Версия для печати 2880 Материалы по теме
Основные стратегические задачи, стоящие перед Тамбовской областью, включая и те, которые вошли в национальные проекты, уже определены. О том, как они решаются, рассказывает Олег БЕТИН, глава администрации Тамбовской области.

бетин
В последние годы мы преодолели непростой и очень важный рубеж: в 2004 г. Минфином России Тамбовщина выведена из разряда высокодотационных регионов. А самое главное, Тамбовская область вышла на траекторию устойчивого развития.
В прошедшем году был сделан анализ сравнительных изменений динамики валового регионального продукта (ВРП) области и валового внутреннего продукта России. Эти графики представляют собой затухающие колебания, с наибольшим отклонением от равновесного состояния после финансового кризиса 1998 г., который вывел всю финансово-экономическую систему РФ и области из равновесия. В последние два года эти отклонения стали минимальными, что является следствием стабилизации и укрепления экономического роста.
Это позволило год назад спрогнозировать рост ВРП и достигнуть его с абсолютной точностью – 7,2%.
При сохранении этой тенденции наша область уверенно выйдет на удвоение ВРП к 2010 г. в соответствии с задачей, поставленной Президентом РФ, поскольку на первой половине пути, за 2000–2005 гг., прирост ВРП составил 53,6%.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2005 г. возросли на 16,3% (по РФ – 10,7%) и достигли 14,3 млрд рублей. Введена наибольшая за весь период площадь жилья – 350,2 тыс. кв.м. Здесь прирост составил 12,6%.
Выполнен консолидированный бюджет области, его доходная и расходная части в 2005 г. увеличились соответственно на 134,1 и 129,4%. Все города и районы области также исполнили свои бюджеты по собственным доходам. Бюджетная обеспеченность на одного жителя области составила более 11 тыс. рублей и превысила показатели докризисного 1997 г. в 1,2 раза.
Полностью ликвидированы хронические бюджетные задолженности по зарплате и различным социальным выплатам.
Реальные располагаемые доходы на душу населения за 2005 г. возросли на 12,1%. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась до 15%
По рейтинговой оценке Агентства национальных новостей (АНН), в 2005 г. Тамбовская область признана по совокупности показателей безопасности и благосостояния самым благополучным регионом России. Тамбовщина оказалась третьей в стране по уровню безопасности и 21-й по показателям благосостояния, рассчитанным как отношение денежных доходов на душу населения к величине прожиточного минимума.
Таким образом, анализ статистических данных показывает, что почти все ключевые показатели выше среднероссийских (и это с учетом сырьевых отраслей).
Казалось бы, прекрасные результаты, которых ранее не было. Ими можно гордиться. Но это макрорезультаты. А каковы же ощущения населения?
По выявленным различными мониторинговыми службами оценкам тамбовчан, оптимистические настроения преобладают и формируются в достаточно стабильную тенденцию. Треть участвовавших в опросе граждан оценили экономическую ситуацию как благоприятную, терпимую. Отрицательную, нетерпимую оценку дали 17%. По данным ФАПСИ, в феврале 2005 г. положительно на этот же вопрос отвечали всего 24%, отрицательно – 29%. Несколько большее количество людей, чем год назад, отмечает улучшение своего материального положения.
Анализ показывает, что потеряли актуальность такие проблемы, как несвоевременная выплата заработной платы и пособий, частые отключения электроэнергии, недостаточное внимание к пожилым людям, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, особенно болезненные в 2002–2003 гг. Улучшились оценки состояния дел в области газификации, образования.
Но в то же время отчетливо проявилась тенденция усталости и безразличия, что фиксируется более чем у 30% респондентов.
бетин и путин
Основными источниками напряжения по-прежнему остаются причины материального характера: рост цен, проблемы в ЖКХ, где платежи за услуги опережают рост доходов основной части населения. Тамбовчан беспокоит то, что трудно найти хорошую работу, тревожат проблемы в сельскохозяйственном производстве, низкий уровень медицинского обслуживания.
