Версия для печати 72 Материалы по теме
Проблемы сохранения ОКН в малых исторических городах

В конце сентября в Коломне прошла XVI Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений», организованная Российской ассоциацией реставраторов. Конференция длилась четыре дня, собрав в одном из старейших городов Подмосковья экспертов в сфере сохранения культурного наследия. Центральной темой обсуждения стали проблемы сохранения историко-культурного наследия в исторических городах и поселениях.

image_(1243)_(1).jpg

Правовое регулирование

Правовое регулирование градостроительной деятельности в исторических поселениях — одна из постоянных тем, обсуждаемых муниципальным сообществом, и одно из ключевых направлений деятельности Министерства культуры РФ. Заместитель начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия и градостроительной деятельности Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России С. А. Белов рассказал участникам конференции, что за 2024 год ведомством были утверждены границы территорий, предметы охраны и требования к градостроительным регламентам пяти исторических поселений. Это Томск, Галич, Белозерск, Тотьма и Вологда.

«Параллельно в настоящий момент мы ведем очень активную работу по еще 12 историческим поселениям. В части из них уже разработана научно-проектная документация. Процедура включения в перечень исторических поселений утверждена приказом Министерства культуры РФ[1], и тут необходимо отметить, что государственная историко-культурная экспертиза такой документации не предусмотрена. Каждый из проектов Минкульт рассматривает на федеральном научно-методическом совете. Аналогичную процедуру мы бы рекомендовали и для региональных органов охраны по историческим поселениям регионального значения», — подчеркнул Белов.

Также он назвал несколько проблем, связанных с правовым регулированием градостроительной деятельности в исторических поселениях. В частности, это несогласованность охранительной и градостроительной документации, а также низкое качество юридической техники при принятии правовых актов об утверждении предметов охраны. Также есть проблемы, связанные с утверждением требований к регламентам за границами территории исторического поселения, там, где находятся видовые точки и панорамные раскрытия.

«На сегодняшний день мы имеем проблемные вопросы, связанные с пересечением исторических поселений с зонами охраны и достопримечательными местами. Часто складывается ситуация, когда в генплан, в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) заложен один вектор развития, одни решения, которые в какой-то степени уже реализуются, а проект исторического поселения предлагает принципиально иные. Разумеется, исходить нужно из безусловного принципа сохранения объектов культурного наследия и исторической среды», — отметил представитель министерства.

Если говорить о низком качестве юридической техники, то нередко специалистам органов охраны памятников крайне сложно понять, что вообще допустимо на территории исторического поселения. Для многих правовых актов зачастую свойственна правовая неопределенность, смешение понятий, что, конечно же, приводит к сложностям в применении таких норм как государственными служащими, так и потенциальными инвесторами.

Что касается утверждения требований к регламентам за границей территории исторического поселения, то здесь, соответственно, заканчивается компетенция органов охраны памятников и начинается компетенция исключительно местных администраций. Согласно статье 67 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления обязаны утверждать градостроительные регламенты, которые будут направлены на сохранение панорам и видовых раскрытий, что направлено на сохранение условий визуального восприятия объектов культурного наследия в историко-градостроительной и природной среде. К сожалению, такая практика на сегодняшний день немногочисленна. «Министерство культуры, со своей стороны, при заказе соответствующего проекта документации, закладывает в техническое задание необходимость разработки таких градрегламентов и анализа территорий. Потом эти предложения мы направляем в адрес органов местного самоуправления», — отметил Белов.