Версия для печати 21154 Материалы по теме
канаева
Российская провинция — настоящая «золотая жила» для развития туризма: красивейшие ландшафты, уникальные исторические памятники, города, сохранившие свою самобытность. Вот только этот прекрасный потенциал используется не в полную силу. Чтобы изменить ситуацию и привлечь внимание властей к данному вопросу, пять городов объединились в Ассоциацию малых туристских городов России. О том, какие цели ставит перед собой ассоциация и в каком направлении работает, рассказывает заместитель главы Угличского муниципального района по туризму и международным связям, директор ассоциации Елена Канева.

— Елена Францевна, с какой целью была создана Ассоциация малых туристских городов России?
— Считается, что возрождение России начинается с возрождения провинции. Я убеждена: в этом утверждении есть глубокий смысл и историческая правда. Проблема развития малых городов России сегодня как никогда актуальна. И, чтобы найти пути ее решения, необходимо объединить усилия и потенциал малой российской провинции.
Один из путей возрождения — развитие сферы туризма. Ведь с туризмом прямо или косвенно связаны многие отрасли экономики. Для его развития нужны новые автомобильные дороги, гостиницы, автостоянки, мастерские, кафе и рестораны. Следовательно, будут появляться новые рабочие места, бюджет получит дополнительные налоговые поступления. Что это значит, я думаю, объяснять не нужно.
Наши малые города уникальны. В них сосредоточено огромное количество памятников архитектуры, у нас редкие по красоте ландшафты. Одним словом, нам есть что показать и иностранным гостям, и соотечественникам.
Однако, чтобы привлечь внимание потенциальных туристов, удовлетворить их спрос и пожелания, нам необходимо создать конкурентоспособные продукты на нашем туристическом рынке. Для этого в настоящее время, в век глобализации, просто необходима интеграция, в том числе на уровне регионов. Вот это и стало основным толчком для создания Ассоциации малых туристских городов России.

— А кто все-таки первым предложил объединить малые туристские города в ассоциацию?

— Началось все с того, что в июле 2007 года города Углич и Суздаль выступили с инициативой и подписали договор о создании некоммерческой организации «Ассоциация малых туристских городов» (АМТГ). Учредителями ассоциации стали администрация Угличского муниципального района в лице главы района Элеоноры Михайловны Шереметьевой и администрация города Суздаль в лице главы города Сергея Борисовича Годунина. А в ноябре 2007 года в Москве при поддержке Федерального агентства по туризму состоялось информационное собрание, на которое были приглашены главы двадцати городов, обладающих наибольшим туристическим потенциалом. Это такие города, как Городец, Ростов Великий, Елабуга, Мышкин, Переславль-Залесский, Валдай, Кронштадт, Муром, Сергиев Посад, Дмитров и другие.
Мероприятие было посвящено именно вопросу создания АМТГ. Собравшиеся обсудили будущую деятельность ассоциации, определили цели и задачи, а также правила вступления новых членов. Было решено, что вступить в ассоциацию могут города России с населением не более 150 тыс. человек, основанные не позднее XVIII века, имеющие развитую сферу туризма и располагающие хотя бы одной гостиницей трехзвездочного  уровня. Ну и конечно на собрании всем участникам было сделано предложение о вступлении в ассоциацию в качестве ее членов.
Ассоциация малых туристских городов была официально зарегистрирована 5 декабря 2007 года.

— Сколько городов входит в ассоциацию и кто ее сегодня возглавляет?
— В настоящее время в ассоциацию входят пять городов: Дмитров, Елабуга, Мышкин, Суздаль и Углич. Все члены нашей ассоциации хорошо известны на внутрироссийском туристическом рынке, имеют свои туристические бренды. Президентом АМТГ сегодня является глава Угличского муниципального района Э. М. Шереметьева.

— Какие основные цели ставит перед собой Ассоциация малых туристских городов России?
— Цель номер один, стоящая перед ассоциацией, — это представление интересов городов — членов ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, а именно организация для малых туристских городов политической, законодательной и финансовой федеральной поддержки.
Как я уже говорила выше, в век глобализации важно объединиться и решать проблемы сообща. Так вот, следующая цель ассоциации — выработать и реализовать единую политику в области развития туризма в городах — членах ассоциации.
Не менее важная задача — создание качественно нового российского туристического маршрута, который бы объединил потенциал наиболее интересных и развитых с туристской точки зрения малых исторических провинциальных городов России.
Все мы понимаем, что успех нового маршрута будет зависеть от нескольких составляющих, в том числе от эффективного продвижения маршрута на российском и зарубежном туристических рынках. Для этого мы опять-таки должны объединить усилия и разработать необходимую стратегию.
Очень важен уровень обслуживания в туристической сфере малых исторических городов. Ведь не секрет, что зачастую наши соотечественники выбирают заграницу для своих туристических поездок только потому, что там четко действует правило: цена должна соответствовать качеству услуг. У нас же это правило пока не работает и сервис по-прежнему остается «ненавязчивым».
Ну и последняя цель — разработка и внедрение программ сотрудничества между членами ассоциации.

— Елена Францевна, с какими инициативами выступает ассоциация? Какое направление в работе на сегодняшний день вы считаете наиболее значимым?

— Главная инициатива, с которой мы выступаем, — возрождение провинции через развитие сферы туризма.
Мы не устаем повторять, что нам несказанно повезло. Ни в одной стране мира не сохранилось такого количества исторических городов, бережно хранящих свою самобытность, как в России. И мы просто обязаны создать цивилизованные туристические города, не уничтожив при этом сложившуюся культуру городов.
Что касается основных направлений нашей деятельности, то их сегодня два. Во-первых, налаживание диалога с федеральными структурами для оказания законодательной, политической и финансовой поддержки малым городам. Во-вторых, создание объединенного конкурентоспособного турпродукта, в том числе для индивидуальных туристов.

— Несмотря на то что ассоциации чуть больше года, она уже заявила о себе конкретными делами. Скажите, какие мероприятия вы считаете самыми значимыми?
— Да, действительно, за время существования ассоциации мы успели сделать многое. Но особенно значимым я считаю то, что 1 августа 2008 года  во время визита в Углич Д. А. Медведева мы подготовили и передали в адрес президента и министра регионального развития Д. Н. Козака письма с обращением членов АМТГ о необходимости создания федеральной программы «Туризм как путь возрождения российской провинции». В обращениях был сделан акцент на важность доведения инфраструктуры и благоустройства малых исторических городов до европейских стандартов с условием сохранения их исторического наследия и самобытности.
Кроме того, глава Угличского муниципального района, президент АМТГ Э. М. Шереметьева и глава г. Суздаля, вице-президент АМТГ С. Б. Годунин выступили с инициативой о предоставлении муниципальным образованиям полномочий по созданию условий для формирования туристической инфраструктуры и развития туризма. На сегодняшний день российским законодательством туризм отнесен к полномочиям федерального и регионального уровней, поэтому муниципалитеты лишены возможности участвовать в развитии и формировании туристической инфраструктуры. Чтобы исправить возникшую ситуацию, необходимо внести в раздел «Вопросы местного значения муниципальных районов» Федерального закона № 131 соответствующие изменения.
Надо сказать, что наши обращения не остались незамеченными. Уже в конце августа в соответствии с поручением президента в адрес АМТГ пришли письма из Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства регионального развития РФ с соответствующими запросами. По этим запросам члены ассоциации разработали предложения от городов — членов АМТГ по организации Федеральной целевой программы «Туризм — один из путей возрождения российской провинции».

— Чтобы привлечь туристов, необходимо не только развивать инфраструктуру туристических городов, но и формировать конкурентоспособные туры, популяризировать их. Что-то уже сделано в этом направлении?
— Да, некоторую работу в этом направлении ассоциация провела. Разработан веломаршрут между городами ассоциации. Первый велопробег между городами — членами АМТГ успешно состоялся. Этое продукт был разработан для молодежного туризма, спортсменов и, конечно же, любителей велопутешествий. Мы считаем, что за счет этого нового сегмента мы сможем увеличить турпоток. К тому же это отличный способ популяризации велоспорта и здорового образа жизни, создание поля для общения,  предоставление возможности всем любителям велоспорта заявить о себе.
Интересный маршрут («В малые города за большой историей») между городами АМТГ мы разработали и для автолюбителей. Он пройдет по малым историческим городам, которые в настоящее время являются «передовым эшелоном» в развитии туризма. Первая часть автоэкспедиции по городам-членам АМТГ состоялась в 2008 году, а проведение второй части по маршруту Москва — Дмитров — Углич — Мышкин планируется на начало 2009 года. В этом же году мы планируем разработать и выпустить путеводитель для автотуристов по проработанному маршруту.
Безусловно, чтобы наши города, наши проекты, и уже существующие, и те, что пока только планируются, стали успешными в сфере туризма, их надо продвигать и популяризировать. Работа в этом направлении началась. Создан интернет–портал АМТГ(www.amtg-rus.ru), где любой желающий сможет узнать о малых туристических городах любую интересующую его информацию.
Кроме того, для представления объединенного туристского потенциала городов АМТГ мы разработали туристский бренд — «Пять звезд российской провинции» и выпустили рекламно-информационный каталог с одноименным названием (на русском и английском языках). В каталоге мы представили все то, чем можно привлечь туристов в наши города Дмитров, Елабугу, Суздаль, Мышкин, Углич. Одним словом, раскрыли туристский потенциал пяти членов ассоциации.
АМТГ приняла участие в международной туристической выставке «World travel market», которая прошла в ноябре 2008 года в Лондоне. Стенд был представлен в составе объединенного стенда Ростуризма. На выставке в рамках презентации «Новые российские маршруты», организованной Ростуризмом для прессы и представителей международного турбизнеса, дирекция АМТГ представила наш новый туристский бренд «Пять звезд российской провинции». Надо сказать, что эта презентация была признана одной из лучших.
Мы приняли активное участие в первом инвестиционном форуме «Муниципальная Россия — 2008». Наша ассоциация подготовила и провела заседание круглого стола на тему «Туризм — важнейшая отрасль экономики муниципальных образований — малых туристских городов России — 2008». Проблему туризма пришли обсудить представители различных регионов России: Ярославской, Владимирской, Костромской, Нижегородской и других  областей, Республики Татарстан, Красноярского и Приморского краев, Уральского округа и т. д.
По итогам заседания участники круглого стола приняли резолюцию, в которой обратились к государственным органам власти с просьбой оказать помощь малым туристским городам в развитии въездного и внутреннего туризма, а также в повышении роли данной отрасли в экономическом развитии этих городов. В документе были прописаны основные направления государственной поддержки, в которой нуждаются малые города. Резолюция была направлена в Министерство спорта, туризма и молодежной политики и Федеральное агентство по туризму.
Одним словом, вся деятельность ассоциации направлена на то, чтобы привлечь внимание к проблемам развития малых туристских городов. И надо сказать, что нам это удалось. Вопрос о перспективах развития наших городов поднялся до государственного уровня. Это вселяет надежду на то, что положительные перемены не за горами. 

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА
Поделиться