Важным фактором, создавшим серьезное напряжение в социальном самочувствии населения, стала прошедшая в начале 2005 г. замена некоторых социальных льгот денежными выплатами. В настоящее время мнения по поводу «монетизации» льгот разделились. Почти 64% сельских жителей положительно оценивают эту реформу, 27 % – отрицательно. Среди горожан обратное соотношение: положительную оценку дают 38%, отрицательную – 50% респондентов.
Естественно, такие настроения отразились и на политических предпочтениях в ходе последних выборов в законодательные органы власти области. В целом же основные политические организации сохранили свои позиции.
Из всего этого следует, что, не упуская из  внимания стратегию, необходимо найти эффективные решения конкретных, волнующих людей проблем, которые требуют строгого разделения ответственности. Мы должны четко знать, кто и за что отвечает.
Казалось бы – куда проще. Никто, собственно говоря, против этого никогда и не возражал. Но это, как правило, на словах, а на деле – мало кто стал что-либо реально менять.
А в результате, как показали опросы, жители области чутко уловили пробуксовку, разрыв между словом и делом, отсутствие результативных действий на местах.
Прежде всего такая атмосфера проявилась в самой областной администрации, как говорится: «рыба гниет с головы». Детальный анализ показал, что многие управления и комитеты выполняли функции по сложившейся традиции, а не те, которые предписаны федеральным законодательством. Более того, некоторые структуры вообще дублировали друг друга.
Пришлось в корне менять положение дел, используя жесткие волевые решения. Был введен строго функциональный подход, ориентированный на достижение поставленных целей и задач. И оценка деятельности того или иного чиновника стала даваться исходя из степени достижения этих целей, а критерии – фиксироваться в заключенных трудовых договорах.
Отраслевая структура администрации была перестроена с учетом видов деятельности. Сокращены 12 управлений и комитетов, а также должности 2 заместителей главы администрации.
хлеб-соль
Кроме того, с учетом новых полномочий в прошлом году на областной уровень были выведены все специализированные лечебные учреждения, дома-интернаты, специальные учебные учреждения. А ряд предприятий, которые, как показал анализ, по сути, не выполняли областные функции, были переданы муниципалитетам или преобразованы в акционерные общества.
Теперь очень важно, чтобы все эти меры дали результаты, которые смог бы ощутить каждый житель области.
Другая линия торможения проходит на уровне муниципальных образований. Формируется расхожее мнение, что передача полномочий по ведению муниципального хозяйства на местах из-за сокращения финансирования приведет к его упадку. Об этом активно говорится в прессе, и, как ни странно, часть этих публикаций исходит непосредственно от самих руководителей районов и сельских поселений.
Давайте зададимся вопросом, что же происходит на самом деле? Муниципальная власть наделяется реальными полномочиями, за что все и всегда ратовали. Но при этом также законодательно прописывается и персонифицированная ответственность. А как по-другому, зачем же тогда этот уровень власти вообще будет нужен? Ведь только в нашей области здесь работает 5859 человек, а финансовые расходы на содержание аппарата составили за прошлый год 513 млн рублей.
Речь не идет о том, чтобы сельские поселения сами стали сразу эксплуатировать объекты. Следует завершить перераспределение собственности между ними и районами в соответствии с федеральными законами, а затем каждому уровню власти как полноправным собственникам заключить соглашения с эксплуатирующими организациями. На момент инвентаризации таких не переданных законному собственнику объектов насчитывалось более 15 тыс.
В настоящее время готовится проект закона области «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями», который закрепит проведенную передачу объектов, а также будет регламентировать сроки и механизм последующего их перераспределения между подуровнями муниципальной власти.
Теперь о финансировании расходов. Объем средств на эти цели по сравнению с предыдущими периодами вопреки слухам не сокращается. Более того, в областном бюджете текущего года их сумма для муниципального уровня увеличена вдвое. С областного уровня на муниципальный передано 18 полномочий с нормативным объемом финансирования. Приняты законы области, формирующие собственную доходную базу местного уровня власти.
Но, как следует из анализа, многие из этих мер затормозились на уровне районов. В 4 муниципальных районах не переданы 12 сельским поселениям средства областного бюджета, предназначенные для выравнивания бюджетной обеспеченности этих поселений, в сумме 19,5 млн рублей.
С января текущего года Тамбовская область приступила к выполнению Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Теперь необходимо, чтобы эти нормы заработали. Муниципалитеты должны стать не только действенной, но и самой важной властью в решении всех жизненных проблем людей, в устойчивом развитии территорий.
По-прежнему, как и в истекшем году, наибольшее напряжение у населения и властей всех уровней вызывает рост тарифов на энергоносители. Хотя именно эта проблема, а также качество услуг ЖКХ являлись предметом особой заботы. В этой сфере были не только четко определены, но и выстроены заново практически все взаимоотношения.
Так, были сформированы новые экономически обоснованные тарифы, и на их основе Правительство РФ установило стандарты для нашей области. Это послужило точкой отсчета для определения нормативов всем муниципалитетам области, поставщикам и потребителям услуг. При этом пришлось столкнуться со сверхмонополией в коммунальной сфере, хроническими долгами, запущенной материально-технической базой и сверхнормативными потерями.
Благодаря проведенной работе удалось сократить выставленные изначально платежи для населения и бюджетов более чем на 800 млн рублей. Объемы адресной помощи льготным категориям населения и субсидий семьям с низкими доходами за прошлый год выросли в 2 раза и составили 927 млн рублей.
Однако рост цен на базовые энергоносители: свет, газ, нефтепродукты, значительно превысил полученный от принятых мер экономический эффект. В результате жители, потребители услуг, которым важен только конечный результат, заметили лишь рост цен по обязательным платежам.
В сценарных условиях социально-экономического развития РФ на 2007 г. и на период до 2009 г. Правительством РФ предусматривается ограничение повышения регулируемых тарифов в сфере ЖКХ. Однако прогнозируемый темп роста тарифов все же выше темпов инфляции.
Считаю, что целесообразнее было бы ввести фиксированный двухставочный тариф с более низкой его величиной для населения, чем для других потребителей, и ежегодной индексацией, не превышающей уровень инфляции. В противном случае рост цен на услуги будет опережать объемы адресной помощи населению из бюджетов всех уровней, что сделает ее просто неэффективной. Кроме того, рост текущих бюджетных платежей затормозит дальнейшее развитие регионов. Полагаю, что данный вопрос может быть рассмотрен на заседании областной Думы и внесен в Госдуму и Совет Федерации в качестве законодательной инициативы от Тамбовской области.
администрация-тамбов
Одной из самых острых проблем год назад была так называемая монетизация льгот, которая выдвинула новые требования к социальным службам, органам власти на местах.
Возникшее в первые месяцы прошлого года напряжение в настоящее время в целом спало. Большинство льготников стало уже положительно воспринимать предпринятые меры. Это и неудивительно. Реальная социальная помощь по сравнению с прошлым годом возросла в несколько раз. Расходы только областного бюджета на оказание мер социальной поддержки за 2005 г. выросли в 4 раза и составили 880 млн рублей. Все выплаты производились без задержек.
Большую ответственность по решению социальных проблем взяли на себя федеральный бюджет и федеральные целевые фонды: пенсионный, социального страхования и медицинского страхования. Их объемы выросли в разы.
рукопожатие
Достаточно сказать, что финансирование льготных путевок фондом социального страхования увеличилось в 12 раз, их получило более 18,5 тыс. тамбовчан. Пенсионный фонд участвует в финансировании возводимого геронтологического центра и ряда других важных социальных программ. Фондом обязательного медицинского страхования на льготные лекарства было выделено более 480 млн рублей, что в несколько раз превышает прежний уровень.
Можно отметить хорошую слаженность и эффективное взаимодействие в работе всех этих звеньев. Что, естественно, сразу же ощутили на себе люди. Необходимо и далее совершенствовать эту работу.
Решению обозначенных и других проблем будут в значительной мере способствовать реализуемые, в том числе в нашей области, национальные проекты. Сегодня они находятся в стадии, когда определенные подходы на федеральном уровне должны воплощаться в регионах, т.е. основная работа перемещается на места. Именно организацией дел в городах и районах области и будет определяться конечный результат.
Для аграрного региона, каким является Тамбовская область, важнейшее значение имеет программа «Развитие АПК».
