25 апреля 2024 года
Экономика — 05 декабря 2006

Зоны особого внимания

Версия для печати 3170 Материалы по теме
Прошло больше года с момента вступления в силу Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Как идет реализация закона на местах, с какими проблемами сталкиваются региональные власти при организации особых экономических зон и можно ли сегодня подвести какие-то итоги – обо всем этом говорилось на II Всероссийской конференции «Особые экономические зоны России – новые возможности для инвесторов», которую организовало информационное агентство AK&M при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.
Анастасия АНДРЕЕВА


Не все так просто
выступающий
Первая конференция по особым экономическим зонам (ОЭЗ), в которой приняли участие представители более 40 субъектов РФ, а также делегаты от российских и зарубежных инвестиционных компаний и коммерческих фондов, прошла в октябре 2005 г. и привлекла пристальное внимание всего экономического сообщества. Тогда всем казалось, что регионы наконец получат реальный инструмент для привлечения денег в территории, золотой ключик к счастливому будущему. И хотя еще не было известно, где появятся первые особые экономические зоны, главным считалось получить одобрение центра на создание ОЭЗ.
Однако время показало, что не все так просто. Не все обещанные нормативные акты к закону были приняты, федеральные деньги на возведение инфраструктуры не дошли до субъектов, и на текущие расходы пришлось изыскивать средства в местных бюджетах. И если за границей попасть в ОЭЗ стремятся предприниматели, то в России – регионы. На каждую уже созданную отечественную экономическую зону приходится не больше двух-трех компаний-резидентов. Поэтому основной целью II Всероссийской конференции организаторы назвали обсуждение перспектив дальнейшего развития ОЭЗ на территории страны, планов по созданию дополнительных туристско-рекреационных и портово-промышленных ОЭЗ и возможностей использования механизмов государственно-частного партнерства на их территории, а также обмен опытом реализации уже отобранных проектов.
Перед собравшимися выступали заместитель руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Максим Быстров, заместитель руководителя аппарата Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы РФ Дмитрий Криницкий, руководитель Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ Юрий Перелыгин, заместитель генерального директора ОАО «Особые экономические зоны» Михаил Комаров, а также представители регионов, которые планируют создать или уже создали ОЭЗ, иностранные и отечественные предприниматели. Обсуждались актуальные вопросы развития ОЭЗ: государственная политика по созданию на территории России особых экономических зон и управлению ими; оценка существующей нормативно-правовой базы по ОЭЗ, ее достоинства и недостатки; будущее ИТ-отрасли и технопарков на территории таких зон; налоговые преференции; гарантия неизменности федерального и местного налогового законодательства для резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения и т.д.
Напомним, что сегодня в России существует всего шесть ОЭЗ: две – промышленно-производственного типа в Республике Татарстан и Липецкой области, четыре – технико-внедренческого в Московской и Томской областях, Санкт-Петербурге и Зеленограде.

Туристско-рекреационные ОЭЗ
Многие участники сетовали, что конференция прошла раньше, чем в конкурсе на размещение особых экономических зон туристско-рекреационного типа выявились основные претенденты. Изначально организовать на своей территории такие ОЭЗ изъявили желание 28 регионов, однако документация, предоставленная 10 претендентами, включала не все бумаги из обязательного перечня или не соответствовала требованиям правил оформления и подачи заявок на создание ОЭЗ. Отметим, что на состоявшемся в конце октября заседании конкурсной комиссии было отобрано семь претендентов: Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республика Бурятия, Республика Алтай, Иркутская и Калининградская области.
Главное отличие особых экономических зон туристско-рекреационного типа от уже существующих ОЭЗ заключается в том, что они могут быть расположены на территории сразу нескольких муниципальных образований. Чиновники полагают, что за счет привлеченных инвестиций новый тип особых экономических зон позволит реанимировать внутренний туризм, который в будущем вполне может составить конкуренцию международному. За последние годы многие регионы стали активно развивать именно внутренний туризм, привлекая клиентов новыми оздоровительными и познавательными маршрутами. Однако сервис пока явно не соответствует международным стандартам. Необходимо строить новые гостиницы, предлагать приезжающим более комфортабельный транспорт, привлекать в отрасль квалифицированные кадры. Хочется надеяться, что все эти проблемы будут решаться по мере развития туристско-рекреационных ОЭЗ, предусматривающих преференции для инвесторов.
Как и в двух уже существующих видах ОЭЗ, резиденты туристических зон вправе воспользоваться рядом налоговых льгот, например пониженной ставкой единого социального налога (14%), а также возможностью снять 30%-ное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, в течение первых пяти лет инвесторы освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога, смогут разрабатывать месторождения лечебных минеральных вод, а также лечебных грязей. Наконец, на территории туристических зон, в отличие от промышленно-производственных, разрешается возводить объекты жилого фонда.

«Портовые» значит «прибыльные»
кино
На конференции говорилось и о возникновении еще одного вида ОЭЗ – портово-промышленных. В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона о создании и функционировании международных портовых особых экономических зон (МПОЭЗ). Предполагается, что они позволят сформировать отвечающую современным требованиям рынка систему технологического, таможенного, логистического обеспечения грузов на участках международных транспортных коридоров. По задумке министерства, главная задача МПОЭЗ – создание системы преференций, которая обеспечит интенсивный экономический рост портового хозяйства за счет привлечения отечественных и иностранных капиталов.
Поскольку международные портовые особые экономические зоны, в отличие от других видов ОЭЗ, невозможно за короткое время создать вне существующих портовых инфраструктур, планируется отменить запрет на наличие на территории зоны имущества юридических и физических лиц, предусмотренный законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Портовые зоны предполагается возводить на 49 лет. Столь большой срок обусловлен длительным периодом окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью основных фондов и необходимостью неизменности правового режима в течение длительного периода времени.
В законопроекте также предлагается изменить условия регистрации организаций в качестве международных портовых зон, в частности увеличить объем необходимых капитальных вложений резидентов – компаний портовой зоны: при ведении деятельности по созданию и развитию инфраструктуры нового порта – не менее 100 млн евро, аэропорта – не менее 50 млн евро, при реконструкции и развитии уже действующей инфраструктуры порта или аэропорта – от 3 млн евро.
Кроме того, предполагается использовать режим свободной таможенной зоны с рядом особенностей, в числе которых предоставление резидентам зоны таможенных преференций. По мнению разработчиков проекта, данная мера повысит привлекательность статуса МПОЭЗ и, учитывая требования по объему инвестиций, предъявляемые к компаниям-резидентам, создаст благоприятные условия для привлечения средств в развитие портового хозяйства.
Международные портовые зоны в России призваны способствовать экономическому развитию как самих портов и аэропортов, так и регионов, на территории которых они будут располагаться, за счет активизации внешнеторговой и инновационной деятельности, увеличения объемов экспорта, создания дополнительных рабочих мест, стимулирования развития конкурентоспособных видов наукоемких технологий и промышленного производства и т.д.
Участники конференции сошлись в одном: необходимо не только дальнейшее совершенствование федерального законодательства об особых экономических зонах, но и формирование эффективного механизма его правоприменения. Первые конкурсы по отбору заявок на создание промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ прошли на высоком профессиональном уровне. Надеемся, что ситуация с туристско-рекреационными и международными портовыми особыми экономическими зонами будет столь же хорошей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно