Версия для печати 115 Материалы по теме
Е. В. Князев: «На подготовке актера заработать невозможно»

Евгений Владимирович Князев — народный артист РФ, актер театра и кино. Широкой публике он известен по роли Вольфганга Мессинга в одноименном сериале, а для актерской среды он ректор легендарного Театрального института им. Бориса Щукина, из стен которого вышли сотни прославленных актеров. Список их внушителен, ведь вуз готовит работников театра и кино уже более века — в этом году ему исполнилось 110 лет. С ректором мы беседуем о том, как сегодня обстоят дела с кадрами в сфере культуры.

— Евгений Владимирович, у вас насыщенная актерская деятельность. Как вам удается совмещать ее с ректорством?

— Действительно, обычно я играю в спектакле чуть ли не каждый вечер. Совмещать работу актера и должность ректора непросто. Однако любой человек, который увлечен своей сферой, всегда занят. Есть такая фраза: если хочешь, чтобы дело было сделано, поручи его самому занятому человеку. В нашем вузе всего 45,5 штатной ставки. И большая часть педагогов, приблизительно 70 процентов, являются практиками — либо играют в кино, в спектаклях, либо ставят их сами. И в этом главная гарантия качества нашей работы.

— Как в целом в сфере культуры обстоят дела с кадрами?

— Основная задача нашего института — выпускать специалистов в области театра и кино. К сожалению, учебного заведения, где бы готовили только специалистов по управлению культурными учреждениями, у нас в стране нет. Бухгалтеры и экономисты организаций культуры, как правило, получают дипломы экономических вузов и в дальнейшем приспосабливаются, изучают специфику. А особенностей в театре много. Их надо знать, чтобы вести грамотную финансовую политику. Например, есть режиссер, который может сказать: «Убираем платье в горошек, нам нужно в цветочек». А через три дня выпуск спектакля, и делай что хочешь. Нужно придумать способ, как найти финансирование, как совершить закупку, как поменять планы. И не стоит забывать, что у нас два подчинения — Минкульт и Минобрнауки России. Нам приходится соблюдать огромное количество законодательных норм в сфере образования. И в месяц у нас проходит по 2–3 мониторинга.

Что касается профессии актера, то тут две большие проблемы. Первая состоит в том, что сегодня некоторые непрофильные вузы открывают факультеты по нашей специальности. В результате на рынке труда появляются недостаточно подготовленные актеры. Вторая проблема — это отсутствие распределения артистов. При формировании госзадания на подготовку актеров свои заявки подают и региональные театры, согласно которым вузу выделяют бюджетные места. А студент, окончив обучение, остается в Москве, поскольку нет распределения, нет жесткой системы планов. На сегодняшний день у нас переизбыток хороших актеров в Москве, Санкт-Петербурге и их явный недобор в регионах.

Ректоры творческих вузов вышли с инициативой реализации программы «Земский работник культуры». Ее цель — подготовка кадров на бесплатной основе для региональных и небольших муниципальных театров. К сожалению, молодежь убеждена, что в профессии актера можно состояться только в крупных городах, и редко едет работать в регионы. Даже студенты, получившие право пройти целевое обучение, умудряются не возвращаться в театр, от которого получили направление. Они готовы вернуть деньги в бюджет за свое обучение, только бы не ехать в регион.

До тех пор, пока не будет распределения студентов по театрам после получения ими дипломов, проблему не решить. Особенно это касается целевиков. Важно отметить, что все, кто поступал на нецелевые места, прошли очень жесткий отбор. В прошлом году у нас был конкурс семь тысяч человек на 40 бюджетных мест. А у целевиков хорошо если конкурс два человека на место. Понятно, что с направлением от театра поступить гораздо проще.

Поделиться