В 2005 г. в сельском хозяйстве области был получен значительный рост производства. Валовой сельскохозяйственный региональный продукт вырос на 10% (для сравнения по Российской Федерации – на 1,5%). При среднегодовом приросте за 2000–2005 гг. по области +5,5% в год, по Российской Федерации +3,8 %.
В основном прирост (17,1%) продукции в целом произошел за счет увеличения урожайности в растениеводстве. В животноводстве снижение составило 3,1%, что является свидетельством неустойчивости развития аграрного сектора.
В рамках национальной программы «Развитие АПК» прошло предварительное рассмотрение 11 бизнес-проектов по развитию животноводства в нашей области. Подготовлены еще 2 крупных проекта. В случае их реализации дополнительный объем производства мяса составит 100 тыс. тонн. Объем инвестиций достигнет 3 млрд рублей. Срок окупаемости проектов – 5–8 лет. Сейчас ведется активная работа по их реализации, которая потребует в год 100–150 млн рублей федеральных и 50 млн рублей областных субсидий.
склоните головы
Параллельно с реализацией проектов приходится заниматься и оздоровлением финансового положения хозяйств. Был изучен опыт соседних областей, в частности Белгородской. И сейчас совместно со Сберегательным банком «Черноземье» разрабатывается проект по комплексному производству и переработке сельхозпродукции, суммарный объем годового производства которого превысит 2,5 млрд рублей. Он будет состоять из нескольких стадий.
Кредитование сельских подсобных хозяйств и создание кредитных, торгово-сбытовых и других кооперативов – это первый шаг большого и стратегически важного для области дела – создания условий для повышения достатка населения.

Справка «Бюджета»
Олег Иванович БЕТИН, глава администрации Тамбовской области
Родился в г. Тамбове в 1950 г.
Закончил Тамбовский институт химического машиностроения, затем аспирантуру при Московском научно-исследовательском физико-химическом институте имени Л.Я. Карпова, Российско-американскую школу бизнеса и административного управления при Тамбовском техническом университете.
Доктор экономических наук. Тема докторской диссертации «Системные преобразования механизмов регулирования и управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации».
В 1972–1981 гг. работал инженером, старшим научным сотрудником научно-исследовательского института химикатов для полимерных материалов.
1981–1991 гг. – руководитель районных, городских властных структур на территории области.
С 1991 г. – заместитель, первый заместитель главы администрации Тамбовской области.
В марте 1995 г. Указом Президента РФ назначен главой администрации Тамбовской области.
В 1996–1998 гг. возглавлял управление Федерального казначейства по Тамбовской области.
1998–1999 гг. – полномочный представитель Президента РФ в Тамбовской области.
В декабре 1999 г. одержал победу на губернаторских выборах и по настоящее время является главой администрации Тамбовской области.
Кавалер ордена «Знак Почета».
В 2001 г. Русским биографическим институтом и руководством Русской Православной Церкви в номинации «Человек года» назван «Лучшим губернатором года».
Лауреат главной бизнес-премии страны – Российской национальной премии «Бизнес-Олимп. Дарин» за 2002 г.
В 2003 г. Фондом имени В.И. Вернадского награжден памятной медалью «За вклад в устойчивое развитие» и дипломом Российской академии наук как руководитель динамично развивающегося региона.
В 2003 г. повторно избран на должность главы администрации Тамбовской области.
В начале 2004 г. независимой общественной организацией «Международная академия менеджмента» избран действительным членом (академиком).
Указом Президента РФ от 28 января 2004 г. за большой вклад в укрепление российской государственности и многолетнюю добросовестную работу награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В марте 2004 г. стал лауреатом всероссийской общественной премии «Российский национальный Олимп», победив в номинации «Социальный региональный лидер России». В Государственном Кремлевском дворце ему были вручены персональный орден «За честь и доблесть» и символ высшего общественного признания – статуэтка «Золотой Олимп».
В июле 2005 г. депутаты областной Думы по представлению Президента РФ единогласно наделили полномочиями главы администрации Тамбовской области на следующие пять лет.
В феврале 2006 г. награжден медалью Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества».
Женат, имеет двоих детей и двоих внуков.

Поделиться