Сложная финансовая ситуация, затронувшая все области экономики, не могла не сказаться на медиарынке. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела аналитическое исследование состояния медиабизнеса и прогнозов его развития за период с сентября 2008 года по февраль 2009-го. Согласно экспертным оценкам, сокращение персонала в медиаиндустрии затронет минимум 20% -- максимум 50% кадрового состава. Изменены системы оплаты как труда журналистов, так и других категорий сотрудников редакций. Помимо сокращения штатов медийные компании сообщают о прекращении финансирования новых проектов, отказываются от выпуска тематических или региональных приложений. В ближайшее время многие издания изменят периодичность выхода, чтобы оптимизировать свой бюджет. Тем не менее в происходящих сегодня на медиарынке процессах большинство экспертов видит и положительные моменты, способствующие очищению рынка -- в том числе от "излишней" рекламы.
Для подготовки обзора были исследованы центральные и региональные печатные, а также электронные СМИ -- с одной стороны, изучалось положение самих СМИ, с другой -- мнение выступающих в них экспертов о происходящих на медиарынке изменениях. В медиабизнесе внедрение антикризисных программ для выхода из сложной экономической ситуации с наименьшими потерями проходит так же, как и в компаниях других секторов экономики. На первый план выходит проблема кадров и зарплат. Кроме экономии на «человеческом факторе» и отказа от дорогостоящих проектов в ближайшее время многие издания изменят периодичность выхода, чтобы оптимизировать свой бюджет. Сокращение тиражей и расходов на полиграфию -- еще одна возможность экономии средств. А некоторые издания вообще прекращают выходить в печатном виде и уходят в онлайн.
Кризис обнажил слабые маркетинговые позиции многих СМИ. Проблемы возникли у тех медиаресурсов, которые существовали только за счет рекламы. Происходит отсев тех игроков, которые не смогли занять свою нишу и привлечь аудиторию к своим СМИ. В качестве положительного веяния экспертами отмечается ужесточение подхода к профессиональному уровню журналистов. Рынок зарплат в последние годы был перегрет и переоценен -- медиаиндустрия здесь не исключение. Зарплаты медиазвезд превосходили все разумные рамки. Как считают специалисты, сейчас наступило время креативных идей, продуманного менеджмента и качественного контента.
Проблемы на рынке СМИ часть экспертов, высказывавшихся по этому поводу на страницах газет (по подсчетам Public.Ru, таких оказалось порядка 24%), склонна связывать с резкими сокращениями объемов рекламы. По словам руководителя территориальной группы «Компании развития общественных связей» (КРОС) Тараса Фомченкова, «по мнению редакторов региональных СМИ, кризис серьезно не повлиял только на рынок общественно-политических СМИ, учредителями которых являются администрации областного и районного уровня. Единственное, что заметно для всех СМИ, это уменьшение объема рекламы».
По мнению еще одной части экспертов (около 57%), деньги у рекламодателей есть, но сейчас, когда течение кризиса сложно прогнозировать, средства просто «придерживают на черный день». Компании перестраховываются. Как считают, пик кризиса на рекламном рынке придется на март 2009 года. Но тот факт, что на рынке сократится количество изданий, направленных не столько на читателя, сколько на рекламодателя, эксперты называют положительным эффектом. В будущем, по мнению аналитиков, на рынке СМИ долгосрочных контрактов с рекламодателями либо не будет вовсе, либо в них будут заложены разнообразные условия их изменения.
Кризис стал лишь катализатором негативных процессов в медиабизнесе, полагают многие эксперты. Рынок печатной прессы приходил в упадок и без нынешнего кризиса -- благодаря Интернету онлайн-газеты и журналы, в том числе и блоги, начали активно вытеснять своих бумажных собратьев, переманивая читателей. На руку онлайн-изданиям играет не качество предоставляемой информации, а скорость ее доставки до потребителя. Online предоставляет информацию максимально оперативно, при этом расходы онлайн-изданий значительно ниже, чем у их печатных конкурентов.
По словам генерального директора PR-агентства «ПРОСТОР: PR & Консалтинг» Романа Масленникова, «выход из «кризиса СМИ» один: писать качественные новости быстро, доступно и давать немедленную обратную связь с читателями, что и позволяют делать блоги».
О том, что в период кризиса возрастет значение интернет-СМИ, говорят почти все аналитики. С другой стороны, по данным ФАС на конец 2008 года, Интернетом было охвачено всего около 25% населения страны. Высоки цены на магистральную передачу данных, отсюда и слишком высокие для регионов тарифы на Интернет. Да и цены на использование абонентских линий в ряде регионов завышены. Так что хоронить печатные СМИ рано, несмотря на пугающую статистику по количеству закрывшихся газет. По данным «Роспечати», лишь примерно половина от зарегистрированных газет и журналов находится в постоянном рыночном обороте. Региональные управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций в последнее время обратили внимание на «мертвые души». К примеру, в 2008 году на юге Тюменской области прекратили свою деятельность 34 СМИ. Все закрытые газеты и журналы не выходили больше года -- этого срока достаточно, чтобы констатировать их закрытие.
В анализе того, какие издания будут наиболее востребованы, можно выделить два направления экспертных мнений, которые звучат в прессе примерно в равных долях. Первая группа экспертов (около 47%) считает, что за 2008 год аудитория большинства российских газет серьезно увеличилась, а интерес российских читателей к газетам и журналам, вопреки ряду прогнозов, растет. Аудитория увеличивается у изданий с сильным брендом и проверенной репутацией. Читатели все чаще интересуются течением экономического кризиса, а также -- в принципе -- экономикой и политикой.
С подобной точкой зрения не согласна другая часть аналитиков (порядка 53%), которая полагает, что тенденция к уменьшению аудитории изданий определенно существует. Серьезные кадровые сокращения в крупных городах затронули активную часть потребителей печатной продукции, и, как результат, стало приобретаться меньше газет и журналов. Обе категории экспертов сходятся во мнении, что наиболее востребованными в условиях кризиса могут оказаться те издания, которые помимо информационной составляющей помещают аналитические материалы, которые способны помочь читателю сориентироваться в новых экономических реалиях.
На страницах СМИ прозвучало еще одно заслуживающее внимания экспертное мнение, впрочем, количество его приверженцев очень невелико (менее 5%). По прогнозам этой немногочисленной части экспертов, на рынке начнется отток читателей из глянцевых журналов ввиду падения интереса к развлекательным изданиям и программам. Механизм кризиса глянцевых СМИ, по мнению экспертов, очевиден: если доходы россиян начнут сокращаться, то они в первую очередь откажутся от товаров не первой необходимости. В их число как раз и входят гламурные издания. Когда нет денег на дорогую одежду и косметику, то и читать о них незачем. С другой стороны, рекламодатели также заметят падение интереса к глянцу. Одновременно у них самих станет меньше денег, ведь граждане перестанут покупать их товары.
В целом большая часть представителей медиабизнеса уверена, что получит поддержку от властных структур как на федеральном, так и на региональном уровне, поскольку наличие авторитетных СМИ выступает своеобразным фактором социально-политической стабильности. В списках существующих краевых и муниципальных целевых программ программы сотрудничества со СМИ пока не секвестрируются. «Спрос на информацию в наше время огромен, и финансовый кризис его только еще больше стимулирует. Поэтому массмедиа обязательно выживут. Другое дело, в каком виде и в каком количестве, но думаю, больше чем на 10--15% от нынешнего количества активных изданий сокращение не произойдет»,-- считает генеральный директор агентство мониторинга и аналитики информации «Открытые медиа. Исследования» Дмитрий Воронцов.
Источник: "Время Новостей", Ирина СКЛЯРОВА
Для подготовки обзора были исследованы центральные и региональные печатные, а также электронные СМИ -- с одной стороны, изучалось положение самих СМИ, с другой -- мнение выступающих в них экспертов о происходящих на медиарынке изменениях. В медиабизнесе внедрение антикризисных программ для выхода из сложной экономической ситуации с наименьшими потерями проходит так же, как и в компаниях других секторов экономики. На первый план выходит проблема кадров и зарплат. Кроме экономии на «человеческом факторе» и отказа от дорогостоящих проектов в ближайшее время многие издания изменят периодичность выхода, чтобы оптимизировать свой бюджет. Сокращение тиражей и расходов на полиграфию -- еще одна возможность экономии средств. А некоторые издания вообще прекращают выходить в печатном виде и уходят в онлайн.
Кризис обнажил слабые маркетинговые позиции многих СМИ. Проблемы возникли у тех медиаресурсов, которые существовали только за счет рекламы. Происходит отсев тех игроков, которые не смогли занять свою нишу и привлечь аудиторию к своим СМИ. В качестве положительного веяния экспертами отмечается ужесточение подхода к профессиональному уровню журналистов. Рынок зарплат в последние годы был перегрет и переоценен -- медиаиндустрия здесь не исключение. Зарплаты медиазвезд превосходили все разумные рамки. Как считают специалисты, сейчас наступило время креативных идей, продуманного менеджмента и качественного контента.
Проблемы на рынке СМИ часть экспертов, высказывавшихся по этому поводу на страницах газет (по подсчетам Public.Ru, таких оказалось порядка 24%), склонна связывать с резкими сокращениями объемов рекламы. По словам руководителя территориальной группы «Компании развития общественных связей» (КРОС) Тараса Фомченкова, «по мнению редакторов региональных СМИ, кризис серьезно не повлиял только на рынок общественно-политических СМИ, учредителями которых являются администрации областного и районного уровня. Единственное, что заметно для всех СМИ, это уменьшение объема рекламы».
По мнению еще одной части экспертов (около 57%), деньги у рекламодателей есть, но сейчас, когда течение кризиса сложно прогнозировать, средства просто «придерживают на черный день». Компании перестраховываются. Как считают, пик кризиса на рекламном рынке придется на март 2009 года. Но тот факт, что на рынке сократится количество изданий, направленных не столько на читателя, сколько на рекламодателя, эксперты называют положительным эффектом. В будущем, по мнению аналитиков, на рынке СМИ долгосрочных контрактов с рекламодателями либо не будет вовсе, либо в них будут заложены разнообразные условия их изменения.
Кризис стал лишь катализатором негативных процессов в медиабизнесе, полагают многие эксперты. Рынок печатной прессы приходил в упадок и без нынешнего кризиса -- благодаря Интернету онлайн-газеты и журналы, в том числе и блоги, начали активно вытеснять своих бумажных собратьев, переманивая читателей. На руку онлайн-изданиям играет не качество предоставляемой информации, а скорость ее доставки до потребителя. Online предоставляет информацию максимально оперативно, при этом расходы онлайн-изданий значительно ниже, чем у их печатных конкурентов.
По словам генерального директора PR-агентства «ПРОСТОР: PR & Консалтинг» Романа Масленникова, «выход из «кризиса СМИ» один: писать качественные новости быстро, доступно и давать немедленную обратную связь с читателями, что и позволяют делать блоги».
О том, что в период кризиса возрастет значение интернет-СМИ, говорят почти все аналитики. С другой стороны, по данным ФАС на конец 2008 года, Интернетом было охвачено всего около 25% населения страны. Высоки цены на магистральную передачу данных, отсюда и слишком высокие для регионов тарифы на Интернет. Да и цены на использование абонентских линий в ряде регионов завышены. Так что хоронить печатные СМИ рано, несмотря на пугающую статистику по количеству закрывшихся газет. По данным «Роспечати», лишь примерно половина от зарегистрированных газет и журналов находится в постоянном рыночном обороте. Региональные управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций в последнее время обратили внимание на «мертвые души». К примеру, в 2008 году на юге Тюменской области прекратили свою деятельность 34 СМИ. Все закрытые газеты и журналы не выходили больше года -- этого срока достаточно, чтобы констатировать их закрытие.
В анализе того, какие издания будут наиболее востребованы, можно выделить два направления экспертных мнений, которые звучат в прессе примерно в равных долях. Первая группа экспертов (около 47%) считает, что за 2008 год аудитория большинства российских газет серьезно увеличилась, а интерес российских читателей к газетам и журналам, вопреки ряду прогнозов, растет. Аудитория увеличивается у изданий с сильным брендом и проверенной репутацией. Читатели все чаще интересуются течением экономического кризиса, а также -- в принципе -- экономикой и политикой.
С подобной точкой зрения не согласна другая часть аналитиков (порядка 53%), которая полагает, что тенденция к уменьшению аудитории изданий определенно существует. Серьезные кадровые сокращения в крупных городах затронули активную часть потребителей печатной продукции, и, как результат, стало приобретаться меньше газет и журналов. Обе категории экспертов сходятся во мнении, что наиболее востребованными в условиях кризиса могут оказаться те издания, которые помимо информационной составляющей помещают аналитические материалы, которые способны помочь читателю сориентироваться в новых экономических реалиях.
На страницах СМИ прозвучало еще одно заслуживающее внимания экспертное мнение, впрочем, количество его приверженцев очень невелико (менее 5%). По прогнозам этой немногочисленной части экспертов, на рынке начнется отток читателей из глянцевых журналов ввиду падения интереса к развлекательным изданиям и программам. Механизм кризиса глянцевых СМИ, по мнению экспертов, очевиден: если доходы россиян начнут сокращаться, то они в первую очередь откажутся от товаров не первой необходимости. В их число как раз и входят гламурные издания. Когда нет денег на дорогую одежду и косметику, то и читать о них незачем. С другой стороны, рекламодатели также заметят падение интереса к глянцу. Одновременно у них самих станет меньше денег, ведь граждане перестанут покупать их товары.
В целом большая часть представителей медиабизнеса уверена, что получит поддержку от властных структур как на федеральном, так и на региональном уровне, поскольку наличие авторитетных СМИ выступает своеобразным фактором социально-политической стабильности. В списках существующих краевых и муниципальных целевых программ программы сотрудничества со СМИ пока не секвестрируются. «Спрос на информацию в наше время огромен, и финансовый кризис его только еще больше стимулирует. Поэтому массмедиа обязательно выживут. Другое дело, в каком виде и в каком количестве, но думаю, больше чем на 10--15% от нынешнего количества активных изданий сокращение не произойдет»,-- считает генеральный директор агентство мониторинга и аналитики информации «Открытые медиа. Исследования» Дмитрий Воронцов.
Источник: "Время Новостей", Ирина СКЛЯРОВА