Версия для печати 2088 Материалы по теме
железная дорога
Инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2009 год, которая уже несколько раз пересматривалась с конца прошлого года, может подвергнуться новым сокращениям. Вчера президент РЖД Владимир Якунин, находящийся в Испании вместе с президентом России Дмитрием Медведевым, заявил, что выделение железнодорожной монополии 100 млрд руб. из федерального бюджета «находится под вопросом». РЖД рассчитывала на эту сумму для осуществления своей программы развития инфраструктуры. За счет собственных средств компания способна профинансировать инвестпрограмму в размере 252,3 млрд руб. В ноябре прошлого года правительство утвердило инвестиционную программу РЖД на 2009 год в размере 434,2 млрд руб. Министр транспорта Игорь Левитин говорил тогда, что кабинет министров остановился на «самом жестком» из трех предложенных на рассмотрение вариантов развития событий, предусматривавшем максимальное падение железнодорожных перевозок в стране и сокращение доходов РЖД.

Дальнейшее развитие событий, однако, показало, что даже инвестиционные параметры, принятые с учетом самых пессимистических прогнозов, вряд ли могут быть выдержаны. Уже 17 января этого года г-н Якунин публично заявил: «Мы просчитали варианты различных сценариев, и сегодня, по всей видимости, речь должна идти об инвестиционной программе в объеме ориентировочно до 350 млрд руб.». Тогда же он сообщил, что направил в правительство соответствующее предложение скорректировать ранее принятые решения.

А еще месяц спустя анонимный представитель РЖД сказал Интерфаксу, что компания готова на инвестпрограмму объемом до 311,1 млрд руб. в случае, если государство дополнительно выделит ей 100 млрд рублей.

В конце прошлого и начале этого года официальные лица называли разные цифры и формы государственной помощи РЖД. В ноябре, при утверждении инвестпрограммы 2009 года правительством, речь шла о том, что уменьшение доходов компании (по сравнению с 2008 годом) планируется на уровне 75 млрд руб. По словам г-на Якунина, премьер-министр Владимир Путин тогда поручил Минфину и Минтрансу изыскать «источники покрытия этого дефицита».

26 декабря 2008 года на совещании в Петербурге уже сам г-н Путин высказался по этой теме, причем в основном рекомендовал удовлетворить финансовые потребности РЖД не за счет бюджета, а путем заимствований на открытом рынке. «По оценкам специалистов, -- сказал премьер, -- требуется привлечь более 100 млрд руб. на реализацию инвестпрограмм, еще 100 млрд -- на рефинансирование старых долгов РЖД. Считаю возможным разместить облигации компании на сумму до 150 млрд руб.». Правда, там же г-н Путин заявил, что необходимо до 1 февраля 2009 года «принять решение о возможных прямых вложениях государства в уставный капитал компании».

В середине февраля сообщалось, что государство уже приняло решение о внесении в уставный капитал РЖД 50 млрд руб. и что руководство компании ведет с правительством консультации о получении еще 100 млрд руб. таким же путем.

Однако, судя по вчерашнему заявлению г-на Якунина, уверенности в удовлетворении «повышенной» финансовой заявки он уже не испытывает. «Подходы, которые демонстрируют финансисты, озадачивают... Речь шла о выделении 100 млрд руб. на развитие инфраструктуры. Под вопросом находится и эта сумма», -- цитирует президента РЖД агентство РИА Новости.

Масштабные сокращения инвестиций РЖД имели место уже в прошлом году, еще до того, как мировой финансовый кризис дал себя почувствовать в других отраслях российской экономики. Инвестпрограмма 2008 года, утвержденная изначально в размере 480 млрд руб., была фактически выполнена на 388 млрд руб. (т.е. урезана примерно на 20%).

Сбербанк выдал РЖД кредит на 10 млрд руб., говорится в сообщении кредитной организации. Срок кредитования, а также ставку банк не раскрыл. В пресс-службе РЖД ИНТЕРФАКСУ сообщили, что средства предоставлены сроком на полгода в рамках кредитной линии на финансирование текущей деятельности. В середине февраля Сбербанк выдал РЖД кредит на сумму 6 млрд руб. Средства были предоставлены сроком на полгода в рамках этой же кредитной линии на финансирование текущей деятельности.

Источник: "Время новостей", Михаил КУКУШКИН
Поделиться