Версия для печати 81 Материалы по теме
Цифровая трансформация государственного управления

В Нижнем Новгороде состоялась XIV Всероссийская конференция «Цифровая трансформация государственного управления». В мероприятии приняли участие более 150 представителей федеральных и региональных органов власти, муниципалитетов и ИТ-экспертов в сфере цифровых решений для государственного сектора из 30 регионов России и Республики Беларусь.

Тренды цифровизации

Организаторами конференции выступили Министерство финансов Нижегородской области и БФТ-Холдинг. С приветственным словом к участникам обратилась министр финансов Нижегородской области О. Ю. Сулима. «Выбор Нижнего Новгорода в качестве места проведения очень символичен. Нижний — столица финансовой культуры и один из крупнейших ИТ-центров в стране. Мы проводим большую работу по цифровизации бюджетного процесса, с помощью технологий делаем его более прозрачным и открытым для жителей. Рада приветствовать коллег из других регионов, Минфина России и Федерального казначейства», — сказала министр.

Открыла пленарную сессию Н. А. Никифорова, первый заместитель министра финансов Нижегородской области. В своем докладе она представила архитектуру государственной информационной системы управления финансами Нижегородской области. Особое внимание было уделено аналитической платформе, обеспечивающей контроль за исполнением бюджета, мониторинг долговой нагрузки и эффективное управление бюджетными рисками. Система охватывает 50 муниципальных образований региона, ежедневно обрабатывает более миллиона операций и служит единым источником достоверных данных для всех участников бюджетного процесса. «Мы живем в мире информации и понимаем, что деятельность финансового органа сейчас невозможна без аналитики „в цифре“. Это не мода, а необходимость, и совместно с Минцифры региона мы ведем работу над созданием комплексной системы мониторинга ситуаций в формате дашбордов на основе информации, получаемой из АЦК „Исполнение бюджета“», — отметила Никифорова.

Продолжила деловую программу генеральный директор БФТ-Холдинга Н. Ю. Зейтениди, представив доклад об актуальных направлениях цифровой трансформации государственного управления и финансово-бюджетной сферы. По ее словам, сегодня основной задачей становится переход от фрагментарных ИТ-инициатив к целостной архитектуре, управлению на основе данных и повышению зрелости цифровых решений.

В качестве ключевых трендов были обозначены:

  • переход от автоматизации отдельных операций к построению целостной ИТ-среды, в которой процессы прозрачны, роли определены, а решения принимаются на основе согласованных данных;
  • консолидация данных и формирование единого цифрового пространства как основы для достоверной аналитики и принятия обоснованных решений;
  • внедрение инструментов искусственного интеллекта в государственное управление, в том числе в бюджетный процесс;
  • повышение цифровой зрелости регионов и органов власти — не по количеству систем, а по согласованности, воспроизводимости и устойчивости контуров управления;
  • завершение процесса импортозамещения как основы для создания безопасной и современной информационной инфраструктуры на всех уровнях управления.

«Сегодня особенно важно не только развивать технологии и продукты, но и уметь их объединять в единую систему, где процессы, данные и инструменты работают слаженно. Клиенты сейчас именно этого и требуют: они видят, что без единой платформы и хорошо организованных данных невозможно добиться стабильных результатов и принимать взвешенные управленческие решения», — отметила Зейтениди.

Доклад задал тон конференции как разговору не о формальной цифровизации ради отчетности, а о зрелости, управляемости и согласованной цифровой модели управления бюджетным процессом.

Conf_nn_25_8.jpg

Цифровая трансформация на федеральном уровне

Ключевыми темами федерального блока стали архитектурная согласованность, управление данными и развитие единой цифровой среды бюджетного процесса. Представители Министерства финансов РФ обозначили системные ориентиры трансформации: прозрачность, воспроизводимость, прослеживаемость и аналитическая поддержка на всех уровнях управления.

Д. А. Белоусова, заместитель директора Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России, рассказала о развитии системы «Электронный бюджет» как цифровой платформы. В числе приоритетов — переход к облачным решениям, внедрение ИИ в процессы планирования и исполнения бюджета, информационное обеспечение предоставления мер финансовой государственной поддержки, сопровождение соглашений и повышение доступности аналитики для всех уровней власти.

С. В. Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России, в своем докладе представила подход к нормативному и методологическому обеспечению цифровой трансформации. Особое внимание было уделено управлению данными как самостоятельному направлению: от фиксации правовых основ до верификации информации и обоснованности показателей. Задача — обеспечить единые правила для всей системы государственного управления, повысить качество информации и встроить ее в архитектуру принятия решений.

А. В. Пенчук, начальник отдела методологии программно-целевого планирования Департамента программно-целевого планирования и проектного управления Минфина России, представила обновленную модель управления государственными программами. Она базируется на логике управления по результатам, формализует связи между целями, задачами, мероприятиями и показателями, а также предусматривает цифровизацию всех этапов — от проектирования до оценки эффективности. В центре внимания — увязка каждого результата с бюджетными ассигнованиями как на этапе планирования, так и на этапе исполнения, онлайн-мониторинг хода выполнения запланированных параметров программ и автоматизация контроля исполнения.

П. Г. Краев, заместитель начальника Управления режима секретности и безопасности информации Федерального казначейства, представил доклад, посвященный внедрению машиночитаемой доверенности (МЧД) в информационные системы казначейства. В ходе выступления спикер поделился опытом внедрения инструмента цифровой трансформации государственного управления в сфере управления общественными финансами, рассказал об использовании механизма МЧД для реализации ролевой модели управления доступом. Также слушатели узнали о реализованной интеграции с Федеральной налоговой службой по обеспечению формирования и хранения МЧД, построенной на блокчейн-технологии. Она позволяет обмениваться информацией о доверенности без потери данных и гарантированно соблюдать целостность и неизменность загружаемых данных о доверенностях, защищая их от подделки и несанкционированного доступа.

Тему регулирования процессов цифровой трансформации продолжили эксперты БФТ-Холдинга, представив практические подходы к автоматизации ключевых функций государственного сектора. М. Ю. Грикурова, старший руководитель направления департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга, представила архитектуру технологической централизации бюджетного учета и интеграции данных в рамках актуальных подходов, реализуемых Минфином России. Доклад охватывал создание единой облачной системы, интеграцию бухгалтерских, кадровых, имущественных и аналитических компонентов, а также внедрение централизованного хранилища данных и сервисов НСИ. Были обозначены эффекты: повышение качества учета, снижение бюджетных рисков и создание условий для электронного контроллинга.

В. И. Соколов, заместитель руководителя управления департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга, выступил с обзором возможностей применения ИИ в управлении бюджетным процессом. Среди примеров — интеллектуальная обработка документов, предиктивный анализ исполнения бюджета, поддержка участников планирования и контроль выполнения программных мероприятий. Отдельное внимание было уделено роли ИИ в управлении рисками и прогнозировании кассовых разрывов. Спикер также затронул подходы к использованию ИИ с точки зрения ограничений и рисков, которые необходимо учесть при применении искусственного интеллекта в государственном управлении.

Conf_nn_25_1.jpg

Региональная практика

О внедрении целостной цифровой архитектуры бюджетного управления рассказал в своем выступлении В. В. Сологуб, первый заместитель министра финансов Амурской области. В регионе построена централизованная ИТ-среда, охватывающая планирование, исполнение бюджета, закупочную деятельность, и все это обеспечено юридически значимым электронным документооборотом. Отдельное внимание уделено процессу цифровизации соглашений о межбюджетных трансфертах и капвложениям — с возможностью автоматического формирования документов на основании данных из ГИИС «Электронный бюджет» и встроенными механизмами контроля. Среди достигнутых эффектов — повышение оперативности, минимизация ручного труда и рост прозрачности исполнения бюджета. «Если есть возможность достичь какого-то результата наименьшими силами — мы ее обязательно используем, а цифровая грамотность пользователей, в основе которой лежит полностью оцифрованный бюджетный процесс, позволяет безболезненно развивать функциональность единой цифровой среды управления общественными финансами региона», — отметил Сологуб.

Опытом внедрения подсистемы управления нормативно-справочной информацией поделился С. В. Березкин, заместитель начальника управления консолидированной отчетности и информационного обеспечения бюджетного процесса Комитета финансов Волгоградской области. Он рассказал о переходе комитета финансов к централизованной модели НСИ с применением решения «БФТ.ЕНСИ». Особое внимание уделено автоматическому наполнению данных из внешних источников (ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕИС, ЕПБС), разграничению полномочий между различными уровнями управления, контролю качества данных. В результате внедрения существенно повысилась корректность и достоверность данных благодаря сокращению дублирующихся записей и автоматизации наполнения из внешних источников. Одновременно с этим были снижены трудозатраты и упрощены процедуры внесения изменений и регистрации новых контрагентов и участников/неучастников бюджетного процесса (УБП/НУБП), что обеспечило значительное ускорение процессов обработки информации. В числе дальнейших шагов — расширение контролей, настройка автоматического создания карточек УБП/НУБП из реестра УБП/НУБП без участия пользователя подсистемы ведения НСИ и повышение достоверности импортируемых сведений.

Conf_nn_25_13.jpg

Решения для комплексной цифровизации управления

Специалисты БФТ-Холдинга в ходе конференции представили ряд новых актуальных программных решений и технологий, которые расширяют функциональные возможности продуктовой линейки БФТ и обеспечивают успешную цифровую трансформацию бюджетной сферы.

Системы «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование» продолжают развиваться в части интеграции с федеральным контуром и актуальных задач регионов. Представлены новые механизмы работы с соглашениями о предоставлении субсидий, в том числе автоматизированный обмен с ГИИС «Электронный бюджет» в части приема сведений о заключенных соглашениях, мониторинг результатов предоставления субсидий в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 27 апреля 2024 года № 53н[1], контроль исполнения соглашений с формированием отчетности по финансовым и нефинансовым показателям.

Вниманию участников конференции были представлены новые функциональные возможности системы «АЦК-Финансы»: автосанкционирование — механизм, обеспечивающий автоматическое санкционирование исполнения расходов в системе. Освещено развитие подсистем, обеспечивающих администрирование доходов в соответствии с изменениями в НПА, в том числе связанных с изменениями в форматах взаимодействия системы «АЦК-Финансы» с ГИИС «Электронный бюджет». Представлена новая подсистема «Контроль дебиторской задолженности». К обсуждению с участниками конференции была предложена концепция подсистемы прогнозирования движения денежных средств.

В 2025 году будет завершен перевод систем «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование» на обновленный веб-интерфейс. Представители БФТ-Холдинга рассказали о процессе перехода, основных изменениях и преимуществах представленных решений, а также о новых сервисах службы поддержки.

«БФТ.Бюджетный контроль» — информационная система, обеспечивающая автоматизацию полного цикла контрольных процедур: от планирования и категорирования объектов до формирования аналитической отчетности. В ходе выступления были представлены возможности рискориентированного подхода: система автоматически рассчитывает категории риска на основе имеющихся данных, что позволяет ускорить анализ, повысить точность и своевременно выявлять потенциальные отклонения. Также были показаны перспективные возможности применения ИИ, в том числе для прогнозирования рисков, анализа динамики нарушений и приоритизации контрольных мероприятий. Перенос процессов в цифровую среду снижает нагрузку на сотрудников и обеспечивает выстраивание прозрачной, управляемой и результативной контрольной практики.

Отдельное внимание в рамках конференции было уделено линейке решений БФТ, обеспечивающих цифровую трансформацию процессов управления данными.

«БФТ.ЕНСИ» — MDM-система для централизованного управления нормативно-справочной информацией и мастер-данными. Решение содержит инструменты для консолидации данных из внешних источников (ФНС, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, классификаторы), их обработки, верификации и распространения по региональным ИС. В 2025 году система получила расширенный функционал по настройке жизненного цикла справочников, мониторингу изменений, управлению качеством данных и визуальному созданию конвейеров ETL-обработки. Система успешно используется в ряде федеральных проектов БФТ, в том числе для Минздрава России, Социального фонда России, Роструда и др.

«БФТ.Хранилище электронных документов» (БФТ.ХЭД) — решение для долговременного хранения и предоставления юридически значимых электронных документов. Поддерживает централизованное размещение файлов, визуализацию и работу с ЭД в распределенной архитектуре. За счет открытого API система способна интегрироваться с внешними информационными системами и выступать для них как единое хранилище, снимая нагрузку на операционные контуры. Благодаря поддержке кластеризации и российскому стеку технологий «БФТ.ХЭД» востребован как в проектах цифровой трансформации бюджетного учета регионов, так и в крупных государственных экосистемах.

Н. И. Штода



[1] Приказ Минфина России от 27.04.2024 № 53н «Об утверждении Порядка проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».


Поделиться: