Версия для печати 3645 Материалы по теме
Не секрет, что развитие экономики региона и самочувствие его социальной сферы напрямую зависят от выверенности бюджетной политики, грамотности ее претворения в жизнь. Об особенностях исполнения бюджета и новых перспективах его использования размышляет начальник финансового управления Тамбовской области Любовь Петровна ТРЕТЬЯКОВА.

– Любовь Петровна, какие направления бюджетного процесса Тамбовской области в 2006 году вы считаете основными?

– Несмотря на объективную недостаточность финансовых ресурсов, связанную со структурой ВРП, в последнее время бюджет нашей области стал одним из главных инструментов ее развития. Это произошло потому, что региональная бюджетная политика выстраивалась в соответствии с требованиями законодательства и приоритетными задачами, стоящими перед органами публичной власти области. И абсолютно закономерно то, что в минувшем 2005 г. коллектив финансового управления старался обеспечить выполнение обязательств не только областного, но и местных бюджетов. Уровень исполнения расходной части консолидированного бюджета области достиг практически полного финансирования запланированных мероприятий и составил 99,1%. В этой связи мне хотелось бы подчеркнуть роль новых участников бюджетного процесса – администраторов доходов, количество которых в этом году уже составляет 83 единицы.
библиотека
С их помощью в целом по всем источникам на счета бюджетов мобилизовано 12 699 млн рублей. При этом доходы без учета финансовой помощи из федерального бюджета возросли на 31% и составили 7 851 млн рублей. Можно констатировать, что активно проводимая в области работа по наполнению доходной части областного и местных бюджетов дала существенные результаты: за последние три года наши доходы удвоились. Что позитивно, по темпам их роста Тамбовская область на 1 января 2006 г. занимала третье место в Центральном федеральном округе.
Тем не менее в бюджетном процессе 2006 г. задача расширения налогооблагаемой базы, улучшения администрирования с повестки дня не снимается. Эта цель поставлена в законе об областном бюджете, а органами местного самоуправления – в их решениях о бюджетах на текущий год.
– Любовь Петровна, какими особенностями характеризуется первый этап исполнения местных бюджетов?
– По многим нововведениям в этом бюджетном году Тамбовская область находится в более выгодном положении. Во-первых, в области не прерывалось формирование бюджетов сельских, поселковых Советов. Начиная с 2003 г. им передаются налог на имущество физических лиц и земельный налог. А еще раньше, в 2000 г., мы перешли на кассовое обслуживание областного и местных бюджетов через систему органов федерального казначейства.
В этом году всем органам местного самоуправления, в том числе поселенческого уровня, открыты счета по учету операций по исполнению местных бюджетов. Возникающие здесь вопросы решаются с органами Федерального казначейства в рабочем порядке. Однако ряд проблем, появляющихся в процессе исполнения, в таком режиме решить невозможно, а потому на этом этапе потребуется уточнение позиций по отдельным направлениям объявленной на текущий год бюджетной политики.
Известно, что при формировании как бюджетной системы страны, так и консолидированного бюджета области доминантой стал федеральный закон о местном самоуправлении. В области проделана огромная работа по формированию нормативной базы построения межбюджетных отношений и практической ее реализации. Но последовавшие известные инициативы Президента РФ, имеющие особую актуальность для нашей области, вышли на первый план, затмив тему местного самоуправления. В этой связи принятый закон «Об областном бюджете на 2006 г.» непрост для исполнения. Сложность заключается не только в недостатке финансовых ресурсов для реализации национальных проектов. При достаточно высоком дефиците областного бюджета (8,5%) в законе не могли быть предусмотрены дополнительные расходы бюджетных учреждений и предприятий жилищно-коммунального хозяйства на закупку сверхлимитного топлива в связи с аномально низкими температурами в отопительном сезоне. Мы пока даем осторожный прогноз о достаточности средств, предусмотренных по межбюджетным трансфертам для выполнения органами местного самоуправления собственных полномочий, учитывая сроки и размеры повышения заработной платы в муниципальных бюджетных учреждениях.
Отдельные муниципалитеты будут иметь в этом году значительные суммы выпадающих доходов по земельному налогу. Так, например, в наиболее удаленном от районного и областного центров Шапкинском сельском Совете Мучкапского района кадастровая стоимость земельных участков составляет всего 70 рублей за сотку. При ставке налога 0,3% и средней площади земельных участков в 20 соток сумма налога на одно домашнее хозяйство составит всего 4 руб. 20 коп. Расходы по администрированию налога здесь многократно превысят его поступления, ведь межрайонная налоговая инспекция находится в 100 км от муниципального образования! Финансовое управление области сейчас находится в поиске дополнительных источников.
– Насколько оптимистично вы оцениваете этот процесс?
– С учетом меняющегося законодательства выверяем все наши возможности. Они реально существуют. Консервативная (в хорошем смысле этого слова) долговая политика позволила нам иметь свободную заемную мощность. Долговые обязательства области в настоящее время выражены в форме кредитных договоров, бюджетных кредитов и государственных гарантий. По состоянию на 1 января 2006 г. государственный внутренний долг области сократился на 423 млн, составив 708 млн рублей.
Кредиторская задолженность консолидированного бюджета области на начало 2006 г. равнялась 264 млн рублей, а еще два года назад она превышала 1 млрд рублей. В общей сумме расходов консолидированного бюджета области задолженность составляет 2,0%.
Мы ставим задачу перехода к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание. Одним из разумных шагов считаем замену кредитного портфеля выпуском облигационного займа. Это позволит существенно расширить круг кредиторов, сформировать публичную кредитную историю, тем самым положительно воздействуя на инвестиционную привлекательность, дальнейшее экономическое развитие и, как следствие, на снижение расходов на обслуживание государственного долга области.
тамбов-дома
Как часть реформы системы управления госдолгом следует рассматривать и введенную в этом году формализованную процедуру предоставления государственных гарантий Тамбовской области, в основном имеющих инвестиционную направленность. По состоянию на 1 января 2006 г. они составили свыше 268 млн рублей.
Но, к сожалению, рассматриваемые источники являются источниками финансирования дефицита бюджета. Потому основная задача – не «проесть» ресурсы, учитывая, что они будут заемными. И в этой связи повышается ответственность финансового управления области как организатора бюджетного процесса. На повестке дня стоят вопросы увеличения эффективности бюджетных расходов, перехода к среднесрочному финансовому планированию, внедрению бюджетирования, ориентированного на результаты. Сразу скажу: проект Программы реформирования региональных финансов уже есть, отдельные его элементы разрабатывались с 2004 г. Программа призвана решить главную задачу, поставленную на 2006 г.: дальнейшее улучшение качества управления общественными финансами и формирование консолидированного бюджета области на 2007–2010 гг. с помощью принципиально иных подходов.

Справка «Бюджет»

третьякова
Любовь Петровна ТРЕТЬЯКОВА,
начальник финансового управления Тамбовской области
Родилась в 1961 г. в Тамбовской области.
В 1979 г. закончила Звенигородский финансовый техникум, в 1987 г. – Всесоюзный заочный финансово-экономический институт.
С августа 1979 г. по декабрь 1979 г. работала старшим инспектором бюджетного отдела финансового отдела Тамбовского облисполкома. С декабря 1979 г. по сентябрь 1982 г. занимала пост старшего ревизора-инспектора бюджетного отдела финансового отдела Тамбовского облисполкома. В сентябре 1982 г. в порядке перевода была направлена заместителем заведующего, старшим экономистом по бюджету в финансовый отдел Советского райисполкома г. Тамбова и отработала в этой должности до сентября 1986 г. С сентября 1986 г. по июнь 1990 г. возглавляла финансовый отдел Советского райисполкома г. Тамбова. В июне 1990 г. была переведена на должность начальника отдела планирования доходов и денежного обращения финансового управления Тамбовского облисполкома. В августе 1990 г. назначена заместителем начальника финансового управления Тамбовского облисполкома. С апреля 1997 г. по декабрь 2002 г. являлась первым заместителем начальника финансового управления администрации Тамбовской области. С декабря 2002 г. по настоящее время – начальник финансового управления Тамбовской области.
В 2002 г. награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» за достигнутые успехи в труде, значительный вклад в совершенствование финансовых механизмов, способствующих социально-экономическому развитию Тамбовской области.
Замужем, имеет дочь.

Беседовала Светлана Стрельникова

Поделиться