска через государственную границу РФ, предполагающее возможность создания приоритета для проезда скоропортящихся и опасных грузов. Технические возможности системы также будут расширены и позволят оперативно реагировать на изменение времени прохождения контроля и работы сопредельных пунктов пропуска.

22.IMG_5621.jpg

— Насколько активно и эффективно ведется внедрение новых технологий, в том числе цифровых, в процесс обустройства пунктов пропуска на границе?

— Обустройство государственной границы позволяет сделать ее пересечение для туристов и участников внешнеэкономической деятельности удобным и почти незаметным, повысить провозные мощности и скорость доставки грузов. Решению этих задач как раз и способствует применение новых технологий и современного оборудования на границе.

Здесь особо хочется рассказать об уникальном инспекционно-досмотровом оборудовании портального типа, которое помогает сканировать 100 процентов транспортных средств с грузом и выявлять запрещенные к провозу предметы и вещества (оружие, взрывчатку, наркотики и т. д.). В отличие от стационарных и мобильных комплексов портальный может проводить сканирование с меньшим уровнем облучения. Технология абсолютно безопасная и позволяет водителю проезжать сквозь комплекс без остановки. А значит, что время на досмотр на границе сокращается в 2‒2,5 раза.

Ускоряются сроки доставки грузов. Новое оборудование повышает эффективность досмотра и сводит к минимуму риск провоза запрещенных веществ. Такие комплексы уже установлены в семи пунктах пропуска на границе с Казахстаном, Китаем, Азербайджаном и на административных границах с новыми субъектами РФ. До конца 2027 года еще 21 пункт пропуска будет оснащен этим высокотехнологичным оборудованием. Ознакомиться с принципом работы комплексов можно на экспозиции Минтранса России «Россия в движении» (павильон № 15) на Международной выставке-форуме «Россия», где представлены реалистичные макеты новейшего оборудования.

Также среди новинок следует выделить автоматизированную систему паспортного контроля, которая позволяет пассажирам пройти паспортный контроль в международных аэропортах бесконтактным способом. Нужно всего лишь приложить загранпаспорт к считывающему устройству. Эта система уже работает в аэропорту Шереметьево. В ближайшее время она появится во Внуково и в аэропорту Екатеринбурга Кольцово.

Особо отмечу, что Минтранс России уделяет особое внимание вопросам цифровизации и оптимизации работы системы пунктов пропуска. Разрабатываются и внедряются специальные информационные цифровые платформы, системы и программные комплексы, которые позволяют сделать процесс пересечения госграницы для граждан более комфортным. Это и использование цифрового сервиса электронной очереди, и применение автоматизированной системы учета производства работ, которая позволяет осуществлять эффективный контроль за работой подрядчиков.

Еще одним удобным и полезным новшеством можно считать внедрение системы мониторинга и информирования водителей о времени прохождения через пункты пропуска. В пунктах пропуска на административных границах Ростовской области с ДНР и ЛНР и Республики Крым с Херсонской областью и на дорогах к ним установлены камеры телеобзора, детекторы транспорта и специализированные информационные табло, на которые выводится актуальная информация о времени проезда до того или иного пункта пропуска. Всю актуальную информацию для планирования маршрута можно получить на официальном сайте ФГКУ Росгранстрой в разделе «Время в пути». Для удобства водителей разработано специальное приложение для смартфона, с помощью которого можно выбирать оптимальные маршруты движения и прогнозировать поездки.

Динамично меняющаяся геополитическая обстановка в мире и, как следствие, изменение международных транспортных коридоров, а также выстраивание новых логистических цепочек, в том числе в рамках «разворота на восток», требуют особого внимания в формировании долгосрочной и взвешенной стратегии развития пунктов пропуска. Минтранс и ФГКУ Росгранстрой при всесторонней поддержке президента и Правительства РФ, глав регионов, руководства Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы и иных ведомств прикладывают все усилия для решения важнейших для страны задач по обустройству и развитию трансграничной инфраструктуры, созданию условий для эффективной защиты и комфорта при пересечении государственной границы.

Подготовила Е. В. Злотникова

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно