Версия для печати 74 Материалы по теме
Реформа МСУ в Мордовии

Республика Мордовия планирует плавный переход на одноуровневую систему МСУ к 2027 году. В настоящее время регион анализирует целесообразность перераспределения полномочий и возможные варианты его финансирования. Закон № 33‑ФЗ, необходимость его доработки, а также ряд аспектов межбюджетных отношений мы обсудили с министром финансов Республики Мордовия Сергеем Александровичем Тюркиным.

— Сергей Александрович, какие изменения в межбюджетных отношениях с Федерацией можете отнести к положительным изменениям, а что вызвало вопросы?

— Республика Мордовия в текущем году принимает активное участие в программе списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом, объявленной Президентом РФ. В марте текущего года подписано дополнительное соглашение с Минфином России по реструктуризации задолженности со списанием. В соответствии с распоряжениями Правительства РФ в сентябре текущего года списано почти 1,3 миллиарда рублей, в ноябре — 1,5 миллиарда рублей. В 2026 году работа в этом направлении будет продолжена, потенциальный объем списания может составить более 2 миллиардов рублей. Безусловно, эта программа оказывает регионам существенную поддержку.

Большая работа проведена по привлечению в республику средств казначейского инфраструктурного кредита. Органы госвласти Мордовии сформировали заявки для получения казначейских инфраструктурных кредитов на 3,9 миллиарда рублей. Но, к сожалению, утвержденный лимит для республики в сфере ЖКХ будет меньше. В 2025–2030 годах он составит 1,6 миллиарда рублей. В текущем году республике будет предоставлен бюджетный кредит на сумму 282,6 миллиона рублей. Эти средства позволят начать реализацию проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В 2026–2028 годах объем предоставленных кредитов планируется в объеме не менее 458,8 миллиона рублей.

— Как развиваются межбюджетные отношения региона с муниципальными образованиями?

— В соответствии с региональным законодательством[1] у нас установлены нормативы отчислений муниципалитетам от НДФЛ в размере 15 процентов, от УСН — также 15 процентов, от государственной пошлины, подлежащей в соответствии с федеральным законодательством зачислению в бюджет субъекта РФ, — 100 процентов. Правда, здесь есть некоторые исключения. Также мы передаем 10 процентов в бюджеты городских поселений, муниципальных районов и городского округа от акцизов на ГСМ.

В части неналоговых доходов за местными бюджетами закреплены в полном объеме доходы от денежных взысканий. Согласно Бюджетному кодексу норматив составляет 50 процентов в республиканский бюджет и 50 процентов в бюджет МО. Еще в муниципальные бюджеты идет часть платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности региона. БК РФ эти средства полностью закрепляет за региональным бюджетом.

PB270677.jpg

— Почему субъекты РФ редко готовы делиться с муниципалитетами другими региональными налогами?

— Просто транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес в меньшей степени подходят для закрепления за бюджетами муниципальных образований. Нормативы отчислений от них не определены.

Транспортный налог полностью является доходным источником Дорожного фонда Республики Мордовия. Поступления по нему имеют строго целевой характер и используются для финансового обеспечения дорожной деятельности. В связи с высокой стоимостью строительства и ремонта дорог передача нормативов на уровень муниципалитетов не сможет помочь им самостоятельно покрыть такие расходы. Вместо этого Правительство Республики Мордовия установило местным бюджетам специальные субсидии. Они идут на развитие транспортной инфраструктуры сельских территорий, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к ним, развитие уличной и дорожной сети, а также на строительство или реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры. Так, на 2025 год прогнозные назначения поступлений по транспортному налогу определены в размере 1 миллиарда рублей, в то же время предусмотрено субсидий в местные бюджеты на сумму 1,2 миллиарда рублей.

Налоговая база по налогу на имущество организаций неравномерно размещена по территории республики. В случае определения нормативов отчислений от него может произойти существенная разбалансировка между доходами консолидированного бюджета Республики Мордовия. Налог на игорный бизнес с 1 января 2026 года включен в состав федеральных налогов.

— У вас есть какие-то дополнительные инструменты мотивации муниципалитетов к наращиванию доходов их бюджетов?

— В основном финансовое мотивирование муниципальных образований осуществляется через систему межбюджетных отношений между субъектом и муниципалитетами, поэтому мне трудно говорить об эксклюзивности наших наработок.

В Мордовии ежегодно проходит региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Его результаты определяют участников всероссийского этапа, а в случае победы на федеральном уровне — служат основанием для распределения дотаций из федерального бюджета. Так, в 2024 году дотацию в размере 10 миллионов рублей получило городское поселение Ковылкино. В 2023 году 25,5 миллиона рублей было выделено городскому поселению Рузаевка.

В качестве еще одного стимулирующего трансферта, уже с комплексной системой отбора получателей, можно отметить грант, предоставляемый в соответствии с указом главы Мордовии[2]. Ежегодно экспертная комиссия проводит оценку эффективности деятельности муниципалитетов республики по комплексу показателей. По ее итогам 10 лучшим муниципалитетам присуждаются гранты из республиканского бюджета общим размером 10 миллионов рублей.

Дополнительно из республиканского бюджета в зависимости от степени участия конкретного муниципального образования в приросте доходного потенциала предоставляются иные межбюджетные трансферты. Их целью может быть поощрение достижения наилучших результатов по увеличению налогового потенциала. В текущем году на эти цели из республиканского бюджета было распределено 5 миллионов рублей. Также трансферт может быть связан с решением вопросов местного значения, осуществляемым с привлечением средств самообложения граждан. В этом году объем средств регионального бюджета, направленных на реализацию программы самообложения, составил 178,2 миллиона рублей. Ну и наконец, иные межбюджетные трансферты могут предоставляться для стимулирования применения на территориях муниципалитетов специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Объем данного трансферта равен сумме налога, поступившей в бюджет Республики Мордовия с территории соответствующего МО от налогоплательщиков, зарегистрированных на территории региона. Объем распределенного трансферта по этому направлению в текущем году составил 118,7 миллиона рублей.

PB270501.jpg

— На межбюджетных отношениях в перспективе отразится муниципальная реформа. Какую модель местного самоуправления выбирает Республика Мордовия?

— В республике принято решение о поэтапном переходе на одноуровневую систему организации МСУ. В настоящее время принят и реализуется план мероприятий, направленный на создание с 1 января 2027 года муниципальных округов на территории девяти муниципальных районов. На территории остальных муниципальных районов пока сохраняется двухуровневая система.

Поэтапный переход на одноуровневую систему организации МСУ обусловлен рядом факторов. В первую очередь для успешной реализации реформы важно учитывать психологический аспект. Постепенный переход даст возможность жителям привыкнуть к изменениям, лучше понять новую структуру управления и приспособиться к новому порядку взаимодействия с органами власти. Это, в свою очередь, позволит укрепить роль местного самоуправления и сделать его работу более прозрачной и эффективной.

Во-вторых, резкие изменения могут привести к серьезным сбоям в работе органов власти и нарушению стабильности в регионе. Поэтапный подход позволит выявить возможные проблемы и оперативно устранить их, минимизируя негативные последствия.

В-третьих, финансовое состояние муниципальных районов различается. Некоторым потребуется больше времени для адаптации к новым условиям финансирования и распределения бюджетных средств. Плавный подход учитывает различия в экономическом положении муниципалитетов.

И наконец, перестройка требует переподготовки сотрудников местных администраций. Постепенное внедрение изменений даст возможность организовать обучение и подготовку персонала. Кроме того, отказ от одномоментного перехода позволит сохранить элементы прежней системы, важные для эффективного функционирования местных сообществ. Постепенная интеграция поможет избежать резких разрывов в управлении и обслуживании населения.

Таким образом, выбор поэтапного перехода обусловлен необходимостью учета множества факторов, включая адаптацию населения и органов МСУ к новым условиям функционирования, минимизацию рисков и выявление возможных проблем на ранних этапах преобразования, а также сохранение финансовой устойчивости региона.

— Каких экономических и социальных результатов вы планируете достигнуть в рамках реформы МСУ?

— Одними из основных результатов создания муниципальных округов должно стать сокращение дотационных МО, повышение уровня сбалансированности местных бюджетов, а также устранение дублирующих полномочий органов МСУ разного уровня и имеющейся между ними неопределенности в разграничении полномочий. Формирование единого бюджета округа позволит аккумулировать средства и направить их на приоритетные направления, в том числе на осуществление более масштабных проектов строительства, благоустройства, капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры, сглаживание различий в предоставлении муниципальных услуг на территории округа. Мы рассчитываем на более эффективное использование средств дорожного фонда, привлечение большего объема субсидий из вышестоящих бюджетов за счет возможности обеспечить требуемую долю софинансирования. Создание округа позволит повысить инвестиционную привлекательность территории за счет централизованной структуры управления, которая эффективнее распределяет ресурсы и управляет проектами. Инвесторам станет проще взаимодействовать с одним органом власти, что сократит бюрократические барьеры и ускорит процессы согласований.

Еще одним результатом должно стать повышение эффективности управления объединенным округом, а также ответственности муниципальных служащих, что, безусловно, положительно скажется на качестве жизни населения и общем развитии округа.

Объединение территорий позволит эффективнее распределять ресурсы и создавать условия для развития всех населенных пунктов независимо от их размера и расположения. Создание округов также даст возможность сократить количество депутатов и, соответственно, расходы на их содержание. Уменьшатся организационные и финансовые затраты на проведение выборов в органы МСУ за счет уменьшения количества избираемых депутатов. Произойдет снижение количества процедур проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

С поселений будет снята нормотворческая деятельность, что позволит им непосредственно заниматься работой с населением и хозяйственной деятельностью. И конечно, еще один важный результат реформы — в укрупненные муниципалитеты будет проще привлечь квалифицированных специалистов.

Если говорить про социальные итоги преобразований, то к ним можно отнести обеспечение одинакового доступа к услугам жителям всех населенных пунктов округа за счет централизации управления финансовыми средствами и административными ресурсами. Произойдет усиление связи между гражданами и властью, что позволит быстрее решать локальные проблемы и повысит доверие к местным властям. Ожидается повышение общего уровня жизни и снижение миграции молодежи из сельской местности за счет расширения возможностей для трудоустройства, улучшения условий жизни населения, создания доступных и комфортных условий и повышения доступности качественной образовательной, медицинской, культурной и спортивной инфраструктуры. Улучшение транспортной доступности должно произойти за счет интеграции транспортных сетей внутри округа. Таким образом, переход на одноуровневую систему организации МСУ принесет ощутимую пользу обществу, способствуя развитию МО и улучшению качества жизни населения.

— Какие перемены в межбюджетных отношениях вас ждут в связи с началом действия 33‑ФЗ?

— В настоящий момент в республике решается вопрос о необходимости перераспределения полномочий между региональными и местными органами власти с 2027 года и об источниках их финансового обеспечения для того, чтобы беспрепятственно войти в бюджетный цикл 2027–2029 годов. По каждому полномочию необходимо оценить, на каком уровне власти, региональном или местном, их реализация будет максимально эффективна, и закрепить это решение на законодательном уровне.

Из-за изменения объема полномочий, непосредственно осуществляемых органами МСУ за счет собственных средств, а также в связи с созданием округов потребуется пересмотр подходов к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований и обеспечению сбалансированности их бюджетов. Нам необходимо провести инвентаризацию всех субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из бюджета республики, оценить их целесообразность. В случае принятия решения о перераспределении полномочий из третей группы МСУ необходимо определиться, в какой форме будет осуществляться их финансовое обеспечение: налоговые отчисления или межбюджетные трансферты. В 33‑ФЗ финансовое обеспечение этих полномочий закрепляется за регионом.

— На разных уровнях звучат заявления о важности доработки 33‑ФЗ. Видите ли вы необходимость каких-либо изменений?

— Перед принятием федерального закона появились нормы, позволяющие сохранить двухуровневое местное самоуправление. По существу, такой поворот оказался неожиданным. Законодатель разрешил субъектам РФ, имеющим социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, сохранить виды муниципальных образований, образующих двухуровневую систему, то есть сельские и городские поселения и муниципальные районы.

При этом, на наш взгляд, идеологически проект закона готовился для одноуровневой системы МСУ, поэтому значительная часть имеющихся в нем конструкций ориентирована именно на нее. Например, нет такой формы, как соглашение о перераспределении полномочий между муниципальным районом и поселением. Не обозначено, что функции представительного органа осуществляет сход граждан. Иными словами, теперь субъекты РФ, сохраняющие по тем или иным причинам двухуровневую систему, вынуждены существенно ее регулировать через региональное законодательство. Это фундаментальные основы, и был бы целесообразен единый подход на основе одноуровневой системы МСУ.

Подготовила А. Ю. Ольховая



[1] Закон Республики Мордовия от 27.12.2019 № 94-З «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия».

[2] Указ главы Республики Мордовия от 22.03.2013 № 68-УГ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 „Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления“».


Поделиться: