Версия для печати 10409 Материалы по теме
черных
В настоящее время система управления бюджетным процессом совершенствуется: внедряются механизмы БОР, новые методы управления бюджетными учреждениями, процедуры финансового менеджмента. Данный процесс можно рассматривать как новый этап развития существующей системы управления общественными финансами.
Елена ЧЕРНЫХ, руководитель аналитического департамента НПО «Криста»

Результатом многолетнего сотрудничества НПО «Криста» с регионами России в сфере автоматизации деятельности органов исполнительной власти стало создание в 2007 г. концепции автоматизации Единой системы управления бюджетным процессом в рамках БОР (ЕСУБП) и ее реализация на основе программных продуктов компании. Положительный опыт регионов позволяет сегодня говорить об эффективности выбранного нами подхода к созданию комплексных систем на основе механизмов управления результатами и интеграции всех участников бюджетного процесса в единое информационное пространство.
К числу основных результатов, достигаемых за счет внедрения ЕСУБП, можно отнести:
-создание сквозной системы среднесрочного планирования консолидированного бюджета региона на основе данных от непосредственных источников затрат — бюджетных учреждений — с использованием механизмов БОР;
-внедрение казначейских принципов исполнения бюджета с применением ЭЦП, унификация процедур исполнения бюджетов муниципальных образований регионов;
-унификация процедур исполнения бюджета и бюджетного учета в городских и сельских поселениях;
-внедрение единых механизмов бюджетного учета и новых методов бухгалтерского учета;
-паспортизация бюджетных учреждений и мониторинг реализации государственных заданий;
-использование эффективных механизмов размещения и контроля государственного заказа, в том числе проведение электронных аукционов;
-применение инструментария для оперативного контроля за расходованием бюджетных средств;
-внедрение единых принципов электронного взаимодействия между всеми участниками бюджетного процесса на основе современных информационных технологий.

Аналитический центр руководителя
В настоящее время особую актуальность приобретают решения, нацеленные на выявление внутренних финансовых резервов региона для оперативного решения стратегических задач, стоящих перед органами исполнительной власти. Таким решением, на наш взгляд, является «Аналитический центр руководителя» (рис. 1), в основе которого лежит интегрированное хранилище данных. Наполнение такого интегрированного хранилища производится в оперативном режиме из систем, автоматизирующих все этапы бюджетного процесса.
Использование данного решения позволяет:
-оперативно анализировать исполнение бюджета, своевременно выявлять диспропорции в структуре и динамике финансовых и экономических показателей отраслей реального сектора экономики;
-проводить оценку эффективности расходов отраслей социальной сферы;
-осуществлять мониторинг и анализ эффективности размещения государственного и муниципального заказов;
использовать в практике управления бюджетным процессом механизмы финансового менеджмента в части внутреннего -аудита результативности деятельности ГРБС с выходом на показатели оценки качества управления финансами;
проводить оценку эффективности деятельности бюджетных учреждений.
Например, сопоставляя динамику финансовых показателей, таких как налог на прибыль и налог на имущество организаций строительной отрасли, и динамику экономических показателей — в данном случае объемов сдачи жилья, можно выявить значительные диспропорции, говорящие о недополучении бюджетом значительных сумм и фактически предоставлении льготного налогового кредита предприятиям строительной отрасли (как это оказалось в Новосибирской области). Таких примеров по различным отраслям можно привести множество. При помощи специализированного математического аппарата система позволяет оперативно отслеживать финансовые и экономические показатели, специфические для каждой отрасли.
Другое важное направление — оценка эффективности расходов отраслей социальной сферы. Используя методики, рекомендованные Министерством финансов РФ, например, для здравоохранения, сопоставляя финансовые (расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на здравоохранение в расчете на одного жителя) и социально-экономические (объем оказания амбулаторной медицинской помощи в расчете на одного жителя; уровень смертности населения трудоспособного возраста) показатели, можно определить эффективность расходов бюджета. А применяя структурный анализ к показателям непосредственного результата, выявить узкие места, требующие особого внимания.
Говоря об эффективности использования бюджетных средств, не стоит забывать, что большой объем средств расходуется через механизм государственных закупок. И от того, насколько хорошо в регионе организована система управления закупками, во многом зависят показатели результативности расходов бюджета в целом.
Для своевременного выявления фактов нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств в рамках планирования, размещения и исполнения государственного заказа в «Аналитическом центре руководителя» имеется блок мониторинга закупок. На основе данных системы размещения государственного и муниципального заказов наше решение позволяет, например, проводить ежедневный сравнительный анализ цен на закупаемую продукцию. Таким образом можно в оперативном режиме получать информацию, допустим, о ценах, по которым каждый заказчик закупает топливо, лекарства и другие товары, своевременно выявлять максимальные уровни цен и устранять несоответствия.

Централизация учета
Что касается оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, в настоящей статье мы остановимся не столько на обзоре методики, сколько на предлагаемом компанией решении по централизации учета — «Централизованной бухгалтерии». Данное решение, используемое в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, социальной политики Ярославской и Вологодской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, а в Иркутской области даже на уровне муниципальных районов, сейчас особенно актуально. С его помощью:
-производится передача полномочий по ведению бюджетного учета учреждения в централизованную бухгалтерию, что позволяет уменьшить расходы на организацию бюджетного учета учреждения, содержание штата бухгалтеров, а также хозяйственные расходы на обеспечение их деятельности;
-за руководителем бюджетного учреждения закрепляются только управленческие и административные функции;
увеличивается достоверность бюджетного учета обслуживаемых учреждений;
-для ведения бюджетного учета и составления отчетности в централизованной бухгалтерии привлекаются квалифицированные специалисты;
-повышается качество и оперативность получения регламентированной отчетности — бухгалтерской, бюджетной, статистической, налоговой.
Так, создание централизованной бухгалтерии Зиминского района Иркутской области позволило силами 25 человек обслуживать 1400 сотрудников бюджетной сети и обеспечивать полноценный учет 73 самостоятельных учреждений и 69 структурных подразделений. По сравнению с ведомственной централизацией бюджетного учета экономический эффект от организации централизованной бухгалтерии проявился в уменьшении общего бюджетного финансирования на 4 млн руб. в год — и это только расходы на заработную плату (13 тыс. руб. на одного специалиста в месяц). Кроме того, снизились затраты на обеспечение рабочих мест: помещение, персональный компьютер, бухгалтерская программа, инвентарь и т.д.

БОР как средство оптимизации бюджетной сети

Другим направлением оптимизации бюджетной сети и повышения результативности деятельности бюджетных учреждений являются механизмы бюджетирования, ориентированного на результат. А именно: формирование реестра услуг, разработка стандартов и показателей качества услуг, переход на программно-целевой бюджет, использование в практике управления бюджетными учреждениями государственных заданий и вовлечение бюджетных учреждений в процесс их формирования, увязка механизмов планирования услуг с механизмом планирования и размещения государственного заказа.
Внедрение БОР в практику управления бюджетным процессом позволяет упорядочить деятельность главных распорядителей и получателей бюджетных средств, повысить ответственность руководителей за результаты деятельности, сократить расходы бюджета за счет устранения механизмов индексации и усредненных нормативов, а также обеспечить населению достаточный уровень качества предоставляемых услуг.

Поделиться