Версия для печати 19807 Материалы по теме
артюхин
Подведя итоги работы за 2008 г., Казначейство России определило основные направления своей деятельности на три года вперед. Об этом рассказывает Роман АРТЮХИН, руководитель Федерального казначейства.

Трехлетний план
Прошедший год можно охарактеризовать как переходный в развитии Казначейства России. Весь этот период происходила подготовка к началу качественно нового этапа — к работе, которая должна базироваться на положениях бюджетного законодательства, вступившего в силу с 1 января 2009 г. Приступая к новому этапу работы, на основе опыта предыдущих лет мы традиционно определили для себя 12 наиболее значимых, приоритетных задач на среднесрочную перспективу:
1. Совершенствование системы бюджетных платежей.
2. Прозрачность и доступность информации о состоянии общественных финансов.
3. Электронное казначейство.
4. Разработка и внедрение административных регламентов в рамках проводимой административной реформы.
5. Кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов.
6. Завершение проекта модернизации казначейской системы Российской Федерации.
7. Разработка и внедрение Концепции безопасности Казначейства России.
8. Мониторинг функциональной деятельности Казначейства России.
9. Технологическая регламентация.
10. Управленческий учет в системе Казначейства России.
11. Эффективная кадровая политика.
12. Оптимизация деятельности.

В целях совершенствования системы бюджетных платежей нам предстоит улучшить процедуры доведения бюджетных данных от главных распорядителей до получателей бюджетных средств, совершенствовать операционную работу в органах Казначейства России, сокращать сроки проведения клиентских операций.
Следует решать задачи развития системы управления средствами на едином счете федерального бюджета, минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, оптимизации механизмов уплаты платежей физических лиц в пользу публично-правовых образований.
«Свободный доступ наших граждан к информации — это одна из самых значимых характеристик демократического развития», — отметил в одном из своих выступлений президент России. Для обеспечения прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов — нашей второй задачи на трехлетнюю перспективу — планируется регламентировать порядок распространения информации об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для внешних пользователей, автоматизировать систему предоставления пользователям необходимой информации.
Следует проводить анализ востребованности информации, предоставляемой участникам бюджетного процесса в соответствии с нормативно-правовыми актами, и ее оптимизации. Наша цель — организовать такую систему формирования и представления бюджетной отчетности, при которой отчетность формируется и представляется заинтересованным пользователям максимально оперативно и является достоверной.
Казначейству вместе с Минфином России необходимо решить вопрос о консолидации в секторе государственного управления информации о деятельности государственных корпораций. Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования информационной политики Казначейством России в 2009 г. будет продолжена работа, направленная на совершенствование работы по информационному освещению своей деятельности. Будет проведен мониторинг информационной открытости интернет-сайтов Управлений по субъектам Российской Федерации, продолжена работа по модернизации интернет-сайтов Казначейства России.
В рамках третьей задачи — реализации проекта «Электронное казначейство» — безусловно, необходимо продолжить развитие системы электронного документооборота с клиентами, в том числе обеспечение приема отчетности в электронном виде.
Для реализации четвертой задачи — разработки и внедрения административных регламентов — до конца 2009 г. в рамках проводимой административной реформы запланировано разработать и утвердить четыре административных регламента по исполнению государственных функций, а в 2010 г. еще столько же (см. слайд 1. — Прим. редакции). Таким образом, мы регламентируем государственные функции Казначейства России.
слайд 1
Разработка административных регламентов необходима для того, чтобы исключить избыточные административные процедуры и одновременно более четко раскрыть необходимые процедуры. Наша цель в этой работе — повышение качества исполнения государственных функций.
Пятая задача обусловлена требованием Бюджетного кодекса РФ, согласно которому кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов с 1 января 2010 г. должно осуществляться Федеральным казначейством. В свое время была разработана Концепция по их кассовому обслуживанию. В 2010 г. планировалось пилотное внедрение с тем, чтобы с 2011 г. качественно и в полной мере приступить к кассовому обслуживанию исполнения бюджетов фондов. 22 января 2009 г. было принято решение о переносе срока начала кассового обслуживания органами Федерального казначейства исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2014 г. и внесении в связи с этим соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ.
Несмотря на такую отсрочку, мы планируем все же подготовить в 2009 г. нормативно-правовую документацию по указанному вопросу. Так же, в порядке пилотного внедрения, в 2011–2012 гг. Казначейство России намерено приступить к кассовому обслуживанию исполнения бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.
Шестым пунктом в списке стратегических дел Казначейства России значится завершение проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации».
Автоматизированная система Федерального казначейства (далее АС ФК) предоставляет как Федеральному казначейству, так и всем другим органам государственной власти и управления принципиально новый сервис по формированию любой нерегламентированной отчетности, основанной на информации, накапливаемой в нашей системе. Эта услуга позволит существенно облегчить работу главных распорядителей, распорядителей и получателей средств по исполнению возложенных на них полномочий. Существенно повысится эффективность работы самого Федерального казначейства за счет сокращения сроков выполнения операций, благодаря централизации хранения информации, исключения большого объема однотипных операций по консолидации данных и их передаче между уровнями системы, а также увеличения производительности оборудования, повышения качества и скорости связи. Принципиально поднимется уровень надежности и в том числе безопасности автоматизированной системы в связи с оптимизацией ее архитектуры, обеспечения полностью юридически значимого документооборота, сопровождаемого формированием подробной истории всех операций, а также путем создания современной катастрофоустойчивой инфраструктуры (см. слайд 2. — Прим. редакции).
слайд 2
В 2009 г. планируется осуществить внедрение прикладного программного обеспечения АС ФК в трех пилотных регионах: Самарской, Саратовской и Ульяновской областях. Тиражирование системы будет осуществляться в два этапа: в 20 регионах «первой волны» — с 1 июля 2009 г., в остальных — с 1 января 2010 г. (см. слайд 3. — Прим. редакции). 
Также будет произведено техническое перевооружение органов Федерального казначейства. Предстоит замена серверов, персональных станций, обновление ведомственной транспортной сети, чтобы была четкая и непрерывная связь по всей стране.
АС ФК должна стать базой для развития всей автоматизированной системы управления общественными финансами.
Разработка и утверждение Концепции безопасности Казначейства России — наша седьмая задача. Концепция будет охватывать максимально широкий спектр угроз безопасности и способов их предотвращения. В ближайшее время предстоит также составить план мероприятий по внедрению концепции, после чего мы немедленно приступим к его реализации.
Концепция безопасности будет утверждена установленным порядком и внедрена всеми органами Федерального казначейства.
Восьмая задача — мониторинг функциональной деятельности Казначейства России. В целях проведения мониторинга функциональной деятельности Казначейства России, а также оценки результативности деятельности управлений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства в ближайшее время нам предстоит разработать и внедрить соответствующие приказы.
Мониторинг должен осуществляться по всем направлениям деятельности Казначейства России, формироваться в автоматизированном режиме, а его результаты должны использоваться для оценки качества выполнения территориальными органами своих полномочий. Данные мониторинга будут доступны для всех территориальных органов, давая возможность проводить сравнение собственных результатов деятельности с деятельностью других органов.
В рамках девятой задачи по технологической регламентации и нормированию трудозатрат деятельности органов Казначейства России в 2009 г. нам необходимо будет произвести нормирование трудозатрат на осуществление функциональной деятельности Казначейства России при использовании прикладного программного обеспечения, а также внедрение соответствующего программного и организационного обеспечения. В настоящее время деятельность всех территориальных органов Казначейства России автоматизирована единым прикладным программным обеспечением и описана 66 технологическими регламентами, в которых осуществлена привязка ролей и конкретных сотрудников ко всем бизнес-процессам.
Автоматизированная система позволит путем применения нормативов выполнения операций оценить эффективность работы подразделений и отдельных сотрудников, а также качество выполнения всех бизнес-процессов. Вся эта информация будет доступна руководству в различных разрезах и формах для принятия управленческих решений. Решение этой задачи обеспечит полное едино­образие работы всех органов Казначейства России, оперативный мониторинг их деятельности и позволит снизить трудозатраты.
К концу 2009 г. мы должны не только утвердить, но и внедрить 77 технологических регламентов.
Десятая задача — внедрение управленческого учета по главе 100 «Федеральное казначейство», — является основой для внедрения бюджетирования по результатам в системе Казначейства России.
В связи с реализацией одиннадцатой задачи — кадровой политикой, проводимой Казначейством России — особое внимание будет уделено проведению комплекса антикоррупционных мероприятий. В рамках мероприятий по проведению административной реформы, а также в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного президентом России, Федеральное казначейство разработало Программу противодействия коррупции в Федеральном казначействе на 2008–2010 гг. и план ее реализации, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 сентября 2008 г. № 257.
Целью этой Программы является предупреждение причин и условий, порождающих возможность коррупции при исполнении Федеральным казначейством государственных функций. Программа основывается на разработке и реализации системы программных мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных проявлений по следующим основным направлениям:
  • обеспечение действенных мер по профилактике коррупционных правонарушений;
  • совершенствование организации деятельности по размещению государственных заказов;
  • организация проведения правовой экспертизы проектов ведомственных нормативных актов с целью выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции;
  • формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных гражданских служащих и т. д.
Необходим комплекс мер по формированию и обновлению кадрового резерва на замещение руководящих должностей, по организации эффективной модели профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, а также по обеспечению интеллектуального и творческого развития молодых специалистов, работающих в системе Казначейства России.
слайд 3
Оптимизация деятельности — последний пункт в списке стратегических задач, стоящих перед нами. В 2009 г. с участием территориальных органов мы разработаем концепцию оптимизации органов Федерального казначейства.
Результаты проводимых экспериментов по оптимизации сети в пилотных регионах с учетом результатов внедрения Автоматизированной системы Федерального казначейства будут использованы в 2010 г. при рассмотрении вопросов централизации ряда функций отделений на уровне Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ. Необходимы они и для дальнейшего совершенствования казначейской системы исполнения бюджетов.

Основные задачи деятельности Казначейства России в текущем году

Отдельно хочу остановиться на основных задачах деятельности Казначейства России в текущем году.
С 1 августа 2009 г. органы Казначейства России (в соответствии с совместными указаниями Минфина и Казначейства России) прекратят действия Соглашений и Регламентов, заключенных с неуполномоченными органами власти субъектов РФ. Связано это с тем, что финансовые органы 14 субъектов РФ в нарушение положений Бюджетного кодекса и законодательства о местном самоуправлении приняли на себя полномочия по кассовому обслуживанию исполнения 5160 самостоятельных бюджетов муниципальных образований, что составило порядка 22 % от общего количества муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет.
Также, начиная с текущего года, планируется реализовать возможность применения «смешанного варианта» кассового обслуживания. Он позволяет Казначейству обслуживать лицевые счета отдельных участников бюджетного процесса при обслуживании бюджета по варианту с открытием лицевого счета финоргану. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и администрациям муниципальных образований необходимо будет определиться с оптимальным для себя вариантом кассового обслуживания исполнения бюджетов.
Еще одна задача, стоящая перед Казначейством, — это необходимость организации работы по кассовому планированию операций и управлению средствами федерального бюджета. Казначейству России предстоит продолжить начатую в апреле прошлого года работу по размещению средств федерального бюджета, обеспечив в 2009 г. поступление доходов в сумме 20 млрд руб.
В условиях возникших качественно новых рисков необходимо укреплять банковскую систему страны. Роль Казначейства в решении этой задачи состоит в том, чтобы минимизировать объемы обращения наличной денежной массы в секторе государственного управления. Совершенствование системы бюджетных платежей позволит ускорить оборачиваемость средств в экономике, повысить уровень ликвидности в банковском секторе, сократить теневой оборот наличных денежных средств.
В нескольких регионах недостаточно применяются современные технологии выплаты заработной платы с использованием банковских карт. Всего объем перечислений средств для выплаты сотрудникам составил в 2008 г. по федеральному бюджету 835,4 млрд руб., из них на банковские карты — 368,6 млрд руб., то есть 44 %. Лишь в 12 субъектах РФ доля применения банковских карт составляет свыше 60 %. В 37 — меньше 40 % (см. слайд 4. — Прим. редакции). В связи с этим в 2009 г. на территории Краснодарского края планируется провести эксперимент по обеспечению получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием банковских карт. О предварительных итогах и предложениях по распространению указанного эксперимента на все субъекты РФ в ноябре 2009 г. будет подготовлен доклад в Министерство финансов РФ.

слайд 4
Отдельного внимания заслуживает решение вопроса электронного документооборота с применением электронно-цифровой подписи. В этой сфере Казначейство России является пионером среди органов государственной власти. На настоящий момент юридически значимый электронный документооборот без подтверждения на бумажных носителях реализуется как между Казначейством России и его клиентами, так и между сотрудниками Федерального казначейства (охвачено более семи тыс. рабочих мест). Казначейством России создана крупнейшая система удостоверяющих центров, выдающих ЭЦП. Всего в систему электронного документооборота Казначейства России уже вовлечено свыше 102 тыс. участников бюджетного процесса (всего их около 243 тыс).
В 2009 г. нам в первую очередь необходимо наладить электронный документооборот с Минфином России, чтобы ускорить ведение бюджетной росписи, доведение бюджетных данных до всех клиентов, упростить и ускорить переписку между Минфином и Казначейством. Одним из контрольных значений утвержденной Президентом РФ Стратегии развития информационного общества является увеличение к 2015 г. доли электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота до 70 %.
Как в 2008 г., так и в последующие годы одной из основных задач, стоящих перед Казначейством России, является оптимизация функциональной деятельности и, как следствие, оптимизация деятельности всей сети территориальных органов Казначейства России. В 2008 г. начался эксперимент по оптимизации сети отделений на базе управлений по Архангельской и Самарской областям с реализацией двух моделей.
Первая предполагает реорганизацию подведомственных отделений путем присоединения их к Управлению в виде структурных подразделений Управления — отделов (модель, реализуемая в Архангельской области). Вторая — путем присоединения отделений к другим отделениям в виде их структурных подразделений — отделов (модель, реализуемая в Самарской области).
Поиск оптимальной конструкции организации кассового обслуживания на уровне отделений, оптимизация их работы — необходимая мера для оптимизации работы Казначейства в целом. К примеру, анализ Сводного реестра участников бюджетного процесса в разрезе обслуживающих их органов Казначейства России показывает, что 864 отделения обслуживают не более пяти участников бюджетного процесса федерального уровня, что указывает на имеющиеся резервы оптимизации их деятельности (см. слайд 5. — Прим. редакции).
слайд 5
Мы предполагаем к концу текущего года разработать комплекс мероприятий, связанных с оптимизацией нашей деятельности для ее распространения в 2010 г. на всю сеть территориальных органов (с учетом внедрения автоматизированной системы Федерального казначейства).
Казначейство России — один из динамично развивающихся органов государственной власти в Российской Федерации, постоянное развитие и совершенствование которого обусловлено происходящими политическими, экономическими, технологическими и другими изменениями в жизни государства. Необходимость эффективно и своевременно отвечать на все вызовы современности закалила как саму структуру, так и работающих в ней специалистов. И это дает основание полагать, что, несмотря на масштабность предстоящей работы, с поставленными руководством государства и Министерством финансов РФ задачами Казначейство России успешно справится.
Поделиться