25 апреля 2024 года
Версия для печати 188 Материалы по теме
Новороссийск: информационные технологии для пополнения бюджета

На территории города-героя Новороссийска с 2020 года идет реализация проектов, которые позволяют эффективно интегрировать информационные технологии в доходную часть городского бюджета. Это развитие налогооблагаемой базы по имущественным налогам с использованием информационных технологий и интеграция информационных технологий в работу административных комиссий. В статье более подробно рассказано о каждом из них.

Эльвира Александровна Кальченко, заместитель главы города Новороссийска Краснодарского края

Проект № 1

«Развитие налогооблагаемой базы по имущественным налогам с использованием информационных технологий»

Как показывает практика, одной из наиболее эффективных форм работы по увеличению доходной части местных бюджетов остаются мероприятия, направленные на развитие и реализацию налогового потенциала земельных и имущественных ресурсов. Это инвентаризация и оформление прав на земельные участки и объекты имущества.

Приоритетные задачи интеграции информационных технологий в работу над доходной частью бюджета заключаются не только в увеличении поступлений, но и в возможности эффективной оптимизации работы структурных подразделений, упрощения процедур, ускорения процессов, минимизации ошибок и ухода от ручного труда

С 2020 года Новороссийск начал работу по внедрению в деятельность геоаналитической платформы «Информационная система» по выявлению объектов недвижимости (земельных участков), не поставленных на кадастровый учет и вовлечению их в налоговый оборот. В 2021 году геоплатформа введена в опытную эксплуатацию, утвержден порядок взаимодействия структурных подразделений администрации при работе с платформой, определены структуры, непосредственно принимающие участие в работе с платформой, определены направления работы, алгоритмы мероприятий. Организовано информационное обеспечение — процесс поступления данных атрибутивной информации по объектам учета (земельные участки, объекты капитального строительства) из различных источников (Росреестр, ФНС), загружаемых в виде файлов XML и табличных данных.

Основной задачей геоплатформы является наполняемость налогооблагаемой базы по имущественным налогам, которая выполняется за счет:

  • устранения ошибок форматно-логического контроля;
  • выявления неоформленных объектов недвижимости;
  • определения соответствия вида разрешенного использования земельного участка с фактическим использованием;
  • выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Устранение ошибок форматно-логического контроля, возникающих при передаче информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Основные ошибки при передаче реквизитов объектов, необходимых для расчета имущественных налогов, это:

  • нет кадастровой стоимости;
  • нет категории земельного участка;
  • нет вида разрешенного использования (нет вида объекта налогообложения);
  • нет площади;
  • нет адреса правообладателя и т. д.

Геоплатформа позволяет выявить объекты с недостающими характеристиками с целью последующего наполнения актуальными сведениями и передачи в Росреестр. В процессе работы с программным продуктом соответствующие подразделения приводят недостающие данные согласно правилам застройки и землепользования, устанавливают категорию земель, собирают сведения из Росреестра и БТИ для внесения в государственный учет сведений о площади либо об аннулировании данных сведений, заказывают выписки из ЕГРН для последующей загрузки на платформу.

Геоинформационная платформа «Цифровой двойник»

Выявление неоформленных объектов недвижимости и вовлечение их в налоговый оборот. В состав «Информационной системы» включен модуль анализа имущественных налогов, который предназначен для ранжирования проблемных вопросов налогообложения земельных участков и объектов капитального строительства, в отношении которых отсутствуют сведения о начисленных налогах. Также проведена аэрофотосъемка города, позволяющая визуально маркировать дома без регистрации права. При помощи имеющихся аналитических слоев, подложек (ортофотоплан, различные базовые карты), стандартных картографических инструментов реализована возможность сопоставления проинвентаризированных объектов с объектами, имеющимися в государственном реестре. Также мы можем совмещать данные о фактически существующих объектах недвижимости с данными о земельных участках.

Соответствие вида разрешенного использования земельного участка с фактическим использованием. Мы проводим мероприятия по выявлению нарушений земельного законодательства с использованием геоаналитической платформы. Это дает прирост налоговых поступлений в связи с изменением вида разрешенного использования за счет увеличения налоговой ставки. Например, налоговая ставка на земельный участок под коммерческим объектом в 20 раз больше, чем земельный участок под индивидуальным жилищным строительствам. Прирост составил более 5 миллионов рублей ежегодных платежей по земельному налогу.

В результате проведенных мероприятий с 2021 года удалось добиться увеличения прироста начислений имущественных налогов на более 30 миллионов рублей при запланированных 20 миллионах.

Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Начиная с 2022 года выявлено более семи тысяч объектов, из них почти 2,1 тысячи — муниципальным образованием, в том числе с использованием геоплатформы. В 2024 году идет новый этап массового выявления не поставленных на налоговый учет объектов. Уже получены сведения от налогового органа по объектам, в отношении которых имущественные налоги не начислялись, получены кадастровые номера поставленных Росреестром на учет объектов. Объекты проходят форматно-логический контроль с целью последующего формирования отчета по тем из них, что не стоят на налоговом учете. Настроена возможность автоматического запроса и приема данных через СМЭВ из Росреестра для обновления и получения данных.

На 2024 год заложены средства в сумме 20 миллионов рублей на организацию выполнения комплексных кадастровых работ. Это обеспечит уточнение местоположения границ земельных участков, расположенных на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о таких объектах. Данные работы повлияют на наполняемость информационными данными геоплатформы и снижение количества объектов, не прошедших форматно-логический контроль.

Выявление отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость (административно-деловые, торговые центры, офисы, объекты общественного питания, торговые объекты и т. д.). По данным объектам в соответствии с НК РФ предусмотрена самая крупная налоговая ставка в 2% от кадастровой стоимости объекта. Ежегодно приказом департамента имущественных отношений края утверждается перечень таких объектов недвижимого имущества, в последней редакции которого включено 3766 объектов, расположенных на территории Новороссийска.

С 2023 года мы начали проведение в пределах установленной компетенции мероприятий по наполнению данного перечня при помощи геоаналитической платформы. При использовании аналитического слоя публичной кадастровой карты и наложении на подложку базовых карт («Яндекс Карта», «2ГИС» и т. д.) удалось установить и отрисовать в автоматическом режиме границы зданий (строений, сооружений), включенных в перечень Департамента имущественных отношений Краснодарского края, часть наносится в ручном режиме с учетом адресных ориентиров. Данная работа позволяет визуально определить наличие торговых объектов (объектов питания, офисов, торговых центров и т. д.) на территории города, не включенных в перечень, так как включенные будут промаркированы.

Также возможность получения информации по земельному участку, на котором находится объект имущества, позволяет определить назначение объектов недвижимого имущества на основании сведений о виде разрешенного использования земельных участков. Большое значение имеет наличие сведений о собственнике объекта, так как они содержатся в выписке ЕГРН и, соответственно, находятся в базе данных «Информационной системы». Таким образом, при обнаружении объекта на карте есть возможность получить Ф. И. О. правообладателя и направить в департамент имущественных отношений края список налогоплательщиков и принадлежащих им объектов недвижимости для включения в перечень.

В настоящее время посредством геоаналитической платформы сформирован реестр объектов, имеющих признаки для включения в действующий перечень объектов недвижимого имущества по статье 378.2 НК РФ. Данный реестр содержит 26 объектов на потенциальную сумму более 40 миллионов рублей.

Цифровой двойник города

«Информационная система» многообразна и динамична. Проведенные работы по развитию и расширению налогооблагаемой базы позволяют сделать вывод, что область, где используются карты, географические и иные данные, имеет огромные перспективы и уже дает внушительные результаты (таблица).

Таблица. Результаты работы геоплатформы — начисление налогов на земельные участки и имущество

Период

Планируемый доход, млн руб.

Фактическое начисление, млн руб.

% исполнения

2021

15,20

27,51

181

2022

4,20 (ежегодно)

7,10

169

2023

4,20

7,70

183

Следует отметить, что геоплатформа также служит информационным базисом для принятия управленческих решений, перспективного и оперативного планирования развития конкретных территорий, совершенствования учета и рационального использования земель и иной недвижимости, выявления нарушений земельного законодательства, развития неналоговых доходов и т. д. Таким образом, геоплатформа становится «цифровым двойником города», цель которого не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры.

В настоящее время на этапе рассмотрения находятся вопросы расширения функционала геоаналитической платформы в части его дополнения:

  • возможностью получения данных с сервисов частных объявлений (Авито, Booking, Циан) для определения нецелевого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • дополнения меню карточек объектов признаком и статусом индивидуального предпринимателя;
  • механизмом-алгоритмом проведения искусственным интеллектом векторизации заборов для определения самозахвата земли.
Без имени-2.jpg

Проект № 2

«Информационные технологии в административных комиссиях» (программный комплекс «Ангел: административные комиссии»)

Суть работы программного комплекса заключается в закреплении координат территорий с зелеными насаждениями и патрулировании города на предмет выявления нарушителей. Использование программного комплекса увеличивает производительность работы сотрудников и сокращает трудозатраты и время на обработку документов, позволяет централизованно управлять комиссиями, ускоряет процесс обработки документов, осуществляет межведомственное электронное взаимодействие.

В настоящее время МЭВ посредством использования программного комплекса осуществляется со службой судебных приставов и Управлением МВД (отделом по вопросам миграции) в части получения паспортных данных нарушителей. За весь период реализации проекта вынесено почти 12,5 тысячи постановлений, сумма наложенных штрафов составила 14,6 миллиона рублей, взыскано более 11 миллионов.

В 2021 году, одновременно с открытием парковок открытого типа, проект был расширен за счет внедрения системы автоматической фиксации нарушений по неуплате за размещение транспортного средства на парковочном месте. Фиксацию правонарушений осуществляет комплекс «Дозор-М3», установленный на автомобиле, и стационарные камеры «Страж». На следующий день после фиксации правонарушения данные передаются в контрольно-ревизионное управление для возбуждения административного делопроизводства. За весь период реализации проекта вынесено более 57,2 тысячи постановлений, сумма наложенных штрафов — более 161,2 миллиона рублей, взыскано более 132,2 миллиона.

В 2022 году программный комплекс был вновь дополнен функционалом. В течение года закреплялись координаты зон контейнерных площадок, расположенных на территории муниципального образования. С 1 сентября 2022 года в автоматическом режиме фиксируются государственные регистрационные знаки транспортных средств, располагающихся на территориях контейнерных площадок и мешающих подъезду мусоровозов. За весь период реализации проекта вынесено 173 постановления, сумма наложенных штрафов — 216 тысяч рублей.

С 2023 года к функционалу программного комплекса добавлено выявление фактов перевозки сыпучих/пылящих грузов без укрывных материалов и размещение разукомплектованных транспортных средств. По итогам 2023 года вынесено 713 постановлений на сумму почти 3 миллиона рублей и 58 постановлений на сумму 46 тысяч рублей соответственно.

Подводя итоги работы по данному проекту следует отметить, что при затратах на его реализацию в размере 5,75 миллиона рублей, из которых деньги краевого бюджета составили 3 миллиона, доходы местного бюджета в части штрафов от нарушений местных правил благоустройства и краевого закона об административных правонарушениях выросли в десятки раз. Кроме того, возросла дисциплина жителей города в части соблюдения требований благоустройства города.

За весь период реализации проекта вынесено всего 70,6 тысячи постановлений на сумму штрафов более 179 миллионов рублей. Фактически поступило в городской бюджет — более 144,6 миллиона.

Для расширения функционала программного комплекса «Ангел: административные комиссии» на 2024 год запланирована реализация осуществления межведомственного электронного взаимодействия в части получения сведений о регистрации нарушителей по месту жительства.

В заключение хочется отметить, что, учитывая эффективность внедрения информационных технологий в различные направления работы муниципального образования, Новороссийск планирует продолжать работу в данном направлении.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно