25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4105 Материалы по теме

Февраль – это месяц, когда региональные Министерства финансов проводят традиционные заседания коллегий, на которых подводят итоги за 2008 год и определяют задачи на 2009 год.

артамонов
Журнал «Бюджет» посетил коллегию Калужской области, поскольку формат данного мероприятия достаточно нестандартен. На протяжении восьми лет в Калужской области практикуется проведение расширенной коллегии Министерства финансов. Не стал исключением и 2009 год. В конференц-зале администрации губернатора области собралось более пятисот человек. В работе коллегии по сложившейся традиции приняли участие первые лица области: губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов, председатель Законодательного собрания области Павел Федорович Каменский, а также представитель Министерства финансов РФ Николай Иванович Гудыма, руководители территориальных органов исполнительной власти, главы муниципальных образований, работники финансовых органов региона. И самыми, пожалуй, почетными участниками этого заседания стали те, кому предстоит изучение и дальнейшее преобразование общественных финансов области — студенты Калужского филиала Академии бюджета и казначейства Минфина России. Участвуя в подобных мероприятиях, будущие финансисты имеют возможность на практике учиться тому, как строится работа финансовых органов области. А поучиться есть чему.

Калужская область — один из динамично развивающихся регионов России. В 2008 г. регион занял первое место по темпам роста промышленности в России. Также в прошлом году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings (Фитч Рейтингз) присвоило области рейтинг с прогнозом «Стабильный». В последнее время доходы региона увеличивались завидными темпами. Растет и количество крупных мировых производителей, выбравших местом расширения своего бизнеса калужский край («Фольксваген», «Вольво», «Нестле», «Самсунг»). Так, по словам губернатора области А. Д. Артамонова, объем инвестиций в основной капитал Калужской области за счет всех источников финансирования в прошлом году составил более 46 млрд руб.

Все названное, а также ряд других мер, направлено на то, чтобы вывести Калужскую область из разряда дотационных регионов РФ. Новая точка отсчета в развитии Калужской области была намечена на 2011 г. Однако мировая финансовая лихорадка вносит свои коррективы. В итоге, как сказала в своем выступлении министр финансов Калужской области Валентина Ивановна Авдеева, прошедший год оказался очень непростым для финансовой системы. «Тот факт, что впервые еще до начала нового финансового года пришлось корректировать основные параметры принятого бюджета, говорит о многом», — отметила Валентина Ивановна. Если накануне обострения ситуации на финансовых рынках бюджетные показатели Калужской области демонстрировали хороший темп роста, то в четвертом квартале 2008 г. наблюдалось снижение поступлений доходов. В итоге из-за спада экономической активности областной бюджет недополучил около 1 200 млн руб., в том числе: 700 млн руб. налогов на прибыль и доходы физических лиц и 500 млн руб. акцизов по подакцизным товарам.

Успехи 2008 года

Однако благодаря общим усилиям и оптимизации процесса исполнения бюджета область смогла добиться определенных результатов. Так, за 2008 г. в областной бюджет поступило доходов в сумме 23 079 млн руб., в том числе налоговых и неналоговых доходов — 14 243 млн руб. Прирост собственной доходной базы по сравнению с 2007 г. составил 2 802 млн руб., или 24,5 %. В консолидированный бюджет области поступило 32 085 млн руб. Из общей суммы доходов поступление налоговых и неналоговых доходов составило 22 717 млн руб. или 130 % к уровню 2007 г.

Завершить финансовый год с такими показателями область смогла благодаря активизации работы органов местного самоуправления по сбору местных налогов и реализации мер, направленных на легализацию доходов налогоплательщиков, увеличению средней заработной платы. Безусловно, данные меры значительно снизили негативное влияние экономических трудностей. Одним из показателей эффективности этой работы можно считать положительную динамику налога на доходы физических лиц в расчете на одного занятого в экономике человека. За 2008 г. этот показатель увеличился по сравнению с 2006 г. в 2,4 раза и составил 25 183 руб.

Стоит отметить тот факт, что бюджетная политика в области расходов была направлена на решение приоритетных задач социальной сферы, экономически значимых программ и мероприятий. При этом расходы на социальную сферу по сравнению с 2007 г. увеличились в 1,5 раза, составив 50,7 % от общего объема расходов. Губернатор области А. Д. Артамонов в своем выступлении подчеркнул, что, несмотря на все трудности, и в 2009 г. бюджетная политика в области расходов будет направлена на решение приоритетных задач социальной сферы и экономически значимых программ и мероприятий. «Мы просто обязаны консолидировать наши усилия для сохранения и повышения уровня жизни калужан», — подвел итог Анатолий Дмитриевич.

Наполнение бюджетов как важнейшее направление деятельности финансовых органов

Поскольку в сложившихся экономических условиях наполнение бюджетов определяется как важнейшее направление деятельности финансовых органов, то в задачах на 2009 г., поставленных на коллегии перед финансистами, отражена именно эта тема. Итак, приоритетными задачами названы:

  • укрепление собственной доходной базы областного и местных бюджетов;
  • повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы Калужской области;
  • совершенствование управления бюджетным процессом в рамках реализации областной целевой программы «Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008–2010 гг.»;
  • своевременное перечисление средств на реализацию мероприятий по приоритетным национальным проектам в сфере образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и доступного жилья;
  • осуществление постоянного контроля за обеспечением своевременной и полной выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы;
  • координация работы отраслевых министерств по оптимизации бюджетных расходов и исключению необоснованных затрат на проведение мероприятий;
  • проведение ежедневного анализа поступлений доходов в областной бюджет и подготовка предложения по оперативному принятию соответствующих решений;
  • проведение анализа эффективности предоставленных налоговых льгот за 2008 г. и т. д.

Это лишь часть важных задач, которые придется решать финансистам региона, но от того, насколько качественно и оперативно они будут это делать, зависит будущее области и ее жителей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно